УДК 342.9

ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

№48,

Юридические науки

Гончаренко Роман Юрьевич


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ; ЦЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ; ADMINISTRATIVE OFFENSE; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE PENALTIES; PURPOSES OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT.


Аннотация: Административные наказания являются одним из способов государственного контроля за соблюдением законодательства и норм общественного порядка. В статье рассматривается понятие административных наказаний, их цели и задачи. Автор анализирует основные принципы и правовые основы применения административных наказаний, их роль в обеспечении законности и правопорядка в обществе. В итоге делается вывод о важности и необходимости использования административных наказаний в целях обеспечения справедливости и законности в обществе.

Применение мер административной ответственности является стимулирующим фактором, поощряющим граждан соблюдать закон и нормы правового поведения. Основной задачей этих мер является воспитание нравственных и моральных принципов, основанных на чувстве общественного долга, а также поощрение социальной и политической активности всех граждан государства.

Путем применения административной ответственности государство стремится формировать сознательное и ответственное поведение граждан, что в конечном итоге способствует установлению законности, порядка и стабильности в обществе. Кроме того, административные наказания предусмотрены законодательством для того, чтобы наказать лиц, нарушивших закон, и предотвратить возможные новые правонарушения как у самого нарушителя, так и у других лиц.

Ю.А. Тихомиров считает, что административное наказание является реакцией государства на совершение административного правонарушения. Оно выражает отрицательное отношение государства к поведению лица, нарушившего закон [7, С. 590]. По его мнению, административное наказание представляет собой негативную меру административного принуждения, направленную на восстановление нарушенного правопорядка и предотвращение дальнейших нарушений закона.

Анализируя сущность наказаний, применяемых в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, можно выделить определенные тезисы, которые лежат в основе этого явления [3, С. 101]:

  1. Гуманистический принцип: Применение административных наказаний предполагает учет гуманистических принципов и уважение к человеческому достоинству. Наказание должно быть соразмерным совершенному правонарушению и не должно причинять неоправданных страданий или унижения виновного.
  2. Соблюдение нормативных положений: Применение административных наказаний возможно только в рамках действующего законодательства и нормативных актов, в которых регламентируется порядок привлечения к ответственности за административные правонарушения. Это обеспечивает законность и справедливость применения наказаний.
  3. Правовой баланс: При принятии решения о назначении административного наказания учитывается правовой баланс, который оценивает степень тяжести совершенного деяния, обстоятельства случившегося и личностные характеристики виновного. Это помогает сбалансировать интересы общества и индивида, а также избежать произвола и несправедливости при назначении наказания.

Отличительной особенностью административного наказания является его карательный характер. В отличие от иных мер принуждения, которые могут быть направлены на исправление или восстановление нарушенного порядка, административное наказание накладывается в качестве меры ответственности за совершенное административное правонарушение.

Профессор Д.А. Липинский указывает, что использование термина «наказание» подчеркивает карательный характер административного наказания [4, С. 31]. Это позволяет применить к ним конституционные положения о запрете жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения. Таким образом, административные наказания должны быть справедливыми, не противоречить принципам права и уважению человеческого достоинства, иначе они могут быть признаны недопустимыми и незаконными.

Другими словами, административное наказание не может иметь целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ [2]). Итак, согласно правовым принципам и нормам, административное наказание не должно быть направлено на унижение человеческого достоинства физического лица, нарушившего закон, или причинение ему физических страданий. Также наказание не должно наносить ущерб деловой репутации юридического лица.

Целью административного наказания должно быть не только наказание за совершенное правонарушение, но и исправление нарушителя, предотвращение дальнейших нарушений и восстановление нарушенного порядка. Поэтому важно соблюдать принципы справедливости, законности и защиты человеческого достоинства при применении административных наказаний.

