ПООЩРЕНИЕ КАК МОТИВАЦИОННЫЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

№7,

Экономические науки

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)

Устинов Александр Андреевич


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА; МОТИВАЦИЯ; СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА; ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ПООЩРЕНИЕ; УСЛОВИЯ ТРУДА; ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ; CUSTOMS; OFFICIALS; MOTIVATION; INCENTIVES; PERFORMANCE; PROMOTION; WORKING CONDITIONS; DISCIPLINARY ACTION.


Аннотация: Мотивирующее действие фактора поощрения должностных лиц таможенных органов обеспечивает эффективное выполнение общенациональных интересов и задач, способствует созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективах и росту удовлетворённости трудом. Целью настоящей статьи является изучения сущности мер поощрения в системе таможенных органов как мотивационного фактора на побуждение должностных лиц к эффективной деятельности.

Актуальность проведённого в статье исследования процесса поощрения должностных лиц таможенных органов как мотивационного фактора эффективности их деятельности обусловлена тем, что организация труда персонала в обеспечении качества процессов и получении результатов возможна лишь при создании соответствующих условий. В настоящее время одним из ключевых требований устойчивого развития Федеральной таможенной службы России (далее – ФТС России) является создание единого мотивационного механизма, который должен быть нацелен на поддержание внутренней заинтересованности должностных лиц к выполнению возложенных на них должностных обязанностей [6].

Фактор поощрения должностных лиц таможенных органов является особым нормативно обусловленным средством воздействия ведомства на позитивное поведение таможенных служащих в целях поддержания и побуждения их служебной активности [11]. Преимущественно, таможенные органы осуществляют поощрение заслуженного поведения в материальной и нематериальной формах, реализуя тем самым взаимный интерес государства, общества и должностных лиц. К признакам поощрения, относятся [10]:
— гарантированная реализация прав и обязанностей и применение поощрительных норм обеспечиваются поощрительными мерами, закрепленными правоприменительными актами;
— сочетание различных интересов, взаимовыгодность которых удовлетворяет государство, общество и поощряемых должностных лиц таможенных органов благоприятными последствиями;
— эмоциональное побуждение должностных лиц к действию, что связывает поощрение с потребностью в признании личных заслуг;
— наступление благоприятных последствий для должностного лица вследствие полученного от ведомства одобрения (путём награждения материальными ценностями и иными благами, льготами, привилегиями и др.);
— персонифицированное применение (к каждому конкретному служащему), не исключая возможности поощрения всего личного состава таможенного подразделения;
— основанием для применения поощрения служит оценка достигнутых конкретным должностным лицом результатов в деятельности таможенного органа;
— действия должностного лица таможенных органов, положительно оцениваемые обществом и государством, заслуживают поощрения, так как имеют фактическое для его применения основание.

Статьей 28 Федерального Закона №114-ФЗ от 21 июля 1997 года «О службе в таможенных органах РФ» за добросовестное исполнение должностных обязанностей такая категория персонала таможенных органов, как «сотрудники», может быть поощрена путём [2]:
— объявления благодарностей;
— премирования;
— награждения ценными подарками;
— награждения Почётной грамотой Федеральной таможенной службы России;
— награждения нагрудными знаками и медалями Федеральной таможенной службы России;
— досрочного присвоения очередного специального звания;
— присвоения очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности;
— награждения именным оружием;
— досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Перечисленные виды поощрений относятся к нематериальным мотивационно-воспитательным методам, обеспечивающим служебную дисциплину. Награждение Почётной грамотой Федеральной таможенной службы, нагрудными знаками и медалями Федеральной таможенной службы осуществляется в порядке, утвержденном положениями Приказа ФТС РФ от 01 октября 2004 года № 97 «Об утверждении Положений о наградах и Почетной грамоте Федеральной таможенной службы и Положений о нагрудных знаках и медалях ФТС России» [5]. Поощрение сотрудников в виде досрочного присвоения очередного специального звания осуществляется в соответствии со ст. 12-15 Федерального Закона от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ».

