ПРОБЛЕМА ОСОЗНАНИЯ СМЕРТИ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ СТОИЦИЗМА

№7,

Философские науки

Копанева Кристина Александровна


Ключевые слова: ЖИЗНЬ; СМЕРТЬ; БЫТИЕ; ЧЕЛОВЕК; СМЫСЛ ЖИЗНИ; LIFE; DEATH; EXISTENS; MAN; THE MEANING OF LIFE.


Аннотация: В статье рассматриваются особенности восприятия смерти в философских концепциях экзистенциалистов и стоиков.

Что является наибольшим счастьем для человека? Что для этого необходимо сделать? На эти и подобные вопросы можно отвечать по-разному. Так, к примеру, Гомер, утверждал: наибольшее счастье для человека – это вообще не рождаться, а родившись, быстрее дойти до врат ада и покинуть его. Для Сократа, вершиной счастья является подготовка человека к смерти.

М. Хайдеггер, один из крупнейших представителей экзистенциальной философии, обращаясь к данной проблеме, утверждал, что предназначение человека в том, чтобы жить, осознавая свою конечность, готовя себя к печальному концу. В своих трудах, М. Хайдеггер, характеризуя сущность и предназначение человека, противопоставляет его «настоящее» и «ненастоящее» бытие. Если существование «ненастоящее», то, обреченность на смерть человеком не осознается, она скрыта тленом и суетой окружающего его враждебного мира. «Настоящее» же существование связано с осознанием человеком бренности своего бытия, своей смертности, конечности. [1, с. 65-69]. В своих работах, Хайдеггер ставил задачу вывести самосознание из способа бытия самого индивида, из его «экзистенции». Под экзистенцией, М. Хайдеггер понимал жизненное предназначение человека, его судьбу, способ восприятия человеком мира и своего положения в нем. «Ненастоящее» существование, утверждал философ, противно самой природе человека, который, являясь живым существом, смертен. Смерть, же будучи исключительно личным проявлением экзистенции, оставляет позади всякие пределы «неистинного бытия». Вместе с тем человеку и самому иногда удается преодолеть пределы смерти. Это происходит в критических жизненных ситуациях, пограничных между существованием и не существованием. Это – тяжелая болезнь, клиническая смерть, сильный эмоциональный стресс и т.д. Оказавшись в таких ситуациях, человек переживает экзистенциальный страх, ужас перед тем, что он не способен осознать. Страх же является основным содержанием человеческого существования. Это связано с тем, что он рационально не осознается, а значит, не может быть подавлен усилием воли. В основе любого страха, лежит боязнь неведомого, т.е., страх перед смертью.

Экзистенциальные ощущения являются осознанием человеком стоимости своего существования, ставящей перед ним жизненные задачи, формирующей цели и смысл его жизни. Отсюда, важной задачей философа становится необходимость помочь человеку преодолеть страх, сформировать у него веру в Жизнь и желание Жить.

Помимо экзистенциалистов, проблемой смерти активно занимались стоики. Философ-стоик – человек, осознающий бренность своего существования, утверждающий превосходство души над телом, а значит, всю жизнь готовящийся к освобождению души от своей физической оболочки, т.е., к смерти. Готовясь к смерти, человек не должен обнаруживать свой страх перед ней, иначе, эта подготовка будет лишена всякого смысла.

Один из представителей римского стоицизма Марк Аврелий, утверждал, к примеру, что нет никакого различия между жизнью в три дня или жизнью в три жизни, иными словами, нет разницы между жизнью долгой и жизнью короткой [2, с. 67]. Философ призывал людей не бояться смерти, а стремиться к ней, как стремятся закончить свое существование все живые существа. Ведь смерть является таким же закономерным событием, как молодость и старость. Поэтому, человек не должен отвергать смерть, ненавидеть ее, нужно ожидать ее как обычное природное явление. Как человек ждет появления ребенка, так и душа человека должна ждать момента, когда она покинет тело. На вопрос же о том, что такое смерть, следует ответить, что смерть есть часть природы, бояться же природы глупо и наивно [2, с. 46].

Вера в потусторонний мир в христианстве, также уменьшает страх смерти, заменяя его страхом будущего наказания за земные грехи. Этот страх, во многом, формировал образцы нравственного поведения средневекового человека, обусловливал его презрение к телесно-физическому миру, полному грехов и искушений. В средневековой философии бытийность человека определялась наличием у него разума и веры, как инструментов, с помощью которых можно доказать существование Бога и бессмертие души человека. При этом, любая истина, а особенно, божественная, полученная посредством откровения, не может быть противна вере, даже если она противоречит фактам.

Таким образом, делая общий вывод, можно утверждать, что в целом, философия рассматривает смерть с позиций обреченности человеческого существования, бессмысленности жизни, представляющей, в целом, лишь медленное угасание жизненных сил человека, горе. В тоже время, философия рассматривает человека как существо, «сотканное» из противоречий. В этом состоит его дуальная, психофизическая природа. Противоречивость сущности человека состоит, в том числе, в осознании неизбежности смерти и одновременном стремлении оставаться как можно дольше живым. Желание жить – естественное желание, поскольку это осознаваемый процесс, в отличие от смерти, которая в полной мере не познана, во многом непредсказуема. Мысли о смерти, заставляют человека задумываться о смысле жизни, о качестве своих поступков, о моральном долге, ответственности перед законом и людьми, т.е. о тех, качествах, которые делают человека Человеком. «Осознание бренности бытия, страх перед смертью – есть важнейшие факторы, личностного развития человека, а значит, и общества в целом» [3].


Список литературы

  1. Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. с нем. В.В. Бибихина. – Харьков: «Фолио», 2003. – 503 с.
  2. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. – М.: Эксмо, 2015. – 448 с.
  3. Смирнов С.В. Жизнь, смерть, бессмертие (к проблеме философского осмысления) // NovaUm.Ru (Электронный журнал). – 2017 г. – № 5. URL: http://novaum.ru/public/p149 (дата обращения 20.06.17).