ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

№7,

Экономические науки

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)

Толомушева Сезим Канжарбековна


Ключевые слова: ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ; АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ; СЛУЖБА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ; ВЗЯТКА; ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО; CORRUPTION; ANTICORRUPTION; CUSTOMS; CONTROL OF CORRUPTION; THE SERVICE FOR COUNTERING CORRUPTION; BRIBERY; OFFICIAL.


Аннотация: Статья посвящена анализу деятельности таможенных органов по противодействию и профилактике коррупции. Приведены статистические данные о выявленных правоохранительными органами преступлениях коррупционной направленности. Также выявлены факторы, подталкивающие таможенных служащих на противоправные действия.

В последнее десятилетие ввиду принятия коррупцией масштабов, угрожающих национальной безопасности, борьба с ней является одним из приоритетных направлений государственной политики России. Противодействие коррупции затрудняется тем, что при общей негативной ее оценке населением, в частных конкретных обстоятельствах прибегнуть к помощи взяток в решении своих проблем готовы многие.

Таможенными органами активно проводится работа по противодействию коррупции, что подтверждается высоким числом возбужденных по отношению к таможенным служащим уголовных дел. Большая часть преступлений коррупционной направленности (95,4% от общего числа), совершенных в 2016 году должностными лицами таможенных органов, выявляется подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов, а именно, на уровне центрального аппарата ФТС России – Управлением по противодействию коррупции [4], на уровне региональных таможенных управлений – службами по противодействию коррупции [3]. По материалам данных подразделений, следственными органами в 2013 году возбуждено 247 уголовных дел, в 2014 году – 305, в 2015 – 403 и в 2016 – 409. Из них по преступлениям коррупционной направленности в 2015 году – 195, в 2016 – 230 уголовных дел [11].

В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определяется как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [1].

Наиболее распространенной формой коррупции, с которой представители бизнеса сталкиваются в ходе взаимодействия с таможенными органами, является финансовая коррупция в форме требований взяток, связанных с осуществлением контроля при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС [9]. Законодателем понятие взятки определяется, как «принимаемые должностным лицом материальные ценности или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения» [2].

Так в 2016 году в соответствии со статьей 290 УК РФ «Получение взятки» следственными органами возбуждено 96 уголовных дел, в 2015 году –67 уголовных дел, в 2014 — 39. Как видно из представленных данных, количество уголовных дел, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции в отношении должностных лиц таможенных органов значительно возрос в 2015 году на 71,7 % по сравнению с предыдущим годом, а в 2016 – на 43,3 % по сравнению с 2015 годом. В соответствии же со статьей 291 УК РФ «Дача взятки» в 2016 году возбуждено 45 уголовных дел, в 2015 году – 55 уголовных дел [11]. Этот показатель, в свою очередь, снизился в 2016 году на 19 % по сравнению с предыдущим периодом.

Стоит рассмотреть факторы, которые подталкивают таможенных служащих на противоправные действия и оказывают значительное влияние на распространение коррупционных проявлений в таможенных органах. Для этого проанализируем результаты исследования уровня коррупции в таможенных органах, проведённого Центральным таможенным управлением в 2013 году на основе полученных данных социологического опроса [5]. Несмотря на давний срок проведения этого исследования, его результаты продолжают быть актуальными и на сегодняшний день. Социологический опрос показал, что большинство должностных лиц таможенных органов ЦТУ (76,3% от числа опрошенных) согласны, что с коррупцией нужно бороться обязательно. Наиболее весомым фактором, влияющим на решение отказаться от получения взятки является собственная убеждённость в противоправности коррупции (см. табл.1) [12].

