УДК 323.1+323.2
МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ МИР
№51,
Политология
Щемелинин Константин Сергеевич (ORCID:0000-0002-3636-1583)
Ключевые слова: МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ; МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ; МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ; УБИЙСТВО; ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ; INTERETHNIC INTERACTION; INTERETHNIC HARMONY; INTERETHNIC RELATIONS; INTERETHNIC CONFLICTS; MURDER; STATE SECURITY; INTERETHNIC HARMONY; INTERETHNIC CONFLICT.
Аннотация: Выявлено, что абсолютный межэтнический мир может быть только на кладбище. Даны определения межэтнического конфликта и жертвы межэтнического конфликта, плюс хрупкого, обычного и кровавого межэтнического мира, а также этноцидных межэтнических отношений, этноцидно-одинаковых отношений и этноцидно-разных отношений. Описано, как можно оценивать конфликтный потенциал и динамику межэтнических конфликтов на основе понятий межэтнического мира и этнического давления.
Annotation: . It has been revealed that absolute interethnic peace can only be in a cemetery. Definitions of interethnic conflict and victim of interethnic conflict are given, plus fragile, ordinary and bloody interethnic peace, as well as ethnocidal interethnic relations, ethnocidal-identical relations and ethnocidal-different relations. It has been revealed that absolute interethnic peace can only be in a cemetery. Definitions of interethnic conflict and victims of interethnic conflict are given, plus fragile, ordinary and bloody interethnic peace, as well as ethnocidal interethnic relations, ethnocidal-identical relations and ethnocidal-different relations. It describes how the conflict potential and dynamics of interethnic conflicts can be assessed based on the concepts of interethnic peace and ethnic pressure.
Оглавление
§1. Введение
§2. Исходные данные
§3. Абсолютный межэтнический мир
§4. Период времени и размер территории для понимания межэтнических отношений
§5. Межэтнический конфликт и его жертва
§6. Хрупкий межэтнический мир
§7. Обычный межэтнический мир
§8. Кровавый межэтнический мир
§9. Связь между этноцидом и межэтническим миром
§10. Этноцидные межэтнические отношения
§11. Оценка конфликтного потенциала и динамики межэтнических конфликтов
§12. Пример учета этнического давления для оценки конфликтного потенциала и динамики межэтнического конфликта
§1. Введение
Что такое межэтнический конфликт понятно всем, поэтому межэтнический мир обычно описывают как противоположность межэтническому конфликту; но ведь должны же быть разные степени межэтнического конфликта – на какой степени это все еще межэтнический мир, а на какой – уже полноценный межэтнический конфликт?
§2. Исходные данные
Этнос – это реально существующая общность людей, обладающая собственным бытием [3, с. 39]. Этничность – это маркер принадлежности данного человека к определенному этносу [3, с. 40]. Этничность – это поведение человека, этничность можно добровольно изменить, а, следовательно, человек может добровольно переходить из одного этноса в другой [2].
§3. Абсолютный межэтнический мир
Все этносы отличаются друг от друга. Если все люди разных этносов ведут себя во всевозможных ситуациях одинаково, это означает, что они принадлежат одному этносу – так получается противоречие, ибо такое невозможно. Чтобы невозможное стало возможным, надо выйти за пределы условия, то есть зафиксировать, что разнообразных ситуаций быть не может, а может быть только одна-единственная ситуация. Таким образом, получается первое ложное утверждение: «есть только одна, единственно возможная ситуация, в которой люди разных этносов (а разные этносы – это разное поведение) ведут себя одинаково», из которой следует второе ложное утверждение: «есть только одна, единственно возможная обстановка, в которой люди разных этносов (а разные этносы – это разное поведение) будут одинаковыми» – так рассуждения приводят к понятию кладбища.
Кладбище – это место, где все ранее живые люди являются мертвыми, поэтому они одинаковые; несмотря на то, что ранее, когда были живыми, они принадлежали разным этносам.
Таким образом, абсолютный межэтнический мир возможен только среди умерших людей.
§4. Период времени и размер территории для понимания межэтнических отношений
Этносы существуют больше тысячи лет [3, с. 39], поэтому для определения межэтнического мира следует установить минимальный промежуток времени равный пяти годам, так как один год для такого рода процессов – это слишком мало.
