УДК 37

ПРОЕКТ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

№48,

Педагогические науки

Халилова Олеся Андреевна
Коршунова Анастасия Федоровна
Остафейчук Леонора Михайловна


Научный руководитель: Кравченко Ю.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Развитие образовательных систем».


Ключевые слова: ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; УПРАВЛЕНИЕ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; УПРАВЛЕНИЕ; ПРОЕКТ; ЗАЩИТА ДАННЫХ; ИНТЕГРАЦИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; DIGITAL TECHNOLOGIES; MANAGEMENT; EDUCATIONAL ORGANIZATION; EFFICIENCY; MANAGEMENT; PROJECT; DATA PROTECTION; DIGITAL TECHNOLOGY INTEGRATION; ACTIVITY.


Аннотация: В работе раскрываются основные вопросы внедрения цифровых технологий в процесс управления образовательной организации, представлены вопросы реализации проекта по интеграции цифровых технологий в процессы управления образовательной организацией.

Инициатива по внедрению цифровых технологий в систему управления образовательным учреждением является глубоким шагом на пути к революции в его операционных, административных и стратегических процессах. Этот проект касается не только внедрения новых инструментов или программного обеспечения; это комплексный переосмысление того, как образовательное учреждение может использовать технологии для повышения эффективности, принятия решений и, в конечном итоге, результатов обучения для своих студентов.

В основе этого проекта лежит цель создать целостную интегрированную цифровую экосистему, которая поддерживает все аспекты управления учреждением. Это предполагает внедрение сложных, но удобных для пользователя цифровых платформ и систем, которые автоматизируют административные задачи, облегчают эффективное общение, позволяют принимать решения на основе данных и способствуют созданию среды постоянного совершенствования и инноваций.

Важным направлением этой инициативы является разработка и внедрение надежной системы управленческой информации (MIS), которая служит центральным узлом для всей административной деятельности. Эта система объединит различные функции, такие как прием студентов, управление преподавателями, планирование, финансы и человеческие ресурсы, в единую, доступную и безопасную платформу. Автоматизируя эти процессы, учреждение может значительно сократить количество ручных ошибок, оптимизировать операции и высвободить ценные ресурсы, которые можно перенаправить на преподавание и обучение [6].

Кроме того, проект подчеркивает важность системы управления человеческими ресурсами (HRMS), адаптированной к уникальным потребностям образовательного учреждения. Такая система позволит автоматизировать и улучшить различные функции управления персоналом, включая подбор персонала, адаптацию, управление производительностью и профессиональное развитие. Оцифровывая эти процессы, учреждение может не только повысить операционную эффективность, но также привлечь и удержать высококвалифицированных преподавателей и сотрудников, которые имеют решающее значение для его успеха [2].

Для поддержки принятия решений на основе данных проект планирует внедрить цифровые системы для мониторинга ключевых показателей эффективности (KPI) по различным аспектам деятельности учреждения. Эти системы позволят администраторам отслеживать прогресс, выявлять тенденции и принимать обоснованные решения на основе точной и актуальной информации. Такой подход не только улучшает стратегическое планирование, но также обеспечивает подотчетность и постоянное совершенствование [3].

Проект также признает решающую роль эффективных инструментов коммуникации и сотрудничества в управлении образовательным учреждением. Цифровые платформы, такие как интрасети, рабочие пространства для совместной работы и инструменты онлайн-встреч, будут способствовать беспрепятственному общению между преподавателями, сотрудниками и студентами, способствуя развитию культуры сотрудничества, которая необходима для успешной реализации инициатив цифровой трансформации [5].

Профессиональное развитие и обучение являются неотъемлемыми компонентами этого проекта, гарантируя, что все преподаватели и сотрудники будут оснащены необходимыми цифровыми навыками и компетенциями для эффективной работы в новых системах. Это будет включать в себя сочетание учебных занятий, семинаров и постоянной поддержки для решения любых проблем и обеспечения плавного перехода к новой цифровой среде.

