ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

№7,

Педагогические науки

Шицко Эвелина Валерьевна


Научный руководитель: Козлова М.М., старший преподаватель.


Ключевые слова: СВЯЗНАЯ РЕЧЬ; СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРА; ЭТЮД; ЭССЕ; ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЗАРИСОВКА; МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ; COMMON SPEECH; COMPOSITION-MINIATURE; ETUDE; ESSAY; ARTISTIC DRAWING; METHODOLOGICAL RECEPTIONS.


Аннотация: В статье анализируются основополагающие средства развития текстологических, лексических и грамматических умений, направленные на формирование связной речи младших школьников на основе их творчества.

Работа по развитию связной речи в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к освоению основной образовательной программы начального общего образования, должна быть ориентирована на систему упражнений, охватывающих все виды речевой деятельности обучающихся: восприятие, воспроизведение и порождение речи.

Развитие четырех основных умений в области связной речи, сформулированных Т. Г. Рамзаевой и Г. С. Щеголевой как умения информационно-содержательные, структурно-композиционные, умения использовать языковые средства и совершенствовать созданное высказывание, осуществляется на основе творческих упражнений конструктивно-текстового характера, «фантазийных», на основе приемов сотворчества.

Одним из наиболее эффективных и в то же время комплексных средств развития умений связной речи в их совокупности являются устные и письменные сочинения учащихся.

Для младших школьников наиболее приемлемой формой являются сочинения-миниатюры, относящиеся к типу аналитико-синтаксических упражнений, которые помогают формировать текстологические, лексические и грамматические умения обучающихся, учат школьников связно высказывать свои мысли и передавать их на письме. В этом отношении, по выражению М. Р. Львова, этот тип упражнений − «более высокая ступень в развитии творческой познавательной и речевой деятельности учащихся, их творческой самостоятельности, чем выполнение других упражнений» [1, с. 177].

В процессе речевой деятельности ученикам предлагается написать различные структурно-содержательные разновидности сочинений-миниатюр: этюд, эссе, пейзажные и сюжетные миниатюры, художественные зарисовки, рассказы по опорным словам.

Определения данных видов миниатюр даны А. Д. Дейкиной, Н. В. Нечаевой, М. С. Соловейчик [2,3,4].

Сочинение-этюд рассматривается как «небольшой по объему творческий «набросок» (мини-очерк) в форме описания, повествования, рассуждения или характеристики-оценки какого-либо явления» [4, с. 247].

При подготовке к написанию сочинений-этюдов детей следует научить формулированию основной мысли текста по его заглавию, предугадывать содержание, составлять композиционную схему текста по его плану в зависимости от его коммуникативно-смысловой направленности.

При подборке «образцовых текстов» − этюдов обращают внимание учеников на лексику и грамматические конструкции, употребленные в тексте через систему послетекстовых заданий.

Пример организации речевой работы на основе текста упражнения по отрывку из рассказа Ю. Дмитриева:
«Ты думаешь, что синица получила свое название за синий цвет? Но синего цвета в ее перьях мало. Он есть только на головке. Грудь у нее ж…лт… цвета, хвост – чёрный, спина − зеленоватая. Почему же птицу назвали синицей? Весной и летом синицы прячутся в листве; их трудно увидеть. Но ты можешь услышать песню синицы: «си-си-си». Вот за это «си» и получила она свое название».

Примерные задания, предлагаемые учащимся для выполнения:
1. Прочитай выразительно и озаглавь текст. Хорошую подсказку найдешь у автора.
2. Подумай, на сколько смысловых частей можно разделить текст. Составь план текста.
3. Спиши текст, разделяя его на абзацы в соответствии со смысловыми частями. Вставь пропущенные буквы.
4. С помощью каких слов-«красок» автор описывает синицу. Подбери к каждому из них синонимы.

После выполнения комплекса заданий на основе миниатюры-этюда рекомендуется дать детям в качестве домашнего задания подобрать материал и составить устный рассказ-этюд о какой-либо птице или животном, происхождение названия которого будет интересно узнать одноклассникам.

Другим видом сочинения-миниатюры является художественная зарисовка. По определению А. Д. Дейкиной, это «короткое текстовое произведение, не имеющее сюжета и персонажей, описывающее моменты жизни, чувства, переживания, размышления, настроение, наблюдения» [2, с. 17].

В качестве образца художественной зарисовки можно предложить текст Г. Скребицкого «В апреле»:
«Снег в полях уже давно стаял. А в лесу все еще пестреет. Тут и сероватые снежные островки, и потемневшая от влаги земля, и огромные весенние лужи. На опушке на тонких ветвях качаются длинные сережки. От ветерка вокруг них золотистым облачком разлетаются пыльца».

Примерные задания, предлагаемые учащимся для выполнения:
1. Какое настроение передает автор в своем рассказе? Какими секретами речи, по-твоему, пользуется писатель?
2. Выдели грамматические основы предложений в тексте. Скажи, может ли текст, состоящий из одних грамматических основ, передать настроение автора, его наблюдения за природой?
3. Назови прилагательные-эпитеты. Попробуй их заменить синонимами. Чей вариант лучше – твой или авторский?
4. Какой глагол передает краски весенней природы? От какого слова он образован? Объясни значение глагола в тексте.

Анализируя содержание и композицию текста, дети под руководством учителя определяют тип текста (в данной случае – художественное описание). Отсутствие членения на абзацы – это стремление автора передать целостную картину наблюдаемой им весенней природы. Ученики знакомятся с новой структурно-композиционной схемой текста-миниатюры: в одном абзаце объяснены несколько микротем, «сосуществующих» одновременно и воспринимаемых как целостная картина природы.

