УДК 342.9

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

№48,

Юридические науки

Гончаренко Роман Юрьевич


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ; СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ; КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ; ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ; ADMINISTRATIVE PENALTIES; SYSTEM OF ADMINISTRATIVE PENALTIES; CLASSIFICATION OF ADMINISTRATIVE PENALTIES; TYPES OF ADMINISTRATIVE PENALTIES.


Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о классификации административных наказаний. Автор анализирует различные аспекты этой темы, такие как цели применения административных наказаний, виды наказаний, а также критерии и принципы их классификации. Автор проводит сравнительный анализ различных подходов к классификации административных наказаний.

Безопасность общества и общественная защита были и остаются одной из важнейших целей наказания уже с древних времен. Институт наказания развивался и совершенствовался в течение истории, направленный на обеспечение порядка, справедливости и безопасности общества. На современном этапе развития административного законодательства эта цель безопасности общества остается ключевой. Принцип безопасности общества прослеживается в том, как устанавливаются и применяются административные наказания, и какие меры наказания применяются в случае административных правонарушений.

Современное развитие административного законодательства направлено на балансирование интересов общества и прав индивида, учитывая принципы справедливости, пропорциональности и целесообразности применения административных наказаний. Этот процесс совершенствования и развития института наказания продвигает на пути к обеспечению безопасности и защите общества от противоправных действий нарушителей законов [5, С. 51].

Несмотря на тот факт, что административная система наказаний имеет весьма простую структуру, однако в юридической науке доминантную позицию занимает подход, позволяющий представить административные наказания в качестве единой сложной системы, в основе которой лежат критерии самого разного порядка, что в свою очередь, порождает относительное разнообразие подходов к вопросам классификации [4, С. 94]. Это связано с тем, что административные наказания часто имеют множество аспектов и различные факторы могут влиять на их классификацию.

Этот подход позволяет учитывать различные аспекты, такие как цели наказания, характер нарушения, личные характеристики нарушителя и другие факторы, которые могут быть важны при принятии решения о применении административного наказания. Таким образом, классификация административных наказаний может быть разнообразной и зависеть от конкретной ситуации. Но в целом, все они стремятся к одной цели — обеспечить соблюдение законов и порядка в обществе.

Итак, административные наказания могут быть классифицированы на различные виды в соответствии с их целями и характеристиками. Каждый вид административного наказания имеет свои цели, которые могут включать в себя восстановление нарушенного закона и общественного порядка, предотвращение дальнейших нарушений, наказание нарушителя, а также социальную реабилитацию и воспитание.

В статье 3.2 КоАП РФ перечислены виды административных наказаний: «За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

— предупреждение;
— административный штраф;
— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
— лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
— административный арест;
— административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
— дисквалификация;
— административное приостановление деятельности;
— обязательные работы;
— административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения» [1].

Административные наказания могут быть поделены на основные и дополнительные в зависимости от их характера и целей. Основные административные наказания являются основными видами наказаний, применяемых за нарушения административного законодательства. Дополнительные административные наказания, в свою очередь, назначаются дополнительно к основным наказаниям и могут включать в себя ограничения или запреты на определенные действия или деятельность нарушителя.

Так, в соответствии со статьей 3.3 КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

За конкретное административное правонарушение может быть назначено как основное наказание, так и основное наказание в сочетании с одним из дополнительных административных наказаний в зависимости от характера нарушения и конкретных обстоятельств дела. Комбинация основных и дополнительных административных наказаний позволяет судам и органам власти устанавливать справедливые и соответствующие закону меры ответственности за совершенные административные правонарушения.

Основные административные наказания несочетаемы друг с другом и не могут быть применены к одному и тому же лицу одновременно за одно и то же административное правонарушение. Например, если нарушителю был назначен административный штраф как основное наказание, то за то же самое правонарушение ему не может быть одновременно назначено дополнительное наказание в виде дисквалификации или иного основного наказания [2, С. 36]. Это делается для того, чтобы избежать необоснованного удвоения наказания и обеспечить справедливое применение мер ответственности за административные правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 3.3 КоАП РФ, некоторые административные наказания могут выступать как в качестве основных, так и в качестве дополнительных наказаний. Такой подход позволяет судам и органам, принимающим решение о назначении административных наказаний, гибко учитывать конкретные обстоятельства дела и цели правосудия, подбирая наиболее соответствующие и справедливые меры ответственности за совершенные административные правонарушения.

Основные административные наказания, как правило, являются наиболее строгими, так как в качестве основного наказания всегда назначается только один вид соответствующего наказания. Это означает, что за конкретное административное правонарушение лицу может быть назначено только одно основное наказание из перечня, предусмотренного законом. При этом дополнительные наказания могут применяться дополнительно к основному наказанию и могут предусматривать дополнительные ограничения или штрафы в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Кроме того, классификация административных наказаний, основанная на виде нормативного правового акта, в котором они могут быть установлены, представляет собой важный критерий в российском праве. Этот критерий определяет, какие административные наказания могут быть установлены на федеральном уровне, а какие могут быть переданы на региональные органы законодательной власти. Федеральный законодатель устанавливает основные виды административных наказаний и их диапазон, который может быть применен в рамках федерального законодательства. В то же время, региональные законодатели могут устанавливать дополнительные виды и размеры административных наказаний в соответствии с законодательством своего субъекта.

Административные наказания могут быть подразделены на две группы в зависимости от субъектов, которым предоставлено право их применять [3, С. 170]. Первая группа включает в себя административные наказания, которые могут быть применены только судом. В таких случаях решение о назначении административного наказания принимается судом на основании законодательства. Вторая группа включает в себя административные наказания, которые могут быть применены как судом, так и иными уполномоченными органами, такими как органы исполнительной власти, инспекции, комиссии и др. В этих случаях право применения административных наказаний может быть делегировано указанным органам в соответствии с законодательством.

Административный арест действительно считается «исключительной» мерой административной ответственности по сравнению с другими видами административных наказаний. Он может быть применен в случае совершения серьезных административных правонарушений, определенных законодательством. Поэтому можно сказать, что административный арест можно отнести к категории исключительных видов административных наказаний, так как такое наказание применяется в относительно немногих случаях и обычно только при наличии серьезных обстоятельств и тяжкости совершенного правонарушения.

Таким образом, система административных наказаний включает в себя упорядоченную и взаимосвязанную совокупность различных видов наказаний, которые применяются в рамках административной юриспруденции. Они характеризуются единством, устойчивостью, относительной обособленностью, общими признаками и непротиворечивостью. Это означает, что система административных наказаний имеет четко определенную структуру и иерархию видов наказаний, которые применяются в зависимости от характера совершенного правонарушения. Она также включает в себя общие принципы и правила, которые регулируют назначение и применение административных наказаний, и которые обеспечивают их согласованность и последовательность.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  2. Административная ответственность: Учебное пособие. — Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2018. — 134 с.
  3. Безукладников В. В. Классификация административных наказаний / В. В. Безукладников. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 168-172.
  4. Кисин В.Р., Попугаев Ю.И. Содержание административной ответственности, состояние и проблемы правового регулирования // Вестник Московского университета МВД России. — 2015. — №6. — С. 94-97.
  5. Минаев А.В. Инновационные технологии в осуществлении правосудия / А.В. Минаев, Е.А. Королева // Администратор суда. — 2019. — №3. — С. 51-53.