Безопасность и конфиденциальность данных имеют первостепенное значение, и мы планируем внедрить строгие меры кибербезопасности для защиты конфиденциальной информации и обеспечения соблюдения правил защиты данных. Это включает в себя регулярные проверки безопасности, использование шифрования и безопасного контроля доступа, а также обучение всего персонала передовым методам обеспечения безопасности данных.

Наконец, проект включает в себя комплексную стратегию управления изменениями, призванную облегчить переход к цифровым операциям. Эта стратегия будет включать четкое информирование о целях и выгодах проекта, активное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, а также предоставление поддержки и ресурсов для эффективного управления изменениями.

В заключение отметим, что проект по интеграции цифровых технологий в управление образовательным учреждением представляет собой стратегический целостный подход к повышению операционной эффективности, принятию решений и предоставлению образования. Тщательно планируя и осуществляя эту цифровую трансформацию, учебное заведение может позиционировать себя как лидера в эпоху цифровых технологий, предлагая расширенный образовательный опыт, который готовит студентов к успеху во все более цифровом мире [3].

Реализация проекта по интеграции цифровых технологий в процессы управления образовательной организацией — это попытка, которая фундаментально меняет способы принятия и исполнения административных, операционных и стратегических решений. Эта инициатива, отличающаяся от улучшения среды цифрового обучения, сосредоточена непосредственно на использовании цифровых достижений для оптимизации внутренней структуры управления, делая ее более эффективной, прозрачной и адаптируемой к динамичному образовательному ландшафту.

Этот проект предусматривает создание цифровой инфраструктуры, которая переопределяет традиционные методологии управления, внедряя системы и инструменты, предназначенные для автоматизации административных задач, облегчения коммуникации в реальном времени и предоставления действенной информации посредством анализа данных. Основная цель состоит в том, чтобы оптимизировать каждый аспект деятельности учреждения, от приема студентов и управления персоналом до финансового планирования и распределения ресурсов, тем самым позволяя руководителям образования больше сосредоточиться на педагогических инновациях и успехах [8].

Чтобы поддержать процесс принятия решений на основе данных, проект включает в себя планы по внедрению цифровых информационных панелей и инструментов аналитики, которые отслеживают ключевые показатели эффективности (KPI), соответствующие целям и показателям эффективности учреждения. Эти инструменты позволят администраторам контролировать операционную эффективность, оценивать эффективность программ и инициатив и выявлять возможности для улучшения.

Эффективное общение и сотрудничество необходимы для успешного управления любым образовательным учреждением. Будут внедрены цифровые коммуникационные платформы, такие как интрасети и рабочие пространства для совместной работы, чтобы облегчить беспрепятственное взаимодействие между преподавателями, сотрудниками и администрацией, гарантируя, что каждый соответствует миссии и целям учреждения.

Профессиональное развитие и обучение персонала являются неотъемлемой частью этого проекта, гарантируя, что весь персонал будет владеть новыми цифровыми системами и инструментами. Будут разработаны индивидуальные программы обучения для оснащения сотрудников необходимыми цифровыми навыками, способствующих развитию культуры непрерывного обучения и адаптивности [8].

Наконец, будет реализована комплексная стратегия управления изменениями, которая будет способствовать переходу к цифровым операциям, решая потенциальные проблемы и сопротивление. Эта стратегия будет сосредоточена на четкой коммуникации, взаимодействии с заинтересованными сторонами и предоставлении постоянной поддержки для обеспечения плавной и успешной цифровой трансформации.

Подводя итог, можно сказать, что этот проект по интеграции цифровых технологий в процессы управления образовательной организацией является стратегическим начинанием, которое обещает повысить операционную эффективность, способствовать развитию культуры инноваций и, в конечном итоге, поддержать основную миссию учреждения по предоставлению качественного образования. Тщательно планируя и осуществляя эту цифровую интеграцию, учебное заведение может добиться конкурентного преимущества, адаптироваться к развивающейся образовательной среде и обеспечить долгосрочную устойчивость в мире, который становится все более цифровым.