Под территорией следует понимать или территорию всей страны, или всю область проживания этноса.
§5. Межэтнический конфликт и его жертва
«Определение №1. Этноцид – это подавление одним этносом другого различными методами, включая убийство.
Убийство является однозначно трактуемым маркером для этноцида: там где нет ни одного убийства на почве национальной ненависти – там нет и этноцида. Но если есть хотя бы одно убийство на почве национальной ненависти – там, безусловно, есть и этноцид.
Средствами проведения этноцида могут быть: бытовая преступность, организованная преступность, экстремистские организации, террористические организации, а также государственная власть и подвластные ей структуры» [5, с. 65].
В данном определении этноцида присутствует убийство, понимаемое как убийство на почве национальной ненависти.
Данное понимание имеет следующие два недостатка:
Первый недостаток. Рассматриваемый термин корректнее употреблять как «межэтническая ненависть», так как нация объединяет все этносы государства:
«Определение №5. Определение нации (народа)
Народ (нация) – это совершеннолетние граждане своей страны плюс те несовершеннолетние, которые по праву рождения должны будут получить гражданство при достижении совершеннолетия;
обычно почти весь народ проживает на территории одного государства;
народ принимает на себя наименование государства, которое считает своим;
народ состоит, в основном, из представителей одного или двух-трех государствоообразующих этносов.
Определение №6. Национальность – это маркер, печатный и словесный символ принадлежности индивидуума к определенной нации (народу)» [3, с. 40].
Второй недостаток. Саму межэтническую ненависть трудно вычленить на фоне других мотивов, таких как корысть, месть, личная неприязнь и так далее.
Этнос обладает собственным бытием, а значит, и целостностью, поэтому воспринимает все, что связано с ним и окружающими чужими этносам по принципу «свой-чужой», а если этот факт не учтен в юридических законах рассматриваемого государства, то это означает, что его законы не доработаны и не в полной мере отражают существующую реальность.
Например, из корыстных побуждений произошло убийство представителем первого этноса членом второго этноса, но оба этноса, замешанных в данном преступлении, воспринимают это деяние как несущее в себе межэтнический конфликт, в котором победил представитель первого этноса.
С точки зрения этноса любое убийство члена этого этноса является нападением на сам этнос, и произошло, в существенной мере, на почве межэтнической ненависти.
Точно также, любой силовой или словесный конфликт между представителями двух разных этносов, произошедший по любому мотиву, является, в существенной мере, межэтническим конфликтом с точки зрения обеих этносов.
Определение №1. Межэтнический конфликт – это целенаправленное противостояние, возникшее по любой причине, между представителями двух разных этносов.
Из определения межэтнического конфликта следует, что несчастный случай, произошедший с представителем одного этноса по вине представителя другого этноса, межэтническим конфликтом не является, так как отсутствует целенаправленное действие, а есть случайное сочетание негативных факторов.
Из определения межэтнического конфликта следует:
1. Если оба противника принадлежат одному этносу, то их конфликт – это внутриэтнический, а не межэтнический конфликт.
2. Если человек пострадал в результате целенаправленного физического воздействия со стороны двух людей, один из которых принадлежит этносу пострадавшего, а другой – иному этносу, то рассматриваемый конфликт также является межэтническим.
3. Если человек пострадал в результате целенаправленного физического воздействия со стороны представителя своего этноса, но тот, кто наносил физические повреждения противнику, действовал по прямому указанию представителя другого этноса, то рассматриваемый конфликт также является межэтническим.
Определение №2. Жертва межэтнического конфликта – это человек, принадлежащий одному этносу и погибший в результате межэтнического конфликта с представителем другого этноса.
Именно жертву межэтнического конфликта следует понимать в качестве убитого человека в определении этноцида.
§6. Хрупкий межэтнический мир.
Межэтнический мир может быть только в некоторые промежутки времени – именно к такому межэтническому миру следует стремиться тем людям, организациям и государствам, которые искренне желают межэтнического мира. При этом, нужно понимать и осознавать, что данный межэтнический мир является хрупким, и будет часто нарушаться с течением времени.
