ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КЛАСТЕР»: НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

№1,

Юридические науки

Козлова Валерия Николаевна


Ключевые слова: КЛАСТЕР; ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА; ТЕРРИТОРИЯ С ОСОБЫМ РЕЖИМОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; РЕЗИДЕНТ; СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; CLUSTER; A SPECIAL ECONOMIC ZONE; A TERRITORY WITH SPECIAL REGIME OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES; RESIDENT; JOINT ACTIVITY.


Аннотация: В статье рассматривается содержание понятия «кластер» и на основе проведенного анализа предлагается принять Федеральный закон «О кластерах и кластерной политике». В указанном Законе автор предлагает закрепить понятие кластера (исходя из признаков общей территории и совместной деятельности участников), виды льгот и преференций резидентов кластера, а также сроки предоставления соответствующих льгот.

В последние годы все большее распространение в юридической и экономической практической деятельности получает реализация кластерного подхода; термин «кластер» используются для обозначения конкретных территорий с особым правовым режимом, особыми условиями хозяйствования, зачастую отражает инновационность развития промышленности в конкретном регионе. Вместе с тем законодатель до сих пор не определил единообразное понимание кластера как правового явления, в связи с чем представляется необходимым изучить сущность кластера как экономико-правового института.

В российском законодательстве на федеральном уровне определение понятия «кластер» дается лишь в одном Законе – Федеральном законе от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [1], согласно которому под кластером понимается совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией.

Отсюда можно сделать вывод, что кластер – это территория с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, предусматривающая предоставление льгот и преференций для своих резидентов.

Тем не менее, в научной (особенно экономической) литературе содержание понятия «кластер» раскрывается несколько иначе. Так, многие авторы трактуют кластер как объединение юридических лиц, приводя в пример холдинги, корпорации, финансово-промышленные группы [3, с. 34].

Подобный подход представляется неверным. Если рассматривать кластер как объединение юридических лиц, рассматриваемое явление должно иметь правовую природу ассоциации, союза или подобного образования. Кроме того, подобное понимание противоречит нормам федерального законодательства.

С другой стороны, понятие кластера, данное в Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», представляется узким и противоречащим складывающейся в России социально-экономической практике. Как следует из положений Закона, кластер может образовываться из территорий, которые имеют статус особых экономических зон. Однако в настоящее время кластеры создаются не обязательно в рамках указанных территорий. Зачастую кластеры организуется в закрытых административно-территориальных образованиях – с целью использования их научного и экономического потенциала, на базе академгородков и индустриальных территорий. Кроме того, зачастую кластеры выстраиваются вокруг крупных промышленных наукоемких предприятий в целях совместного использования инфраструктуры, создания производственных цепочек и интеграции в широкое экономическое сообщество.

Сложившаяся практика образования кластеров нашла свое отражение в некоторых нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. В частности, в Законе г. Москвы от 12 июля 2006 г. № 39 «О продовольственной безопасности города Москва» [2] под агропромышленным кластером понимается форма взаимодействия соответствующих субъектов (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), осуществляемая в рамках одного или нескольких смежных земельных участков.

Таким образом, представляется, что для выделения кластера определяющими являются признаки территории и ведения совместной деятельности несколькими субъектами.

При этом само по себе предоставление определенной территории правового режима кластера уже будет означать наделение ее резидентов определенными преференциями. Деятельность кластеров финансируется в первоочередном порядке; под субъектов, осуществляющих деятельность в рамках соответствующего кластера, могут создаваться федеральные программы, гранты и т.п.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. В настоящее время назрела необходимость принятия специального Федерального закона «О кластерах и кластерной политике». В указанном Законе в первую очередь должно быть дано понятие кластера как территории с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности. При этом придание определенной территории правового режима кластера не должно увязываться с наличием у нее статуса особой экономической зоны. Представляется возможным предложить следующее определение кластера: это территория осуществления совместной предпринимательской деятельности нескольких субъектов (индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц) в целях развития инновационного, наукоемкого или эффективного производства, совместного использования инфраструктуры соответствующей территории и развития региона.

В этом же Законе должны быть определены возможные льготы и преференции, предоставляемые резидентам кластера; критерии определения этих льгот и преференций и сроки их предоставления соответствующим субъектам.

Как представляется, принятие Федерального закона «О кластерах и кластерной политике» будет способствовать эффективной реализации направлений социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, более эффективному использованию природных, людских и экономических ресурсов региона.

Следует помнить, что, как справедливо отмечается в литературе, «близость участников кластера и их тесное взаимодействие снижают трансакционные издержки и информационную асимметрию, способствуют передаче неявных знаний; совместное создание и эксплуатация инфраструктуры дают эффект экономии; внутренняя конкуренция позволяет оттачивать преимущества участников, а их концентрация привлекает кадры и клиентов» [4, с. 69].


Список литературы

  1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 тюля 2005 г. № 116-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 231-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. — № 30 (ч. 1), ст. 3127; 2015. — № 29 (ч. 1), ст. 4339.
  2. О продовольственной безопасности города Москва: Закон г. Москвы от 12 июля 2006 г. № 39 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 25.06.2016).
  3. Рехтина И.В. Экономические и правовые предпосылки формирования региональных кластеров на территории Российской Федерации / И.В. Рехтина, О.А. Шунина // Юридический мир. — 2012. — № 10. — С. 34 — 39.
  4. Сараев В. Затерянный кластер / В. Сараев // Эксперт. – 2014. – 15 – 21 декабря. — № 51. – С. 68 — 73.