Таблица 1 — Ожидаемые результаты проекта

Направления реализации проекта Ожидаемые результаты проекта
Управленческая деятельность Оптимизация трудозатрат руководителя и сотрудников; оперативность принятия управленческих решений; создание единой базы данных, системы электронного документооборота. Цифровизация инновационной образовательной деятельности
Кадровое обеспечение Повышение компетентности педагогических кадров в области информационных и телекоммуникационных технологий. Рост мотивации педагогов к реализации в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий; участие педагогов в городских, муниципальных конференциях и семинарах, профессиональных конкурсах; организация на базе  техникума  (экспертированных материалов).
Образовательная деятельность Систематически используются электронные ресурсы всеми участниками образовательных отношений.

Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе учебного заведения

Материально-техническое оснащение Разработан план закупок цифрового оборудования. Развивающая предметно-пространственная среда организации оснащена цифровыми образовательными ресурсами.
Взаимодействие со студентами, родителями, социальными партнерами Организовано дистанционное обучение; организовано сотрудничество с семьями, социальными партнерами через социальные сети и электронную образовательную систему «Система Образование – справочная система для специалистов образования». Реализуются совместные образовательные проекты с использованием ИКТ.

Продукт проекта:

  • паспорт сетевого проекта, программа цифровизации учреждения (шаблон – макет);
  • локальные акты, поддерживающие реализацию инновационного проекта, договора о межсетевом сотрудничестве в рамках системы интернет с блоком соблюдения персональных данных;
  • модель цифрового пространства ДОО состоящая из нескольких модулей с описанием;
  • дорожная карта подпроектов «Безопасная цифра», «Цифровое взаимодействие», «Цифровой инструмент»;
  • статья Создание цифровой образовательной среды в условиях реализации Национального проекта «Образование»«.

Опыт выстраивания цифровой образовательной среды предполагается представить педагогической общественности в рамках:

  • мероприятий МСО по теме «Цифровое пространство»: организация целевых семинаров, стратегических сессий и других форм работы с педагогическими сообществами, управленческими командами города в режиме офлайн, онлайн-пространства;
  • участия в конкурсах, конференциях и фестивалях;
  • публикация методических материалов по созданию цифровой образовательной среды.

Вывод. Критически исследуя процесс цифровой интеграции, от модернизации инфраструктуры до внедрения сложных информационных систем управления, а также обращаясь к человеческому аспекту управления изменениями, эта работа подчеркивает многогранный подход, необходимый для успешной цифровой трансформации. Если мы посмотрим в будущее, то роль цифровых технологий в управлении образованием, несомненно, будет продолжать расти, определяя способы работы образовательных учреждений и взаимодействия со своими сообществами. Эта работа является свидетельством преобразующего потенциала цифровых технологий, предлагая идеи и рекомендации для лидеров образования, вступающих в свой путь цифровой трансформации.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  2. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2023 г. N 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»/ / Справочно- правовая система «Консультант Плюс.»- Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370409/
  3. Акмазян А.С.Развитие региональной системы образования в условиях цифровой трансформации// Финансовые исследования журнал. 2020. Т. 68, № 3. С. 116- 122.
  4. Александров И.Н. Использование цифровых технологий в подготовке кадров// Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли. 2023. С. 116-123.
  5. Васильковская М.И. Цифровые технологии в организации и управлении студенческих объединений в образовательных организациях// ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»/ Сост. Ш. Ахмадиева, Р.Н. Минниханов. Под общей редакцией Р.Н. Минниханова. Казань, 2023. С. 1032-1037.
  6. Вилявин Д.А. .Цифровые профили компетенций в образовании /Д.А. Вилявин //Открытое образование журнал. 2023. Т.27, № 5. С. 33-44.
  7. Гриневич Л.А. Цифровизация высшего образования в современной России: теория и практика /Л.А.Гриневич// Вестник кемеровского государственного университета культуры и искусствжурнал. 2021. № 57. С. 242-248.
  8. Компанеева Л.Г.Перспективы использования цифровых средств в воспитательном процессе в высших учебных заведениях /Л.Г.Компанеева// Бизнес. Образование. Правожурнал. 2023. Т.65, № 4. С. 367-371.
  9. Кириллова О.Г. Цифровые технологии в государственном управлении // Вестник магистратуры. 2022. №1-2 (124). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-gosudarstvennom-upravlenii (дата обращения: 29.02.2024).