ТРУДЫ АНТИЧНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ ПРАВА (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

№3,

Юридические науки


Кобцева Елена Владимировна


Ключевые слова: ПОНЯТИЕ ПРАВА; ПРИЗНАКИ ПРАВА; СУЩНОСТЬ ПРАВА; THE NOTION OF LAW; SIGNS LAW; THE ESSENCE OF THE RIGHT.


Аннотация: Понятие и признаки права, его сущность. В данной статье рассматривается то, что правильно, в чем его суть, каковы его характеристики, основанные на различных периодах.

В современной юридической литературе принято выделять два основных подхода к пониманию права – нормативистский (представленный в работах В.М. Сырых, А.В. Малькова Н.И. Матузова и др.) и, несколько менее распространенный, — естественно-правовой.

Так, например, либертарная концепция права, предложенная В.С. Нерсесянцем, вполне может быть включена в список естественно-правовых.

В силу этого, по меньшей мере, трудно говорить о едином подходе к понятию и сущности права, а также его признакам. Более того, данный вопрос следует рассматривать динамически, привлекая материалы различных эпох. В ином случае будет неясно, что же такое право, в чем его сущность, каковые его признаки.

Особое внимание античные мыслители уделяли тому, что есть право, чему оно должно соответствовать (то есть какими признаками обладать), наконец, из каких больших частей оно состоит. Определенное внимание данным вопросам уделяли софисты. Так, Протагор отмечал, что естественное состояние, в котором пребывали люди и животные, со временем потребовало определенного упорядочивания. По этой причине возникло чувство справедливого, праведного, которое было создано Зевсом специально для установления порядка [3, c. 77]. На этом этапе понятия о праве, справедливости, должном практически не дифференцировались. Софисты рассматривали их как некое единое целое, значительным образом влияющее также и на управление государством, на гражданскую жизнь полиса.

Софист Гиппий отмечал, что существует естественное и положительное право, причем закон Гиппий сравнивает с тираном, который поступает вопреки природе, обычному распорядку вещей, понятиям о должном и естественном [2, c. 44].

В античное время, сущность права – справедливость, средства для ее осуществления. Кроме того, было отмечено, что право состоит из двух больших сегментов – писаного (позитивного) и неписаного (естественного).

Под позитивным (писаным) правом необходимо понимать совокупность установлений, идущих от государства (его должностных лиц) и направленных на водворение порядка в общественных отношениях. Под естественным (неписаным) правом необходимо понимать императивы, в писаном праве не содержащиеся (мораль, справедливость и т.д.), но которым писаное право должно соответствовать.

Право обладает рядом признаков, среди которых важнейшими являются: 1) наличие ценности у той или иной нормы; 2) наличие признания (субъекты признают то или иное положение обязательным, а значит, легитимируют соответствующую норму права); 3) коммуникативный характер (право проявляется в общении, взаимодействии, коммуникации субъектов, создано для установления связей между людьми и разрешения конфликтов между ними.

Кроме того, право должно отражать ту или иную культуру, то есть включать в себя характерные для культуры воззрения и правила, а кроме того, само выступать элементом культуры.

Таким образом, следует отметить, что научные представления античных мыслителей выделяют право, как средство разрешения спорных, конфликтных ситуаций, на средство восстановления или соблюдения справедливости.


Список литературы

  1. Ильин, И.А. О монархии и республике / Ильин И.А. Собрание сочинений. — Том 4. М.: Русская книга, 1994. – 514 с.
  2. Коркунов, Н.М. История философии права / Н.М. Коркунов. — М.: Либроком, 2012. – 400 с.
  3. Лосев, А.Ф. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф. Лосев. — Харьков: Фолио, 2000. — 801 с.
  4. Поляков, А.В., Тимошина, Е.В. Общая теория права : учебник / А.В. Поляков, Е.В. Тимошина. — СПб.: Издательство С.-Петерб. гос. ун-та, 2015. – 472 с.
  5. Фаткуллин, Ф. Н. Основные учения о праве и государстве.: Учебное пособие. – Казань, 2005. – 384 c.