МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ МОТИВАЦИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ
№7,
Экономические науки
Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)
Ключевые слова: ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ; СОТРУДНИКИ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ; МОТИВАЦИЯ; СТИМУЛИРОВАНИЕ; МАТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ; ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ; НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ; OFFICIALS OF THE CUSTOMS SERVICE; EMPLOYEES; CIVIL SERVANTS; MOTIVATION; STIMULATION; MATERIAL METHODS; SALARIES; NON-MONETARY MEASURES.
Система мотивации должностных лиц таможенных органов предназначена для побуждения в достижении целей Федеральной таможенной службы России (далее – ФТС России) через удовлетворение личных потребностей. Рассматривая перечень методов мотивации коллективов таможенных органах, стоит отметить, что они различаются по своему наполнению в зависимости от того, к какой категории персонала относится то или иное должностное лицо, а именно, к сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим (далее – ФГГС) или работникам бюджетной сферы.
Методы мотивации персонала таможенных органов можно формально классифицировать на материальные и нематериальные [7]. Данные способы мотивации имеют дальнейшую детализацию, как это указано в таблицах 1 и 2. Полный перечень материальных и нематериальных методов мотивации применительно к категории сотрудников таможенных органов сформулирован в Федеральном законе от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» [1], а применительно к категории ФГГС установлен в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2].
К материальным методам мотивации сотрудников таможенных органов относят их денежное довольствие, которое складывается из четырёх элементов: месячного оклада по специальному званию; месячного оклада по занимаемой должности; надбавок к должностному окладу; дополнительных выплат (ежегодные, ежеквартальные, месячные, разовые) (см. табл. 1) [15]. В настоящее время оклады по штатным должностям сотрудников таможенных органов и оклады по специальным званиям установлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 № 41 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудникам таможенных органов Российской Федерации» [3].
Оклад по занимаемой должности и специальному званию составляет оклад денежного содержания, который представляет собой базу для расчёта надбавок и дополнительных выплат [19]. Размеры такого рода выплат устанавливаются дифференцированно, в зависимости от сложности, объёма и важности задач, выполняемых сотрудниками. С помощью надбавок и дополнительных выплат компенсируются дополнительные затраты труда сотрудников, они устанавливаются приказом по таможенному подразделению и по конкретным сотрудникам в соответствии с нормами федерального законодательства России [16].
Оклад месячного денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы [14]. Также ФГГС имеют право на получение надбавок к должностному окладу и иных дополнительных выплат.
Таблица 1
Материальные методы мотивации должностных лиц
таможенных органов
Категории должностных Материальные методы |
Сотрудники
(согласно Федеральному закону от 21.07.1997 |
ФГГС
(согласно Федеральному закону от 27.07.2004 |
||
Состав денежного довольствия (денежного содержания) должностных лиц таможенных органов |
Месячный оклад по специальному званию | + | – | |
Месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью | + | – | ||
Надбавки к должностному окладу сотрудников | ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) | + | – | |
ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание | + | – | ||
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы | + | – | ||
ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну | + | – | ||
надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время | + | – | ||
Месячный оклад за классный чин | – | + | ||
Месячный оклад по занимаемой должности | – | + | ||
Надбавки к должностному окладу ФГГС | ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе | – | + | |
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы | – | + | ||
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну | – | + | ||
Дополнительные выплаты (ежегодные, ежеквартальные, месячные, разовые) | премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей | + | – | |
поощрительные выплаты за особые достижения в службе | + | – | ||
районные коэффициенты, коэффициенты за службу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях, процентные надбавки за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных | + | – | ||
единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи | +
|
+ | ||
премии за выполнение особо важных и сложных заданий | – | + | ||
ежемесячное денежное поощрение | – | + | ||
другие дополнительные выплаты | + | + |
Как можно судить их таблицы 1 элементы материального поощрения должностных лиц таможенных органов являются разнообразными. Во многом, необходимость такого рода сложной системы стимулирования труда таможенных служащих обусловлена тем фактом, что их деятельность связана с высокой степенью ответственности за экономическую безопасность России, всемерное укрепление и развитие общественного и государственного строя, что требует для должностных лиц высокого уровня социального обеспечения (см. табл. 1) [12].
