МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ МОТИВАЦИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

№7,

Экономические науки

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)

Лемак Анастасия Сергеевна


Ключевые слова: ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ; СОТРУДНИКИ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ; МОТИВАЦИЯ; СТИМУЛИРОВАНИЕ; МАТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ; ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ; НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ; OFFICIALS OF THE CUSTOMS SERVICE; EMPLOYEES; CIVIL SERVANTS; MOTIVATION; STIMULATION; MATERIAL METHODS; SALARIES; NON-MONETARY MEASURES.


Аннотация: В данной статье проанализирован реализуемый в практике таможенных органов методический аппарат мотивации должностных лиц. Предполагается, что в целях достижения оптимального уровня стимулирования труда должностных лиц таможенных органов необходимо использовать современные методы материальной и нематериальной мотивации.

Система мотивации должностных лиц таможенных органов предназначена для побуждения в достижении целей Федеральной таможенной службы России (далее – ФТС России) через удовлетворение личных потребностей. Рассматривая перечень методов мотивации коллективов таможенных органах, стоит отметить, что они различаются по своему наполнению в зависимости от того, к какой категории персонала относится то или иное должностное лицо, а именно, к сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим (далее – ФГГС) или работникам бюджетной сферы.

Методы мотивации персонала таможенных органов можно формально классифицировать на материальные и нематериальные [7]. Данные способы мотивации имеют дальнейшую детализацию, как это указано в таблицах 1 и 2. Полный перечень материальных и нематериальных методов мотивации применительно к категории сотрудников таможенных органов сформулирован в Федеральном законе от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» [1], а применительно к категории ФГГС установлен в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2].

К материальным методам мотивации сотрудников таможенных органов относят их денежное довольствие, которое складывается из четырёх элементов: месячного оклада по специальному званию; месячного оклада по занимаемой должности; надбавок к должностному окладу; дополнительных выплат (ежегодные, ежеквартальные, месячные, разовые) (см. табл. 1) [15]. В настоящее время оклады по штатным должностям сотрудников таможенных органов и оклады по специальным званиям установлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 № 41 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудникам таможенных органов Российской Федерации» [3].

Оклад по занимаемой должности и специальному званию составляет оклад денежного содержания, который представляет собой базу для расчёта надбавок и дополнительных выплат [19]. Размеры такого рода выплат устанавливаются дифференцированно, в зависимости от сложности, объёма и важности задач, выполняемых сотрудниками. С помощью надбавок и дополнительных выплат компенсируются дополнительные затраты труда сотрудников, они устанавливаются приказом по таможенному подразделению и по конкретным сотрудникам в соответствии с нормами федерального законодательства России [16].

Оклад месячного денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы [14]. Также ФГГС имеют право на получение надбавок к должностному окладу и иных дополнительных выплат.

Таблица 1

Материальные методы мотивации должностных лиц
таможенных органов

Категории должностных
лиц таможенных органов

Материальные методы
мотивации должностных
лиц таможенных органов

Сотрудники

(согласно Федеральному закону от 21.07.1997
№ 114-ФЗ)

ФГГС

(согласно Федеральному закону от 27.07.2004
№ 79-ФЗ)

Состав денежного довольствия (денежного содержания)
должностных лиц таможенных органов
Месячный оклад по специальному званию +
Месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью +
Надбавки к должностному окладу сотрудников ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) +
ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание +
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы +
ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну +
надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время +
Месячный оклад за классный чин +
Месячный оклад по занимаемой должности +
Надбавки к должностному окладу ФГГС ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе +
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы +
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну +
Дополнительные выплаты (ежегодные, ежеквартальные, месячные, разовые) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей +
поощрительные выплаты за особые достижения в службе +
районные коэффициенты, коэффициенты за службу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях, процентные надбавки за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных +
единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи +

 

+
премии за выполнение особо важных и сложных заданий +
ежемесячное денежное поощрение +
другие дополнительные выплаты + +

Как можно судить их таблицы 1 элементы материального поощрения должностных лиц таможенных органов являются разнообразными. Во многом, необходимость такого рода сложной системы стимулирования труда таможенных служащих обусловлена тем фактом, что их деятельность связана с высокой степенью ответственности за экономическую безопасность России, всемерное укрепление и развитие общественного и государственного строя, что требует для должностных лиц высокого уровня социального обеспечения (см. табл. 1) [12].