Меры нематериального стимулирования ФГГС и сотрудников таможенных органов отличаются друг от друга несущественно [9]. Применительно к категории должностных лиц таможенных органов «федеральные государственные гражданские служащие» (далее – ФГГС) также применяются виды поощрений: объявление благодарности, премирование и награждение ценными подарками [3]. Перечисленные элементы мотивации труда ФГГС согласно п. 1 ст. 55 Федерального Закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», относятся к иным видам поощрения и награждения государственных служащих и применяются в соответствии со ст. 191 Трудового кодекса России. В этой статье обозначено, что «работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдаёт премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии)» [1].

Все рассматриваемые виды поощрений, за исключением объявления благодарности, премирования и награждения ценными подарками, в соответствии с Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 года №1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы РФ» применяются только на основании приказов руководителя ФТС России [4]. Приказы о поощрении сотрудников и ФГГС доводятся до сведения всего личного состава таможенного органа.

Права начальников конкретных таможенных органов, касающиеся применения других видов поощрений, определяются руководителем Федеральной таможенной службы [8]. При определении вида поощрения начальник таможенного органа принимает во внимание успешность и добросовестность исполнения сотрудником своих должностных обязанностей, продолжительность и безупречность службы, выполнение заданий особой важности и сложности [4].

По итогам 2015 года за безупречное выполнение своих должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности, а также за особые заслуги в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации 36 должностных лиц таможенных органов были награждены государственными наградами, более 11,6 тыс. человек ведомственными наградами, 221 сотруднику досрочно присвоено специальное звание [12].

Охарактеризованные выше методы являются так называемыми методами положительной мотивации, стимулирующими желание должностных лиц выполнять работу ради получения поощрения. Наиболее дисциплинированные служащие, бесспорно, заслуживают поощрения, что в свою очередь будет воспитывать кадровый состав таможенных органов в духе ответственности за результаты в процессе служебной деятельности и уважения к правовым предписаниям. Однако в ведомственной практике существуют и отрицательные формы воздействия на подчинённых. Прежде всего, к ним относят различные дисциплинарные взыскания, применяемые за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами возложенных на них служебных обязанностей [7]. При этом под взысканием понимается мера наказания за нарушение юридических норм, должностных инструкций, правил, распорядка труда и др. Тем самым дисциплинарное воздействие также выступает важным средством воспитания и укрепления трудовой, государственной и служебной дисциплины в таможенной системе.

Таким образом, поощрение должностных лиц таможенных органов является важнейшим фактором их мотивации и стимулирования к выполнению служебных обязанностей. В настоящее время в ведомстве существует широкий спектр разнообразных способов материального и нематериального поощрения подчинённых. Однако в работе таможенных органов не только необходимо руководствоваться положительными формами мотивации персонала, но и в случае наличия определённых оснований налагать дисциплинарные взыскания на допустивших нарушения должностных лиц.


Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
  2. Федеральный Закон от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ».
  3. Федеральный Закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
  4. Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 года № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы РФ».
  5. Приказ ФТС РФ от 01 октября 2004 года № 97 «Об утверждении Положений о наградах и Почетной грамоте Федеральной таможенной службы и Положений о нагрудных знаках и медалях ФТС России».
  6. Актуальные проблемы экономики таможенного дела: учебник / А.Я. Черныш, Е.А. Терехова, А.В. Павлова и др. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. — 348 с.
  7. Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 200 с.
  8. Кнышов А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 164 с.
  9. Кнышов А.В. Подходы к теоретическому обоснованию эффективности таможенной деятельности // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2011. — С. 15-19.
  10. Воробьева А.А. Система мотивации сотрудников таможенных органов РФ. //Аллея науки – 2016 – №3 – С. 229-233.
  11. Кнышов А.В.; Попова П.А. Социальные льготы как мотивационный фактор эффективной деятельности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 125-127.
  12. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» // ФТС России, 2014-2016. URL: http://customs.ru (дата обращения 21.06.2017).