УДК 372.893
ИЗУЧЕНИЕ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОДИНЫ В ШКОЛЕ
№52,
Педагогические науки
Щемелинин Константин Сергеевич (ORCID:0000-0002-3636-1583)
Ключевые слова: ВОЙНА; ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ; ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ; ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ; БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА; МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА; WAR; MILITARY HISTORY; HISTORY STUDIES; SCHOOL EDUCATION; STATE SECURITY; INTERNATIONAL POLITICS.
Аннотация: Выявлено, что изучение истории в школе следует преподавать с помощью четырех разных предметов: всемирной истории культуры, всемирной истории, истории Родины и военной истории Родины. Понимание военной истории Родины позволяет обычным взрослым людям легко определять потенциальных друзей, врагов и предателей на уровне международной политики, что является чрезвычайно важным в условиях демократии. Определено, что военная история Родины должна изучаться на основании последних 300-700 лет.
Annotation: . It has been revealed that the study of history in school should be taught using four different subjects: world cultural history, world history, the history of the Motherland and the military history of the Motherland. Understanding the military history of the Motherland allows ordinary adults to easily identify potential friends, enemies and traitors at the level of international politics, which is extremely important in a democracy. It is determined that the military history of the Motherland should be studied on the basis of the last 300-700 years.
Оглавление
§1. Главная цель преподавания военной истории Родины
§2. Основные вопросы, на которые ученики должны уметь давать ответы после изучения военной истории Родины в школе
§3. Оценка рисков на основе вероятности наступления события
§4. Схема преподавания в школе военной истории Родины
§5. Заучивание дат исторических событий и деяний исторических деятелей при изучении военной истории Родины не нужно
§6. Примеры вопросов и ответов при изучении практического применения военной истории Родины
§7. Схема преподавания истории в школе
§1. Главная цель преподавания военной истории Родины
Военная история родной страны – это противоречивый предмет:
1. Знание военной истории Родины в ежедневной жизни рядовому человеку не нужно.
2. Знание военной истории Родины обязательно для принятия важнейших решений о жизни и функционировании государства в редкие периоды жизни человека.
В условиях монархии обычные гражданам нет смысла разбираться в военной истории, потому что этим занимается наследственная элита страны, которая определяет, прежде всего, внешнюю политику.
В условиях демократии рядовые граждане получают право голосовать за кандидатов, которые в будущем станут проводить международную государственную политику, поэтому знание военной истории Родины (родной страны) оказывается критически важным для обычных граждан, ибо их неверный выбор при голосовании вполне может обрушить свое государство, а их самих обречь на тяжелые и кровавые испытания.
Особое значение изучение военной истории Родины имеет для представителей государствообразующего этноса (или союза двух-трех государствообразующих этносов) [1, с. 75-77], потому что именно эти люди создали данное государство и должны уметь принимать верные решения, которые помогут им сохранить его. Для представителей негосударствообразующих этносов [1, с. 75] данное умение, на первый взгляд, ни к чему, однако они им могут пригодиться, если один или несколько этих этносов смогут образовать свое собственное государство.
§2. Основные вопросы, на которые ученики должны уметь давать ответы после изучения военной истории Родины в школе
1. Кто, скорее всего, нападет на нас?
2. Кто, скорее всего, будет нашим врагом в будущей войне?
3. Кто, скорее всего, станет нашим союзником в будущей войне?
4. Какой наш союзник, скорее всего, предаст нас в будущей войне?
5. Какой наш враг, возможно, станет нашим союзником во время или после будущей войны?
6. Как понять действия неизвестного в предстоящей войне – станет ли он в будущем другом, врагом или предателем?
Под словами «кто», «друг», «враг», «союзник», «предатель», «неизвестный» в вопросах 1-6 следует понимать государство, военный альянс нескольких стран, народ, этнос, а также международную или внутригосударственную организацию.
§3. Оценка рисков на основе вероятности наступления события
Военная история Родины учит молодых людей рассчитывать вероятности и оценивать риски – это очень сложно, особенно, если принять во внимание переменную природу международных отношений (например, в будущем вполне может случиться так, что государство, которое на протяжении нескольких последних сотен лет было союзником данной страны, вдруг окажется ее врагом во время предстоящего конфликта). Тем не менее, школьникам необходимо научиться хотя бы приблизительно оценивать риски.
Учитывая сложность и важность для государства предмета «Военная история Родины» в полном объеме его следует изучать в последнем классе школы, а в упрощенном виде его можно изучать и ранее – в любом случае, из школы не должен выходить ни один ученик, кто бы не изучал, пусть даже поверхностно, данный предмет.
§4. Схема преподавания в школе военной истории Родины
Изучение предмета «Военная история Родины» должно состоять из трех этапов.
№ | Длительность обучения относительно всего курса, в процентах времени | Обучение |
Этап №1 | ≈ 20% | Основано на абстрактных, а не на исторических примерах |
Этап №2 | ≈ 20-30% | Основано на реальных исторических событиях, в которых участвовали разные страны в любые промежутки времени |
Этап №3 | ≈ 50-60% | Основано на реальных исторических событиях, в которых участвовала Родина в течение последних 300-700 лет |
Военная история Родины – это история войн, происходивших в регионе родной страны за последние 300-700 лет. Меньше 200-300 лет брать нельзя, так как на этом промежутке времени еще не выражены тенденции, а брать больше 800-1000 лет тоже нет смысла, так как это уже слишком далекая древность.
В рамках военной истории Родины абсолютно недопустимой является оценка событий исключительно с позиции прошлых нескольких десятилетий.
§5. Заучивание дат исторических событий и деяний исторических деятелей при изучении военной истории Родины не нужно
Главным для изучения военной истории Родины является понимание, поэтому запоминание дат исторических событий и фамилий государственных деятелей является не нужным.