Однако использование ведомством только материальных методов мотивации персонала не может привести к желаемой заинтересованности должностных лиц в результатах их труда. В сфере деятельности таможенных органов происходит усложнение задач, что требует от должностных лиц личностного и профессионального роста, повышения образовательного и культурного уровня, развития интеллектуальных и творческих способностей [13]. Помимо материального стимулирования для должностных лиц в таможенных органах целесообразно применять также и нематериальные методы мотивации.

В настоящее время нематериальным методам отводится значительное внимание, они выступают инструментами безупречного выполнения специалистами должностных обязанностей, успешного выполнения заданий особой важности и сложности, обеспечения экономической безопасности Российской Федерации [11]. Безусловно, к нематериальным методам мотивации относят возможность продвижения по карьерной лестнице, положительную рабочую атмосферу, моральное удовлетворение от своей работы и др. [17].

Таблица 2

Нематериальные методы мотивации должностных лиц
таможенных органов

Категории должностных
лиц таможенных органов

Нематериальные методы
мотивации должностных
лиц таможенных органов

Сотрудники (согласно
Федеральному закону от 21.07.1997
№ 114-ФЗ)
ФГГС (согласно Федеральному закону от 27.07.2004
№ 79-ФЗ)
Дополнительные ежегодные отпуска +
Обучение + +
Объявление благодарности + +
Награждение почетными грамотами + +
Награждение нагрудными знаками и медалями ФТС России +
Награждение именным оружием +
Присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности +
Поощрение Правительства Российской Федерации +
Присвоение почетных званий Российской Федерации +
Поощрение Президента Российской Федерации +
Награждение знаками отличия Российской Федерации +
Награждение орденами и медалями Российской Федерации +
Иные виды поощрения и награждения государственного органа +

Как видно из таблицы 2, в числе поощрений есть и такие виды, которые имеют достаточную материальную ценность – например, награждение ценным подарком, материальное поощрение Правительства и Президента Российской Федерации и т.п. Однако при всей, казалось бы, очевидности материальной ценности предусмотренных способов мотивации, изначально в них закладывается, прежде всего, огромная моральная смысловая нагрузка [10]. И это не случайно, поскольку, поощрение по своей сути должно отображать степень оценки коллективом и руководством подразделения уровень эффективности служебной деятельности отдельно взятого должностного лица, а также его значимость и роль в коллективе [18].

Порядок применения большинства поощрений для сотрудников таможенных органов установлен отдельными нормативными правовыми актами ФТС России (см. табл. 2). Правила премирования сотрудников регламентируются нормами Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Приказом ФТС России от 07.04.2014 № 649 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников таможенных органов Российской Федерации» [4,5].

Правила награждения почётной грамотой, нагрудными знаками и медалями ФТС России определены в Приказе ФТС России от 1.10.2004 № 97 «Об утверждении Положений о наградах и Почётной грамоте Федеральной таможенной службы и Положений о нагрудных знаках и медалях ФТС России» [6]. Почётными грамотами, нагрудными знаками и медалями награждаются должностные лица, работники таможенных органов, а также сами таможенные органы РФ, учреждения, подведомственные ФТС России, и их работники за достигнутые выдающиеся результаты в работе по защите экономических интересов и обеспечению экономической безопасности РФ [8].

Поощрение и награждение гражданского служащего – это, прежде всего, оказание ему почёта, признание его заслуг, влекущее, как правило, за собой правовые и материальные поощрения. Высшими формами поощрения ФГГС являются почётные звания Российской Федерации, знаки отличия РФ, а также ордена и медали РФ. Гражданские служащие имеют возможность быть награждёнными Почётной грамотой Правительства Российской Федерации за особые заслуги в содействии проведения экономической и социальной политики государства [20].

Далее проанализирована динамика применения нематериальных методов мотивации персонала таможенной службы за период 2009-2015 гг. Исходные данные были взяты из размещённых на официальном сайте ФТС России материалов, в частности из сборников результатов работы ФТС России за период 2009-2015 гг. [21].