Наличие хрупкого межэтнического мира не означает отсутствия борьбы между этносами – просто в течение хрупкого межэтнического мира этносы оказывают друг на друга этнического давление нулевого, низкого, среднего и высокого уровня [4, с. 61-63].
Определение №3. Хрупкий межэтнический мир – это ситуация, когда на данной территории в течение пяти лет и более два рассматриваемых этноса оказывают друг на друга этнического давление нулевого, низкого, среднего и высокого уровня.
Также межэтнический мир характеризуется отсутствием единичного этноцида.
Определение №4. Хрупкий межэтнический мир – это отсутствие единичного этноцида между двумя рассматриваемыми этносами в течение пяти лет и более.
Замечание 1. Определение №3 – это прямое определение хрупкого межэтнического мира, а определение №4 – это определение хрупкого межэтнического мира через отрицание.
Из определений №3 и №4 следует, что в течение хрупкого мира самоэтноцид [5, с. 67-69] вполне может иметь место.
§7. Обычный межэтнический мир
Этносы живут в реальном мире, полном страстей и ошибок.
Определение №5. Обычный межэтнический мир – это ситуация, когда на данной территории первый этнос воздействуют на второй этнос в течение пяти лет и более в форме единичного этноцида.
§8. Кровавый межэтнический мир
Определение №6. Кровавый межэтнический мир – это ситуация, когда на данной территории первый этнос воздействуют на второй этнос в течение пяти лет и более в форме группового этноцида.
§9. Связь между этноцидом и межэтническим миром
Таблица 1. Связь между этноцидом [5, с. 64-67] и межэтническим миром
№ | Этноцид | Межэтнический мир |
1 | Этноцида нет | Хрупкий межэтнический мир |
2 | Единичный этноцид [5, с. 66-67] | Обычный межэтнический мир |
3 | Групповой этноцид [5, с. 66-67] | Кровавый межэтнический мир |
4 | Тотальный, военный и полиэтнический многовековой этноцид [5, с. 66-67] | Отсутствует |
Из определений 3, 4, 5 и 6 следует, что межэтнический мир следует рассматривать узко – только между двумя конкретными этносами, а не в общем, между всеми рассматриваемыми этносами одновременно.
Например, между этносами №1 и №2 может сохраняться хрупкий мир, между этносами №2 и №3 продолжаться обычный межэтнический мир, а вот между этносами №1 и №3 может быть кровавый межэтнический мир.
§10. Этноцидные межэтнические отношения
Определение №7. Этноцидные межэтнические отношения – это отношения между двумя рассматриваемыми этносами с акцентом на формах этноцида между ними.
Этноцидные межэтнические отношения могут быть этноцидно-одинаковыми или этноцидно-разными.
Определение №8. Этноцидно-одинаковые отношения – это такие межэтнические отношения, во время которых каждый из двух рассматриваемых этносов воздействует на другой в форме одного и того же этноцида или оказывает влияние вообще без этноцида.
Определение №9. Этноцидно-разные отношения – это такие межэтнические отношения, во время который первый этнос воздействует на второй в форме одного вида этноцида, а второй этнос воздействует на первый этнос в форме другого вида этноцида или оказывает влияние вообще без этноцида.
Таблица 2. Примеры этнических воздействий двух этносов друг на друга с описаниями межэтнических отношений между ними
№ | Воздействие первого этноса на второй | Воздействие второго этноса на первый | Этноцидные межэтнические отношения | Вид межэтнического мира или описание межэтнической ситуации в случае отсутствия межэтнического мира |
1 | Этноцида нет | Этноцида нет | Этноцидных межэтнических отношений нет | Хрупкий межэтнический мир |
2 | Единичный этноцид | Единичный этноцид | Этноцидно-одинаковые отношения | Обычный межэтнический мир |
3 | Единичный этноцид | Этноцида нет | Этноцидно-разные отношения | Обычный межэтнический мир |
4 | Единичный этноцид | Групповой этноцид | Этноцидно-разные отношения | Кровавый межэтнический мир |
5 | Военный этноцид | Военный этноцид | Этноцидно-одинаковые отношения | Этносы ведут боевые действия друг против друга (межэтнический мир отсутствует) |
6 | Единичный этноцид | Тотальный этноцид | Этноцидно-разные отношения | Второй этнос проводит геноцид по отношению к первому этносу (межэтнический мир отсутствует) |
7 | Военный этноцид | Полиэтнический многовековой этноцид | Этноцидно-разные отношения | Второй этнос проводит многовековую политику порабощения первого этноса, а первый этнос защищается военными средствами (межэтнический мир отсутствует) |
§11. Оценка конфликтного потенциала и динамики межэтнических конфликтов
Понятия межэтнического мира и этноцидных межэтнических отношений являются крупными маркерами, характеризующие фактически сложившиеся межэтнические отношения; при этом карты и таблицы этнического давления с привязкой ко времени [4, с. 63-64] выступают в роли точных и тонких маркеров [5, с. 69], а все вместе они формируют целостную картину межэтнических отношений, на основании которой власть может проводить сбалансированную и выверенную межэтническую политику, направленную на сохранение мира в обществе.
