ОБРАЗНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ФИЛОСОФОВ КАК СПОСОБ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ФИЛОСОФИИ

№7,

Философские науки

Сабиров Аскадула Галимзянович (Доктор философских наук)


Ключевые слова: ОБРАЗНОСТЬ; МЫШЛЕНИЕ; ФИЛОСОФ; СПОСОБ; ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ; ФИЛОСОФИЯ; IMAGERY; THINKING; PHILOSOPHER; FASHION; PROMOTION; PHILOSOPHY.


Аннотация: В статье рассматривается образность мышления философов как механизм, позволяющий философам наиболее адекватно раскрывать сущность своих философских идей и популяризировать их среди людей доступным способом.

Проблема образности мышления философов активно рассматривается в историко-философской литературе [1, 2]. В ней рассмотрены сущность образности мышления философов, методы и формы ее использования, конкретные примеры применения образных форм мышления. Вместе с тем, в ней недостаточным образом рассмотрена роль образности мышления философов в популяризации их философии. В данной статье предпринята попытка решит указанную проблему. В ней были использованы некоторые материалы, опубликованные нами в прежних статьях [3, 4].

Образность мышления – это способ представления мыслей и идей в виде наглядно оформленных представлений, обеспечивающий их понятность и доступность для широкого круга людей. Этим способом пользовались многие философы, например, такие как Августин, Анаксимен, Будда, Буридан, Ф.Бэкон, Гераклит, Декарт, Евбулид, Зенон, Кант, Конфуций, Ницше, Платон, Сократ и др. Образность мышления обеспечивалась философами следующими основными способами.

1. Использование наглядных метафор. Многие философы для разъяснения своей философии применяли определенные метафоры. Наиболее известны следующие метафоры: «круг», «амфора», «плот», «осел», «пчела», «река», «дерево», «пещера», «сад», «куча», «лысый» «сад» и т.д. Метафору «круг» использовал Анаксимен. Объясняя ученику природу сомнений, он чертил два круга: маленький и большой, которые обозначали объем имеющихся знаний. Объем отсутствующего знания выражался пространством за границей данных кругов. Маленький круг мало соприкасался с неизвестностью. Большой же круг соприкасался с ней в большей степени. Поэтому чем больше ты узнаешь нового, говорил Анаксимен, тем больше у тебя будет вопросов о неизвестном. Аристотель применял для объяснения своей философии метафору «амфора»: представьте горшечника, который изготавливает прекрасную амфору, он берет кусок глины (это и есть материя, косная и не оформленная), привносит в нее форму (это есть идея, полученная извне), так получается прекрасная амфора. Будда использовал метафору «плот». Когда Будда создал свое учение, он стал думать о том, передавать ли его людям. Он решил передавать свое учение людям, когда представил свое учение в образе плота, помогающего переплыть людям реку страданий и достичь нирваны. Ж. Буридан использовал метафору «осел». Когда его попросили объяснить, почему человек всегда должен делать выбор, он привел такой пример: стоял осел между двумя копнами сена, находящимися на равном расстоянии от осла. Осел сдох от голода, так как не мог выбрать, какое сено есть. Ф.Бэкон использовал метафору «пчела». Он сравнивал познающего человека с насекомыми: один, познавая, напоминает муравья, собирающего все время одни факты, второй – паука, ткущего из самого себя абстрактные схемы, третий, именно он является подлинным ученым, напоминает пчелу, которая собирая нектар фактов, вырабатывает мед теории. Гераклит использовал метафору «река». Он говорил: представьте себе человека, входящего в реку. В это время его омывают одни воды. Входя в реку второй раз, человек омывается уже другими водами. Исходя из этого, Гераклит говорил: «Все течет, все изменяется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Декарт использовал метафору «дерево». Объясняя философию как систему идей, он говорил: корень дерева – это сама философия, ствол – это великие философские системы, большие ветки – это отдельные философские дисциплины, маленькие ветки – это частные философские система, листья – это отдельные философские идеи. Евбулид использовал метафоры «куча» и «лысый». Когда его спросили, какие вопросы интересуют, прежде всего, философа, он ответил: например, такие: если прибавлять к одному зерну еще одно, с какого момента появится куча и значит ли это, что куча возникает в результате прибавления одного зерна? Если волосы с головы человека выпадают по одному, с какого момента человек становится лысым. Зенон Элейский применял метафору «сад». Он говорил, что философия похожа на фруктовый сад, полный различных плодов, в котором логика является оградой, физика – деревьями, а этика – плодами. Платон использовал метафору «пещера». Он объяснял суть философствования на следующем примере: человек в нашем мире существует, как будто пребывает в подземелье. Закованный, повернутый спиной к входу в пещеру, человек видит только тени вещей, которые принимает за единственные реальности. Если его вывести в действительный мир, то он будет его считать ненастоящим, кажущимся. Его снова будет тянуть в пещеру, к привычному образу жизни.