Таблица 3

Динамика результатов нематериальных форм мотивации
должностных лиц таможенных органов за период 2009-2015 гг. [
21]

 

Год Количество выданных государственных наград Количество выданных ведомственных наград Количество досрочно присвоенных специальных званий
2015 37 11 900 221
2014 21 11 500 219
2013 14 10500 168
2012 49 12000 236
2011 15 8 978 302
2010 4 7 900 237
2009 35 10 889 320

Из представленных в таблице 3 данных можно заметить, что годом с наименьшим количеством выданных государственных и ведомственных наград был 2010 г. – 4 и 7900 штук соответственно, в свою очередь, 2013 год характеризуется наименьшим количеством досрочно присвоенных специальных званий – 168 раз. При этом в 2012 год было выдано наибольшее количеством выданных государственных и ведомственных наград – 49 и 12000 штук соответственно. А по количеству досрочно присвоенных специальных званий лидирует 2009 год – 320 раз.

В целом наблюдается положительная динамика поощрений и награждений, начиная с 2014 года. Данная тенденция является результатом работы по оптимизации структуры и численности таможенных органов, а также в рамках решений о сокращении на 10% расходов на текущее финансирование федеральных органов исполнительной власти (в том числе на оплату труда), а также в соответствии с введением в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2015 № 1353 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [9].

Таким образом, в условиях оптимизации структуры и численности таможенных органов проблема актуализации методов мотивации должностных лиц является важным направлением развития таможенной службы. В целях достижения оптимального уровня стимулирования труда должностных лиц таможенных органов необходимо использовать современные методы материальной и нематериальной мотивации. Для повышения эффективности деятельности таможенных органов необходимо уделить особое внимание совершенствованию нематериальных методов мотивации, к числу которых относятся награждения почётными грамотами, государственными и ведомственными наградами, нагрудными знаками и досрочное присвоение специальных званий.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ».
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  3. Постановление Правительства РФ от 25.01.2013 № 41 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудникам таможенных органов Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  5. Приказ ФТС России от 07.04.2014 № 649 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников таможенных органов Российской Федерации».
  6. Приказ ФТС России от 1.10.2004 № 97 «Об утверждении Положений о наградах и Почётной грамоте Федеральной таможенной службы и Положений о нагрудных знаках и медалях ФТС России».
  7. Просянников Н.Н. Управление персоналом в таможенных органах: учебное пособие — Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2012. — 118 с.
  8. Актуальные проблемы экономики таможенного дела: учебник / А.Я. Черныш, Е.А. Терехова, А.В. Павлова и др. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. — 348 с.
  9. Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 200 с.
  10. Кнышов А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 164 с.
  11. Кнышов А.В. Жизненные ценности как социальный феномен // Сборник: Таможня: история, теория, практика; материалы конференции «Неделя науки». Ростовский филиал Российской таможенной академии. — 2007. — С. 220-223.
  12. Кнышов А.В. Подходы к теоретическому обоснованию эффективности таможенной деятельности // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2011. — С. 15-19.
  13. Юсупова С.Я., Кнышов А.В. Контроллинг в таможенных органах России // Novation. — 2016. — № 3. — С. 151-153.
  14. Юсупова С.Я., Гамидуллаев С.Н., Кнышов А.В. Контроллинг как элемент системы управления таможенными органами // Управленческий учет. — 2016. — № 11. — С. 26-33.
  15. Юсупова С.Я., Симионов Р.Ю., Кнышов А.В. Контроллинг как инновационный метод развития системы таможенных органов // Инновационное развитие экономики. — 2016. — № 3-2 (33). — С. 39-42.
  16. Юсупова С.Я., Макрусев В.В., Бойкова М.В. Инновация в системе контроллинга // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2017. — № 2 (96). — С. 13.
  17. Бойкова М.В. К вопросу об уровнях исследования таможенного администрирования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. — 2015. — № 1. — С. 30-35.
  18. Кнышов А.В.; Попова Д.А. Анализ динамики уровня доходов руководящего состава центрального аппарата Федеральной таможенной службы России // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 128-133.
  19. Кнышов А.В.; Попова П.А. Социальные льготы как мотивационный фактор эффективной деятельности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 125-127.
  20. Клитинова В.А.; Кнышов А.В. Возможность применения теории мотивации Портера–Лоулера в деятельности таможенных органов // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 122-124.
  21. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. — Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения: 11.06.2017).