Заучивать даты и имена в рамках изучения военной истории Родины нельзя – это будет отвлекать учеников от главного, от понимания многосотлетнего исторического процесса:
1. Не должно быть ни одного контрольного вопроса к ученикам, в котором бы требовалось назвать точную дату исторического события или же описать событие, произошедшее в определенную дату.
2. Не должно быть ни единого контрольного вопроса к ученикам, требующим назвать имя и (или) деяние конкретного государственного деятеля.
3. Даты событий и имена государственных деятелей в учебнике военной истории Родины могут присутствовать, но только для справки и в минимальном объеме.
§6. Примеры вопросов и ответов при изучении практического применения военной истории Родины
Первый блок данных, вопросов и ответов.
Исходная информация по региону, состоящему из пяти рассматриваемых стран (А, Б, В, Г, Д): описание культуры, религии, природных условий, промышленности и сельского хозяйства, а также история войн с датами за последние пятьсот лет.
Вопрос-ответ №1.
Вопрос №1. Какая страна для государства А, скорее всего, будет ему верным союзником в будущей войне?
Ответ на вопрос №1. Государство Г, скорее всего, будет верным союзником государства А, так как на протяжении пятисот лет они десять раз воевали вместе и один раз друг против друга.
Вопрос-ответ №2.
Вопрос №2. Государства А, Б и В образовали военно-политический альянс. Какая страна, вероятно, предаст своих союзников в будущей войне?
Ответ на вопрос №2. Государство В на протяжении пятисот лет никогда не было союзником страны Б и поэтому, вероятно, государство В предаст своих союзников.
Вопрос-ответ №3.
Вопрос №3. Государство А подверглось нападению союза стран В, Г и Д. Какая из стран данного альянса предаст своих союзников и перейдет на сторону государства А? Какую позицию займет страна Б в текущем конфликте?
Ответ на вопрос №3. Государства А и Г на протяжении пятисот лет десять раз воевали вместе и один раз друг против друга, поэтому, вероятно, что страна Г предаст союз стран В, Г и Д, перейдя на сторону государства А. Государства А и Б связаны общей религией и культурой, поэтому страна Б придет на помощь стране А.
Вопрос-ответ №4.
Вопрос №4. В государстве Б произошло восстание. Как поведут себя разные страны региона?
Ответ на вопрос №4. Государство А связано общей религией и культурой со страной Б, поэтому окажет вооруженную помощь правительству страны Б. Государства А и Г на протяжении пятисот лет десять раз воевали вместе и один раз друг против друга, поэтому страна Г также придет на помощь стране Б, так как является естественным союзником страны А. Страны Г и Д, возможно, станут помогать восставшим оружием, а может быть, и не будут этого делать.
Второй блок данных, вопросов и ответов.
Исходная информация по региону, состоящему из трех рассматриваемых стран (Е, Ж, З): описание культуры, религии, природных условий, промышленности и сельского хозяйства, а также история войн с датами за последние пятьсот лет.
Вопрос-ответ №5.
Вопрос №5. Кандидат на выборную должность в стране Е призывает к крепкому союзу со страной Ж. Стоит ли голосовать за данного кандидата?
Ответ на вопрос №5. Страны Ж и Е за последние пятьсот лет несколько раз воевали друг с другом и несколько раз были союзниками друг друга. Страны Ж и Е имеют население с разной религией и культурой. Союз стран Ж и Е может быть выгодным, но также может быть и опасным, поэтому за данного кандидата лучше не голосовать.
Вопрос-ответ №6.
Вопрос №6. Кандидат на выборную должность в стране Е призывает к быть осторожным к союзу со страной З.
Ответ на вопрос №6. Страны Е и З на протяжении последних пятисот лет обычно воевали друг с другом, и лишь изредка были союзниками. Страны Е и З имеют население с похожей религией и культурой. Союз стран Е и З может иметь перспективы в области культуры, но в военном плане малоперспективен, поэтому за данного кандидата голосовать следует.
§7. Схема преподавания истории в школе
Фактически, военная история Родины распределена по всем учебникам истории между культурой, искусством и технологиями, перегружена датами войн и именами военачальников и перемешана с историями войн других государств.
В целом, на мой взгляд, история в школе должна преподаваться четырьмя отдельными предметами:
1. Всемирная история культуры (от древности до наших дней).
2. Всемирная история (от древности до наших дней).
3. История Родины (от древности до наших дней).
4. Военная история Родины
Если по первым трем видам истории учебная литература уже существует, то для изучения военной истории Родины в настоящее время в мире нет ни одного учебника, так как этого предмета как отдельной дисциплины для изучения нет, но для государственной безопасности такой предмет должен существовать и изучаться в школах всеми учениками.
Выводы:
1. Изучение истории в школе должно быть разбито на четыре предмета (всемирная история культуры, всемирная история, история Родины и военная история Родины).
2. Разделение истории на четыре предмета позволяет выделить два важнейших для обычного гражданина предмета – это всемирная история культуры и военная история Родины.
3. Глубокое понимание культуры необходимо для человека, ибо человек без культуры – это дикий зверь.
4. Понимание военной истории, происходившей в регионе, окружающем Родину, позволяет обычным людям легко определять потенциальных друзей, врагов и предателей на уровне международной политики, что является чрезвычайно важным в условиях демократии.
5. Военная история Родины должна изучать последние 300-700 лет (не меньше 200-300 лет, но не и больше 800-1000 лет).
Список литературы
- Щемелинин К. С. Аксиома об этносе и его собственном государстве. Два закона о государствообразующем этносе // Научный журнал NovaUm.Ru. 2023. №45.