Административное наказание применяется в соответствии с процессуальными нормами административного права и имеет ряд специфических целей [6, С. 189]:

  1. Регулирование общественных отношений: административное наказание используется для обеспечения соблюдения законов и норм общественного порядка, а также для регулирования отношений между гражданами и государством.
  2. Кара административного правонарушителя: одной из основных целей административного наказания является наказание лица, нарушившего закон, с целью возмездия за совершенное правонарушение.
  3. Общая превенция административных правонарушений: административное наказание действует как средство устрашения и предупреждения возможных нарушений закона среди других лиц.
  4. Восстановление общественных отношений: административные наказания могут направляться на восстановление порядка и нормального функционирования общественных отношений, нарушенных в результате правонарушения.
  5. Воспитание административного правонарушителя: кроме наказания, административное наказание также может иметь воспитательную функцию, направленную на изменение поведения нарушителя, избежание дальнейших правонарушений и формирование у него правильных нравственных принципов.

Конституция Российской Федерации гарантирует защиту от противоправного наказания и жестокого обращения. Согласно статье 21 часть 2 Конституции РФ [1], никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Принцип презумпции невиновности также является фундаментальным принципом права и предполагает, что административное наказание может быть назначено только при установлении полной вины лица в совершении административного правонарушения. То есть лицо считается невиновным до доказательства обратного. Таким образом, административные наказания должны соответствовать принципам правовой государственности, справедливости, законности и уважения прав и свобод человека. А их назначение должно основываться на четком доказательстве вины нарушителя.

Вина является необходимым условием для привлечения к любой форме ответственности — административной, дисциплинарной или уголовной. Только наличие вины, т.е. сознательного или неосторожного совершения противоправного действия или бездействия, может послужить основанием для применения административной ответственности. Принцип вины предполагает, что лицо должно осознавать характер и последствия своих действий или бездействия, чтобы быть признанным виновным. Это принцип отвергает возможность объективного вменения, то есть привлечения к ответственности без учета наличия вины [5, С. 100].

Административное наказание должно быть справедливым и соразмерным характеру и обстоятельствам совершенного административного правонарушения, а также учитывать личность виновного. Важным аспектом является индивидуализация применения административных наказаний в каждом конкретном случае. Законодательство предусматривает конкретные санкции за совершение административных правонарушений, но при этом предоставляет возможность субъекту административной юрисдикции (например, органам, принимающим решения о привлечении к ответственности) индивидуализировать назначение административного наказания с учетом конкретной ситуации. Это позволяет подобрать меру государственного принуждения, которая наилучшим образом способствует достижению целей, предусмотренных законодательством.

Таким образом, административные наказания представляют собой меры государственного принуждения, применяемые в отношении лиц, совершивших административные правонарушения. Административные наказания должны быть справедливыми и соразмерными совершенному правонарушению, учитывать обстоятельства и личность виновного. Законодательство предусматривает конкретные санкции за нарушения, но также предоставляет возможность индивидуализировать назначение наказания в каждом конкретном случае с целью достижения эффективности и соблюдения принципов права.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020; с введением новых субъектов 6 октября 2022 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  3. Дмитраченко О. В. К вопросу о целях и содержании административных наказаний / О. В. Дмитраченко, И. Н. Кремёнов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 100-103.
  4. Липинский Д. А. Понятие административного наказания / Д. А. Липинский // Юридические исследования. – 2017. – № 2. – С. 24-43.
  5. Мусаева Г. М. Административное наказание: понятие и его цели / Г. М. Мусаева, А. М. Загидиев // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. – 2018. – Т. 33, № 2. – С. 97-104.
  6. Носик О. В. Цели административного наказания / О. В. Носик // Наука и технологии XXI века: возможности и риски: Материалы Международной научно-практической конференции, Костанай, 23 ноября 2017 года. – Костанай: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «АНТРОВИТА», 2017. – С. 185-190.
  7. Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс. Полный курс / Ю. А. Тихомиров. — Москва: Изд. Тихомирова, 2005. — 697 с.