ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

№7,

Культурология

Леснова Евгения Евгеньевна


Научный руководитель: Александрина В.А., старший преподаватель ФГБОУ ВО ХГУ


Ключевые слова: НАРОДЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ; ОКРУЖАЮЩЕЙ МИР В МИФОЛОГИИ; ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ; THE PEOPLES OF ANCIENT RUS; SURROUNDING THE WORLD IN MYTHOLOGY; TRADITIONAL BELIEFS.


Аннотация: В статье дается представление об окружающем мире в видении древних славян. Основными составляющими мира в представлении народов Древней Руси являются: земля, два неба и подземно-водная зона. В работе объясняется особенность восприятия каждой из составляющих мира в славянской мифологии.

Мифология любого народа тесным образом связана с его этническими особенностями. Для древних славян таковыми являлись: хозяйственная деятельность, общественное устройство и другие типичные составляющие быта народа. Основой религии и мифологии народов Древней Руси было язычество в своей особой форме – славянское язычество [1]. В своей основе первоначальный термин «язычество» объединяет все религиозные направления, относящиеся как к традиционным верованиям, так и к другим религиям, не относящихся к христианству [2].

Славянское язычество или язычество народов Древней Руси – это система религиозно-мифологических представлений, сформированных в оседлых племенах, живших общностями по типу территориальных общин. Территориальная обособленность и оседлость формирует систему ценностей типичную для крестьянина-общинника. Таким образом, славянское язычество представляет собой систему, отражающую основные составляющие жизни народа: сельскохозяйственные работы, типичные ритуалы (свадьбы, похороны и т.д.), а также домашний быт и привычки. Все вышеназванное в мифологии славян тесным образом связано с природой и представляет собой гармонию с внешним миром.

Внешний мир древними славянами представлялся из четырех частей: земля, два неба и подземно-водная зона (подземно-водный ярус).

Многие народы в своих произведениях изображали землю в качестве округлой плоскости окруженной водой. Вода чаще всего представлялась в качестве моря, реже в качестве двух рек, омывающих землю. В целом фольклор славян не имел четкого представления о море. В произведениях море находилось где-то на краях земли, при этом географическое положения моря иногда конкретизировалось севером «… где на стеклянных горах находится хрустальный дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги» [3]. Такого рода представления, по-видимому, связаны со знакомством с Северным Ледовитым океаном и полярным сиянием. В других произведениях море воспринимается без арктических признаков в качестве источника пищи и транспортных сообщений «здесь ловят рыбу, плавают на кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными городами…» [3]. Данное представление моря связано с Черным морем, носившем ранее название «Русского моря».

Славянские язычники особым образом относились к земле, для них наиболее важным являлся ее аграрный аспект, что следует из именований земли в фольклоре: «Мать сыра земля», «матушка-земля» и т.д. [3]. Макошь – богиня плодоносящей земли-почвы упоминается в качестве важнейших божеств русского пантеона начиная с 980 г. [3].

Наиболее сложным, с позиций формирования представлений, является образ неба в славянской мифологии. В данном случае славянская мифология не отличается от представлений многих других народов, так, на этапе первобытного общества, небо в большей части было интересно лишь с позиций навигации. Охотники, вынужденные перемещаться на значительные расстояния, нуждались в ориентирах для возвращения домой. Таким ориентиром для них послужила полярная звезда, указывающая постоянно направление на север. Представление о небе на более позднем этапе – земледелия отличалось коренным образом, для народа более важным было понимание туч и солнца. При этом испарение земной воды и образование облаков и тумана привело к представлению о запасе воды высоко над землей, при этом случайность процесса выпадения осадков лишний раз доказывала античным народам о «хозяине небесной воды», который ей распоряжался и проливал ее в виде дождя и способствовал лучшей урожайности. Отсюда и появление в мифологии могущественного Рода – повелителя неба и Вселенной, «вдувающего» жизнь во все живое через капли дождя [3].

Ценным для земледельцев являлось и солнце – источник света и тепла, а также условие для произрастания всего в природе. В отличии от дождей, элемент случайности и вмешательства божественной воли в случае солнца полностью исключен. Все языческие обряды народов Древней Руси построены на четырех фазах (временах года) и подчинены 12 солнечным месяцам.

Представление о подземно-водном мире в мифологии славян, как и многих других народов появилось из наблюдения о закате солнца вечером и появлении его утром на другом конце земли, таким образом, солнце, как бы переплывает поземно-водную зону и возникает, с другой стороны. В разных мифах за передвижение солнца отвечают или водоплавающие птицы, в качестве которых выступали утки или лебеди, или подземный змей, ежедневно заглатывающий солнце вечером и вырыгивающий его утром. За дневное движение солнца отвечали или кони, влекущие его по небу или птицы, вроде лебедей.

Мифология в целом, как и мифология славян в частности, представляет одну из первых форм, выражающую отношение о мире. В переводе с древнегреческого «миф» означает «предание», «слово», таким образом, мифология, как собрание преданий стала первыми попытками ответа на понимание мира, его гармонии в существовании человека с природой и объяснения последней.


Список литературы

  1. Толстой, Н.И. Очерки славянского язычества. – М.: Индрик, 2003. – 624 с.
  2. Советская историческая энциклопедия Т.16. – М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия». – 1976. – 509 с.
  3. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1981. – 406 с.