УДК 572.2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭТНОСА, СУПЕРЭТНОСА, СУБЭТНОСА, ЛЮБОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ, ЭТНИЧНОСТИ, НАРОДА, НАЦИИ, НАЦИОНАЛЬНОСТИ, НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ И ГОСУДАРСТВА

№47,

Философские науки

Щемелинин Константин Сергеевич (ORCID:0000-0002-3636-1583)


Ключевые слова: ЭТНОС; НАРОД; НАЦИЯ; ГОСУДАРСТВО; ЭТНИЧНОСТЬ; ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ; НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ; ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ; ETHNOS; PEOPLE; NATION; STATE; ETHNICITY; ETHNIC IDENTITY; NATIONAL IDENTITY; ETHNOCULTURAL IDENTITY.


Аннотация: Сформулированы узкое и широкое определения этноса как сущности, обладающего собственным бытием. Даны определения для сущностей, не обладающих собственным бытием: для нации (народа), субэтноса, любой этнической общности и государства. Определена национальная идея. Описаны этничность и национальность как маркеры принадлежности к этнической общности или к нации (народу). Уточнены определения суперэтноса, этнического времени, этнической эволюции, этнического потенциала, а также закона пассионарности и закона о завоевании этноса с пятью следствиями.

Annotation: The narrow and broad definitions of an ethnos as an entity with its own existence are formulated. Definitions are given for entities that do not have their own existence: for a nation (people), a subethnos, any ethnic community and a state. The national idea has been defined. Ethnicity and nationality are described as markers of belonging to an ethnic community or to a nation (people). The definitions of superethnos, ethnic time, ethnic evolution, ethnic potential, as well as the law of passionarity and the law of conquest of an ethnos with five consequences have been clarified.


Исходные данные

I. Этногенез народа – образование нового этноса от разных причин, в том числе, и в результате пассионарного толчка.

Этническое время – это время существования этноса на протяжении всей его истории от даты образования народа и до момента его полного исчезновения.

Этническая эволюция народа – это все биологические, социальные, культурные и иные изменения, произошедшие у рассматриваемого этноса в течение его этнического времени [5, с. 187].

II. Если этнос не будет уничтожен посредством геноцида, тогда длительность существования этноса составляет от 1200 лет и более, иногда дольше 1500 лет [1].

III. Суперэтнос – это группа этносов, образовавшихся от одного народа, который самостоятельно возник в результате пассионарного толчка [6].

IV. Обособленный этнос – это этнос, возникший самостоятельно и не являющийся частью какого-либо суперэтноса [7].

V. Определение №2. Государствообразующий этнос – это такой этнос, который доминирует в рассматриваемом государстве и дал ему название, религию, культуру и границы.

Определение №3. Союз государствообразующих этносов – группа из двух-трех этнически близких этносов, которые доминируют в рассматриваемом государстве и дали ему название, религию, культуру и границы [3, с. 72].

Аксиома об этносе и его собственном государстве

Любой этнос всегда желает жить в собственном государстве [3, с. 75].

VI. Пассионарный толчок – это редкое, сложное и непериодическое астробиологическое явление.

Источником пассионарного толчка является суммарное воздействие от Солнца и магнитного поля Земли.

Длительность пассионарного толчка составляет несколько часов.

Результатом пассионарного толчка являются эпигенетические изменения у некоторой незначительной доли мужчин.

Пассионарный толчок усиливает действие генов, ответственных за активность биохимических процессов в организме, из-за чего увеличивается скорость и степень изменчивости реакций организма на переменные условия внешней среды [4].

VII. В соответствии с теорией пола В. А. Геодакяна [2] мужской пол является оперативной подсистемой, а женский пол – консервативной; то есть мужчины больше связаны с окружающей средой, лучше приспособлены к борьбе и более агрессивны, чем женщины, которые больше нацелены на выживание, чем на перемены.