2. Использование яркого литературного языка. Многие философы для разъяснения своей философии применяли литературный язык с высоким слогом, наглядностью и четкостью логики изложения. Так, Вольтер писал: «Философ свободен и в цепях». Кант сущность своей философии объяснял с помощью следующего яркого эссе: «Две вещи наполняют душу изумлением и благоговением: это звездное небо надо мною, и нравственный закон во мне. Я вижу их перед собою и непосредственно связываю это с сознанием моего существования. Первое связано с тем местом, которое я занимаю во внешнем чувственном мире и расширяет эту связь в нечто необозримое великое, где миры встают за мирами… Второе – неразрывно связано с моим «Я», с моей личностью и переносит меня в мир, обладающий бесконечностью и ощущаемый только разумом. Первый взгляд на бесконечное количество миров как будто уничтожает мое значение как существа… а второй взгляд, наоборот возвышает мою ценность, как ценность интеллектуальной единицы». Л.Фейербах писал: «Слово делает человека свободным, кто не умеет высказываться, тот раб». Э.Фромм разъяснял свою основную философскую идею с помощью следующего яркого положения: «Что для современного человека важнее: иметь собственность, обладать ею, но подвергать себя всем связанным с этим превратностям судьбы, или же не иметь ничего и не хотеть иметь, но зато чувствовать себя счастливым, пребывать в единении со всем миром и потому быть». Многие философы использовали яркий литературный язык при определении названия своих работ. Большинство их работ имеют емкие, часто поэтические названия, которые влекут читателя к обязательному их прочтению. Например, Августин назвал свой основной труд: «Исповедь», Боэций – «Утешение философией», Т.Кампанелла – «Город Солнца», Н.Лосский – «Условие абсолютного добра», Г.Маркузе – «Одномерный человек», Г.Марсель – «Быть и иметь», Ф.Ницше Ф. – «По ту сторону добра и зла», Б.Паскаль – «Логика сердец», Платон – «Диалоги», Ж.Сартр – «Бытие и ничто», Л Толстой – «Царство Божие – внутри нас», П.Чаадаев П. – «Апология сумасшедшего», А.Швейцер – «Благоговение перед жизнью», А.Шопенгауэр – «Афоризмы житейской мудрости», О.Шпенглер – «Закат Европы» и т.д.

3. Использование сравнения философских положений с материально-выраженными и чувственно-воспринимаемыми предметами и явлениями. Многие философы для разъяснения своей философии применяли различного рода сравнения. Это доказывают следующие наиболее известные примеры: Августин – «Всем нравится прекрасная лошадь, но почем-то совершенно нет желающих ею стать»; Аристотель – «Человек вне общества: или Бог, или зверь»; Ф.Бэкон: «Человек и впрямь похож на обезьяну: чем выше он залезает, тем больше демонстрирует свою задницу»; Гермес Трисмегист – «Человек – это смертный Бог»; Т.Гоббс: «Человек человеку – волк»; Д.Локк: «Философ – это мусорщик, убирающий мусор из нашего знания»; Ф.Ницше: «Мир – это сон и дым пред глазами того, кто от века не знает покоя»; А.Шопенгауэр: «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак».

Образность мышления помогала философам:
– привлекать внимание интересующихся людей к своим философским идеям,
– раскрывать сущность своих философских идей доступным для большинства людей способом;
– популяризировать свои философские идеи среди людей, не являющими философами по профессии;
– облегчать людям запоминание важных философских положений и идей;
– обеспечить распространение своих философских идей среди своих учеников и последователей.

Таким образом, образность мышления философов, во-первых, это способ представления мыслей в виде наглядно оформленных представлений, обеспечивающий их понятность для многих людей, во-вторых, обеспечивается философами посредством использования наглядных метафор, яркого литературного языка и сравнений с реальными предметами и явлениями, в-третьих, позволяет философам раскрывать сущность своих философских идей и популяризировать их среди людей доступным способом.


Список литературы

  1. Барабашев А.Г. Философия как схематизм образного мышления. URL: http://www.metodolog.ru/00560/00560.html (дата обращения: 29.05.17).
  2. Таранов П.С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями. – М.: Эксмо, 2004. – 896 с.
  3. Сабиров А.Г. Философия науки. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ. – 2006. – 62 с.
  4. Sabirov A.G. Heuristic Potentials of Biographical Method in Historical and Phlosophical Studies // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. Vol. 6, No 3S3. – Р. 249 – 254.