§12. Пример учета этнического давления для оценки конфликтного потенциала и динамики межэтнического конфликта
На первый взгляд, ситуация, когда два этноса находится в состоянии обычного межэтнического мира из-за единичной смерти человека, несет в себе более высокий конфликтный потенциал, чем когда эти же два этноса находятся в ситуации хрупкого межэтнического мира, так как в первом случае уже появился единичный этноцид, а во втором случае – его нет.
Но если учесть и проанализировать этническое давление, тогда картина может оказаться совсем другой.
Ситуация №1. Два рассматриваемых этноса находятся в состоянии обычного межэтнического мира из-за единичной смерти человека из одного этноса и почти по всей территории их совместного проживания взаимодействуют на низком и среднем уровнях этнического давления.
Ситуация №2. Эти же самые два этноса находятся в состоянии хрупкого межэтнического мира и по всей территории совместного проживания взаимодействуют друг с другом на высоком и физическом уровнях этнического давления.
Видно, что ситуация №1 характеризуется меньшим конфликтным потенциалом, чем ситуация №2, так как единичная смерть человека, которая перевела отношения между этносами в разряд обычного межэтнического мира, скорее всего, не является частью более крупного и системного межэтнического воздействия.
Динамику межэтнического взаимодействия следует оценивать так: если взаимоотношения между двумя рассматриваемыми в данном примере этносами перешли от ситуации №1 к ситуации №2, то степень конфликтности между этносами возрастает; если же взаимоотношения между этими же самыми этносами перешли от ситуации №2 к ситуации №1, то степень конфликтности между этносами падает.
Замечание 2. При рассмотрении взаимоотношений между этносами, которые описываются в понятиях этического давления, этноцида, межэтнического мира и этноцидных межэтнических отношений, под «этносом» следует понимать любой этнос, то есть и обычный этнос данного государства, и государствообразующий этнос (государствообразующие этносы) [1] этой же страны, потому что все эти сущности являются этносами.
Выводы:
1. Выявлено, что абсолютный межэтнический мир может быть только на кладбище.
2. Даны определения межэтнического конфликта и жертвы межэтнического конфликта.
3. На основании этноцида даны определения хрупкого, обычного и кровавого межэтнического мира.
4. Даны определения этноцидных межэтнических отношений, а также этноцидно-одинаковых отношений и этноцидно-разных отношений.
5. Выявлено, как можно оценивать конфликтный потенциал и динамику межэтнических конфликтов на основе понятий межэтнического мира и этнического давления.
Список литературы
- Щемелинин К. С. Аксиома об этносе и его собственном государстве. Два закона о государствообразующем этносе // Научный журнал NovaUm.Ru. 2023. №45. С. 75-77.
- Щемелинин К. С. Добровольная этническая ассимиляция. Миграционная политика государства // Научный журнал NovaUm.Ru. 2024. №48. С. 9-13.
- Щемелинин К. С. Определение этноса, суперэтноса, субэтноса, любой этнической общности, этничности, народа, нации, национальности, национальной идеи и государства // Научный журнал NovaUm.Ru. 2024. №47.
- Щемелинин К. С. Этническое давление // Научный журнал NovaUm.Ru. 2023. №44.
- Щемелинин К. С. Этноцид и самоэтноцид // Научный журнал NovaUm.Ru. 2023. №45.