В своих работах Лев Гумилев, когда описывал пассионарных людей и их деяния, почти всегда говорил о мужчинах, и, кроме того, он считал пассионарность противоположной инстинкту самосохранения; таким образом, исходя из положений теории пола и теории пассионарности, можно выдвинуть гипотезу о том, что у мужчин, в среднем и в общем, размер пассионарности должен быть выше, чем у женщин, то есть пассионарность этноса сконцентрирована, преимущественно, в среде мужчин [5, с. 194].

VIII. Определение №1. Этноцид – это подавление одним этносом другого различными методами, включая убийство [9, с. 65].

Виды этноцидов: единичный, групповой, тотальный (геноцид по определению ООН), военный, полиэтнический вековой [9, с. 66-67].

IX. Определение №2. Самоэтноцид – это силовое воздействие одной части этноса на другую, включая убийство [9, с. 67].

Виды самоэтноцидов: обычный, тяжелый, тотальный (самогеноцид), военный [9, с. 67-69].

X. Определение. Этническое давление – это воздействие со стороны одного или нескольких этнически близких этносов на одного, группу или всех других этносов осуществляемое на определенной территории, в определенной сфере и в течение фиксированного периода времени.

  1. Нулевой.
  2. Низкий – этническое давление на личном, бытовом уровне.
  3. Средний – этническое давление значительного уровня.
  4. Высокий – этническое давление доминирующего уровня.
  5. Физический – этническое давление с применением физического насилия.
  6. Смертельный – этническое давление с применением массового убийства (война, террор, геноцид и так далее) [8].

XI. Ребенок до 6-7 лет

Ребенок до 6-7 лет этносу не принадлежит потому, что еще не воспринимает культуру этноса, плохо разговаривает на языке этноса и не воспринял религиозные установки этноса.

Ребенок с рождения и до 6-7 лет, фактически, вливается в этнос, который в последствии будет являться для него «своим» и «родным». Практика усыновления показывает, что дети в возрасте до 6-7 лет легко вливаются в другой этнос, полностью принимая его установки.

С рождения и до 6-7 лет ребенок принадлежит своей этнической общности, но эта принадлежность носит условный характер: ее можно описать как направление движения к «своему» этносу.

XII. Жена

Цель фертильной девушки или женщины – это найти мужа и принять установки его семьи, с целью успешного воспитания своих детей, поэтому с  возраста 6-7 лет и до 30-35 лет женщина  (девочка, девушка) имеет этическую принадлежность как направление движения к этносу, который в последствии станет для нее «своим» и «родным». В этом смысле женщина до 30-35 лет аналогична ребенку до 6-7 лет, а позже ее этнические установки приобретают такую твердость, что можно с уверенностью говорить о ясной принадлежности женщины к четко определенному этносу. В случае единственного брака в жизни женщины она целиком вливается в этнос своего мужа, принимая его установки, как свои родные. Если же в жизни женщины до 30-35 лет было несколько браков, тогда она все равно к 35 годам принимает установки какого-то одного этноса (часто это этнос – ее отца или этнос ее родителей) и в дальнейшем ведет себя, безусловно, как член этого этноса. При этом женщина (девочка, девушка) с 6-7 и до 30-35 лет хотя и принадлежит некоторой этнической общности, но эта принадлежность не полная, условная – фактически, никакому определенному этносу рассматриваемая дама в полной мере еще не принадлежит.

 

Таблица 1. Этнос, этническая общность, народ и нация в настоящее время

Характеристика Этнос Этническая общность Народ Нация
1 Генетическое родство людей Есть Есть Нет Нет
2 Общий стереотип поведения Есть Есть Частично есть Частично есть
3 Общая культура Да Да Частично есть Частично есть
4 Общая религия Да Да Нет Нет
5 Общий язык Да Да Да Да
6 Место в иерархии Да Нет Нет Нет
7 Собственная эволюция Да Нет Нет Нет
8 Подростки, юноши и мужчины Да Да Да Да
9 Девушки и женщины

до 30-35 лет

Нет Да Да Да
10 Женщины после 35 лет Да Да Да Да
11 Все дети до 6-7 лет Нет Да Да Да
12 Может ли существовать без государства Может Может Нет Нет

 

Упрощение этнических категорий

Четыре категории, описывающих в таблице 1 примерно одно и то же – это много, а есть еще и другие категории: этническая общность, этнокультурная общность и прочее.