Однако использование ведомством только материальных методов мотивации персонала не может привести к желаемой заинтересованности должностных лиц в результатах их труда. В сфере деятельности таможенных органов происходит усложнение задач, что требует от должностных лиц личностного и профессионального роста, повышения образовательного и культурного уровня, развития интеллектуальных и творческих способностей [13]. Помимо материального стимулирования для должностных лиц в таможенных органах целесообразно применять также и нематериальные методы мотивации.
В настоящее время нематериальным методам отводится значительное внимание, они выступают инструментами безупречного выполнения специалистами должностных обязанностей, успешного выполнения заданий особой важности и сложности, обеспечения экономической безопасности Российской Федерации [11]. Безусловно, к нематериальным методам мотивации относят возможность продвижения по карьерной лестнице, положительную рабочую атмосферу, моральное удовлетворение от своей работы и др. [17].
Таблица 2
Нематериальные методы мотивации должностных лиц
таможенных органов
Категории должностных Нематериальные методы |
Сотрудники (согласно Федеральному закону от 21.07.1997 № 114-ФЗ) |
ФГГС (согласно Федеральному закону от 27.07.2004 № 79-ФЗ) |
Дополнительные ежегодные отпуска | + | – |
Обучение | + | + |
Объявление благодарности | + | + |
Награждение почетными грамотами | + | + |
Награждение нагрудными знаками и медалями ФТС России | + | – |
Награждение именным оружием | + | – |
Присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности | + | – |
Поощрение Правительства Российской Федерации | – | + |
Присвоение почетных званий Российской Федерации | – | + |
Поощрение Президента Российской Федерации | – | + |
Награждение знаками отличия Российской Федерации | – | + |
Награждение орденами и медалями Российской Федерации | – | + |
Иные виды поощрения и награждения государственного органа | – | + |
Как видно из таблицы 2, в числе поощрений есть и такие виды, которые имеют достаточную материальную ценность – например, награждение ценным подарком, материальное поощрение Правительства и Президента Российской Федерации и т.п. Однако при всей, казалось бы, очевидности материальной ценности предусмотренных способов мотивации, изначально в них закладывается, прежде всего, огромная моральная смысловая нагрузка [10]. И это не случайно, поскольку, поощрение по своей сути должно отображать степень оценки коллективом и руководством подразделения уровень эффективности служебной деятельности отдельно взятого должностного лица, а также его значимость и роль в коллективе [18].
Порядок применения большинства поощрений для сотрудников таможенных органов установлен отдельными нормативными правовыми актами ФТС России (см. табл. 2). Правила премирования сотрудников регламентируются нормами Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Приказом ФТС России от 07.04.2014 № 649 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников таможенных органов Российской Федерации» [4,5].
Правила награждения почётной грамотой, нагрудными знаками и медалями ФТС России определены в Приказе ФТС России от 1.10.2004 № 97 «Об утверждении Положений о наградах и Почётной грамоте Федеральной таможенной службы и Положений о нагрудных знаках и медалях ФТС России» [6]. Почётными грамотами, нагрудными знаками и медалями награждаются должностные лица, работники таможенных органов, а также сами таможенные органы РФ, учреждения, подведомственные ФТС России, и их работники за достигнутые выдающиеся результаты в работе по защите экономических интересов и обеспечению экономической безопасности РФ [8].
Поощрение и награждение гражданского служащего – это, прежде всего, оказание ему почёта, признание его заслуг, влекущее, как правило, за собой правовые и материальные поощрения. Высшими формами поощрения ФГГС являются почётные звания Российской Федерации, знаки отличия РФ, а также ордена и медали РФ. Гражданские служащие имеют возможность быть награждёнными Почётной грамотой Правительства Российской Федерации за особые заслуги в содействии проведения экономической и социальной политики государства [20].
Далее проанализирована динамика применения нематериальных методов мотивации персонала таможенной службы за период 2009-2015 гг. Исходные данные были взяты из размещённых на официальном сайте ФТС России материалов, в частности из сборников результатов работы ФТС России за период 2009-2015 гг. [21].