Таблица 1

Результаты исследования уровня коррупции в таможенных органах

Центрального таможенного управления в 2013 году [12]

Факторы, влияющие или возможные повлиять на решение отказаться от получения взятки Оценка (по 10-и бальной шкале):
Собственная убежденность в противоправности коррупции 7
Достойная заработная плата должностного лица 6,35
Личная примерность начальника, руководителя 6,1
Социальные гарантии (субсидия на жилье, медицинское и санаторно-курортное обеспечение) 6
Страх быть пойманным за руку 5,75
Страх быть уволенным с работы 5,3

При оценке эффективности методов профилактики коррупции респонденты отдали предпочтение мерам материального и социального характера, такие как увеличение заработной платы должностных лиц (86,7 %), социальные гарантии (78,4 %) и увеличение пенсии должностных лиц (70,2 %) [12]. К одному из важнейших направлений профилактики коррупции относят информирование должностных лиц о коррупции и мерах борьбы с ней. Так, например, в административных зданиях таможенных органов оборудованы специальные стенды, с информацией антикоррупционной направленности: с выдержками из актов российского законодательства, публикациями средств массовой информации по вопросам борьбы с коррупцией [6]. К тому же, всем должностным лицам таможенных органов по каналам электронной связи направляется информация о фактах проявления коррупции и антикоррупционного поведения, поступающая из вышестоящих подразделений [8].

Важно отметить, что стремление должностных лиц обеспечить себя материальными благами, из-за отсутствия достойной заработной платы, начисления различных льгот относят к внешним мотивам коррупции. Внутренний мотив коррупции кроется в психологических аспектах личности, который заключается в недостаточном вовлечении должностных лиц таможенных органов в принятие важных решений, в заниженном уровне ответственности, в отсутствии возможности продвижения по карьерной лестнице [10].

Из всего выше сказанного следует, что противодействие коррупции затруднено тем, что [7]:
1) для должностных лиц незаконное вознаграждение является источником дополнительного дохода;
2) для физического лица взятка нередко является единственным надежным способом решить важную проблему в перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС;
3) для юридического лица взятка помогает получить конкурентные преимущества, повысить прибыльность своей коммерческой деятельности.

Таким образом, таможенными органами активно проводится работа по противодействию коррупции. Об этом свидетельствуют результаты работы таких подразделений таможенных органов, как Управление и службы по противодействию коррупции. Число уголовных дел, возбужденных по отношению к таможенным служащим продолжает оставаться на высоком уровне. В свою очередь проблема профилактики проявлений коррупции в таможенных органах может быть решена лишь при наличии скоординированных усилий руководящего и подчиненного составов ФТС России, тесном взаимодействии Управления по противодействию коррупции с правоохранительными структурами других органов власти.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
  2. Письмо Минтруда России от 10.07.2013 № 18-2/10/2-3836 «Об обзоре рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки».
  3. Приказ ФТС России от 17.10.2011 № 2134 «Об утверждении Типового положения о службе по противодействию коррупции регионального таможенного управления».
  4. Приказ ФТС России от 22.08.2011 № 1708 «Об утверждении Положения об Управлении по противодействию коррупции».
  5. Приказ ЦТУ от 22.04.2013 № 259 «О проведении исследования уровня коррупции в таможенных органах Управления».
  6. Актуальные проблемы экономики таможенного дела: учебник / А.Я. Черныш, Е.А. Терехова, А.В. Павлова и др. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. — 348 с.
  7. Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 200 с.
  8. Кнышов А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 164 с.
  9. Кнышов А.В. Подходы к теоретическому обоснованию эффективности таможенной деятельности // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2011. — С. 15-19.
  10. Кнышов А.В.; Попова Д.А. Анализ динамики уровня доходов руководящего состава центрального аппарата Федеральной таможенной службы России // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 128-133.
  11. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» // ФТС России, 2014-2016. URL: http://customs.ru (дата обращения 09.06.2017).
  12. Результаты исследования уровня коррупции в таможенных органах Управления // Центральное таможенное управление, 2013.URL: http://ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7131:2013-08-12-06-53-26&catid=313:2013-03-22-08-54-15&Itemid=338(дата обращения 09.06.2017).