В работе над художественной зарисовкой уместны и полезны задания на воспроизведение логической последовательности текста; для этого приводятся словосочетания, передающие смысловой центр каждой микротемы текста.

Такую работу можно организовать на основе текста А. Н. Толстого:
«Перед домом лопнули душистые почки на тополях. В саду появились зеленые росточки травки. Забегали между стволами черные дрозды. В липах поселились большие птицы – иволги. На скворечниках заливались разноголосые скворцы».

Ученикам предлагается выписать словосочетания прилагательных с существительными, предварительно объяснив орфограммы в данных словах. После прочтения текста дети представляют устные пересказы текста, основываясь на выписанных словосочетаниях.

По результатам речевой работы на основе данного упражнения учащимся предлагается составить художественную зарисовку по опорным словосочетаниям, предварительно выстроив их логическую последовательность: зеленая хвоя, молоденькая березка, стройная сосна, пустые шишки, черный дятел, резные листочки, пушистые сережки, серые воробышки.

Следует отметить, что основным критерием оценивания сочинения по опорным словам является его логичность и последовательность изложения. По определению М. Р. Львова, опорные слова помогают определить «не только последовательность рассуждений, но и основную мысль текста, ее движение в соответствии с микротемами, на которые делится любой текст» [1, с. 315].

По окончании оформления письменных текстов по опорным словосочетаниям проводится лексико-грамматическая работа. Ученики прослеживают, в чем заключаются изменения в значении и употреблении синонимичных словосочетаний: сосновая хвоя – хвоя сосны, березовые листики и сережки – листики и сережки березы.

Затем рассуждают, можно ли заменить словосочетание пушистые сережки словосочетанием сережки из пуха, почему.

Большое внимание уделяется не только пропедевтической работе по предупреждению орфографических ошибок, но и их исправлению, поскольку в предложенных словосочетаниях встретились разные орфограммы: 1) безударные корневые гласные, проверяемые ударением; 2) парные звонкие и глухие согласные в корне слова; 3) гласные после шипящих.

Миниатюра-эссе − это сочинение (творческий рассказ), которое «предусматривает наличие конкретной темы, свободную композицию, а также завершенный, цельный и живописный характер с элементами рассуждения» [2, с. 19].

Одной из форм миниатюр-эссе можно представить рассказы (устные и письменные) о домашних питомцах. Творчество ребенка проявляется в том, что он выражает свои чувства, эмоции. Это позволяет увидеть «личность начинающего автора» через отношение к любимому животному. Такие сочинения относятся к текстам-оценкам.

Сюжетные зарисовки как вид сочинений-миниатюр основываются на какой-либо заранее предложенной теме: «Вид из окна», «У речки», «На грибной полянке» и т. п.

Организуя работу над сюжетной зарисовкой «Вид из окна», учащимся предлагается нарисовать словесную картину из 3-5 предложений с однородными подлежащими и некоторыми конкретными сказуемыми, и прилагательными.

Рассказу или сочинению по серии сюжетных картинок принадлежит важное место в формировании коммуникативно-речевых умений школьников. Такие рассказы направлены на решение нескольких учебно-коммуникативных задач: способствуют пополнению, уточнению и активизации словарного запаса; развитию умения определять логическую последовательность событий, фактов, устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями; передаче эмоционального стояния героев.

Очень важно, по утверждению Т. Г. Рамзаевой, «связать ситуацию, изображенную на рисунках, с жизненным и эмоционально-чувственным опытом учащихся» [5, с. 49].

При организации работы над различными формами сочинений-миниатюр исходят из педагогических условий, обеспечивающих эффективную речевую деятельность младших школьников и сформулированных в методических рекомендациях Л. С. Бушуевой, А. Д. Дейкиной, М. Р. Львова, Н. В. Нечаевой и другими. Основными из таких условий являются:
1. Мотивация создания собственного речевого высказывания − устного или письменного текста. [2, с. 17].
2. Оригинальность содержания (то есть самого впечатления) и формы его изложения.
3. Как утверждает А. Д. Дейкина, «сопричастность детей жизни, возможность выразить «точку зрения жизни школьника» может стать хорошим условием организации словесного творчества» [2, с. 19].
4. Возможность переживания успеха сразу же после завершения детьми работы над сочинением, «ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результата своих усилий» (С. Н. Лысенкова) [6, с. 31].

Речевая связность учащихся достигается тем быстрее, чем больше им предоставляется возможностей для словесной импровизации. Такой прием направлен на развитие как мотивационных, так и рефлексивно-оценочных умений.

Таким образом, успех организации работы по развитию умений связной речи младших школьников на основе их творчества зависит от профессиональной компетентности педагога, знания психологии младших школьников и уровня их коммуникативно-речевых, литературных способностей, дидактических условий, форм и методов организации речевой работы.


Список литературы

  1. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М. Р. Львов. – М.: Просвещение, 2008. – 240 с.
  2. Дейкина А. Д. Сочинения малой формы в школьном обучении русскому языку / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. – 2007. – № 5. – С. 16-21.
  3. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – М.: Линка-Пресс, 2004. – 189 с.
  4. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под ред. М. С. Соловейчик. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 384 с.
  5. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под общ. ред. Т. Г. Рамзаевой. – СПб.: «Специальная литература», 2004. – 168 с.
  6. Горбушина Н. А. Роль сочинения-миниатюры в развитии речи учащихся / Н. А. Горбушина // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». – 2005. – № 15. – С. 28-34.