Таблица 3
Динамика результатов нематериальных форм мотивации
должностных лиц таможенных органов за период 2009-2015 гг. [21]
Год | Количество выданных государственных наград | Количество выданных ведомственных наград | Количество досрочно присвоенных специальных званий |
2015 | 37 | 11 900 | 221 |
2014 | 21 | 11 500 | 219 |
2013 | 14 | 10500 | 168 |
2012 | 49 | 12000 | 236 |
2011 | 15 | 8 978 | 302 |
2010 | 4 | 7 900 | 237 |
2009 | 35 | 10 889 | 320 |
Из представленных в таблице 3 данных можно заметить, что годом с наименьшим количеством выданных государственных и ведомственных наград был 2010 г. – 4 и 7900 штук соответственно, в свою очередь, 2013 год характеризуется наименьшим количеством досрочно присвоенных специальных званий – 168 раз. При этом в 2012 год было выдано наибольшее количеством выданных государственных и ведомственных наград – 49 и 12000 штук соответственно. А по количеству досрочно присвоенных специальных званий лидирует 2009 год – 320 раз.
В целом наблюдается положительная динамика поощрений и награждений, начиная с 2014 года. Данная тенденция является результатом работы по оптимизации структуры и численности таможенных органов, а также в рамках решений о сокращении на 10% расходов на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти (в том числе на оплату труда), а также в соответствии с введением в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2015 № 1353 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [9].
Таким образом, в условиях оптимизации структуры и численности таможенных органов проблема актуализации методов мотивации должностных лиц является важным направлением развития таможенной службы. В целях достижения оптимального уровня стимулирования труда должностных лиц таможенных органов необходимо использовать современные методы материальной и нематериальной мотивации. Для повышения эффективности деятельности таможенных органов необходимо уделить особое внимание совершенствованию нематериальных методов мотивации, к числу которых относятся награждения почётными грамотами, государственными и ведомственными наградами, нагрудными знаками и досрочное присвоение специальных званий.
Список литературы
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ».
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 25.01.2013 № 41 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудникам таможенных органов Российской Федерации».
- Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Приказ ФТС России от 07.04.2014 № 649 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников таможенных органов Российской Федерации».
- Приказ ФТС России от 1.10.2004 № 97 «Об утверждении Положений о наградах и Почётной грамоте Федеральной таможенной службы и Положений о нагрудных знаках и медалях ФТС России».
- Просянников Н.Н. Управление персоналом в таможенных органах: учебное пособие — Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2012. — 118 с.
- Актуальные проблемы экономики таможенного дела: учебник / А.Я. Черныш, Е.А. Терехова, А.В. Павлова и др. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. — 348 с.
- Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 200 с.
- Кнышов А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 164 с.
- Кнышов А.В. Жизненные ценности как социальный феномен // Сборник: Таможня: история, теория, практика; материалы конференции «Неделя науки». Ростовский филиал Российской таможенной академии. — 2007. — С. 220-223.
- Кнышов А.В. Подходы к теоретическому обоснованию эффективности таможенной деятельности // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2011. — С. 15-19.
- Юсупова С.Я., Кнышов А.В. Контроллинг в таможенных органах России // Novation. — 2016. — № 3. — С. 151-153.
- Юсупова С.Я., Гамидуллаев С.Н., Кнышов А.В. Контроллинг как элемент системы управления таможенными органами // Управленческий учет. — 2016. — № 11. — С. 26-33.
- Юсупова С.Я., Симионов Р.Ю., Кнышов А.В. Контроллинг как инновационный метод развития системы таможенных органов // Инновационное развитие экономики. — 2016. — № 3-2 (33). — С. 39-42.
- Юсупова С.Я., Макрусев В.В., Бойкова М.В. Инновация в системе контроллинга // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2017. — № 2 (96). — С. 13.
- Бойкова М.В. К вопросу об уровнях исследования таможенного администрирования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. — 2015. — № 1. — С. 30-35.
- Кнышов А.В.; Попова Д.А. Анализ динамики уровня доходов руководящего состава центрального аппарата Федеральной таможенной службы России // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 128-133.
- Кнышов А.В.; Попова П.А. Социальные льготы как мотивационный фактор эффективной деятельности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 125-127.
- Клитинова В.А.; Кнышов А.В. Возможность применения теории мотивации Портера–Лоулера в деятельности таможенных органов // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 122-124.
- Официальный сайт Федеральной таможенной службы. — Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения: 11.06.2017).