Будет лучше, если сделать так:

  1. Этнос и этническая общность сохраняются со своими характеристиками.
  2. Этническая общность, этнокультурная общность и прочие аналогичные понятия выделяются в отдельную категорию.
  3. Этничность является маркером этнической общности.
  4. Народ и нация приравниваются друг к другу.
  5. Национальность является маркером народа (нации).

Таким образом, остаются три категории: этнос, любая этническая общность и народ (нация).

 

Таблица 2. Этнос, этническая общность и народ

Характеристика Этнос Этническая общность, этнокультурная общность, этнокон-

фессиональная общность и прочее

Народ, нация
1 Генетическое родство людей Есть Есть Нет
2 Общий стереотип поведения Есть Есть Нет
3 Общая культура Да Да Нет
4 Общая религия Да Да Нет
5 Общий язык Да Да Да
6 Место в иерархии Да Нет Нет
7 Собственная эволюция Да Нет Нет
8 Подростки, юноши и мужчины Да Да Да
9 Девушки и женщины

до 30-35 лет

Нет Да Да
10 Женщины после 35 лет Да Да Да
11 Все дети до 6-7 лет Нет Да Да
12 Может ли существовать без государства Может Может Нет
13 Собственное бытие Есть Нет Нет
14 Источник существования Собственное бытие Бытие этноса Бытие этноса

 

Определение №1. Узкое определение этноса

Этнос – это имеющая самоназвание и выделенная самими людьми, историей и политикой часть человечества, обладающая собственным конечным бытием и собственной эволюцией; этнос обладает генетическим, культурным, религиозным и языковым единством, приспособленностью к комфортному существованию в определенном типе ландшафта, а также особым стереотипом поведения.

Определение №2. Широкое определение этноса

Этнос – это имеющая самоназвание и выделенная самими людьми, историей и политикой часть человечества, обладающая собственным бытием и собственной эволюцией:

этнос обладает генетическим, культурным, религиозным и языковым единством, приспособленностью к комфортному существованию в определенном типе ландшафта, а также особым стереотипом поведения;

этнос существует за счет обусловленной эпигенетически повышенной активностью биохимических процессов в телах очень маленького количества мужчин, проживающих на  территории обитания этноса и вовлекающих всех остальных членов своего этноса в реализацию своих планов по сохранению традиций и реализации инициатив;

этнос состоит из лиц мужского пола в возрасте от 7-8 лет и до смерти, а также лиц женского пола старше 35 лет и до смерти;

этнос существует 1200 лет и более, иногда дольше 1500 лет;

этнос всегда стремится стать государствообразующим и сформировать собственное государство;

этнос, не являющийся государствообразующим, в любой стране всегда существует с некоторой долей дискомфорта;

этнос всегда возникает из субэтноса предыдущего этноса, но не всякий субэтнос может превратиться в новый этнос;

этносы возникают тремя способами: от пассионарного толчка на основе предыдущего этноса; от распада исходного этноса на несколько этносов, формирующих впоследствии единый суперэтнос; а также от добровольного или принудительного слияния двух исходных этносов;

этнос всегда оказывает этническое давление разной силы воздействия на другие этносы;

этнос может воздействовать на другие этносы посредством различных видов этноцида;

этнос всегда ослабляет сам себя посредством разных видов самоэтноцида;

этносы исчезают тремя способами: путем перерождения в другой этнос, вследствие  добровольного или принудительного растворения одного или нескольких небольших этносов в более крупном этносе, а также из-за этноцида со стороны другого этноса;

часть людей исчезнувшего этноса всегда входит в состав других этносов;

исчезнувший этнос может оказывать влияние на существующие этносы в сферах науки, культуры и искусства.

Определение №3. Определение любой этнической общности (этнокультурной общности, этноконфессиональной общности)

Любая этническая общность – это упрощенная форма понимания этноса, субэтноса или суперэтноса; у этнической общности нет собственного бытия; этническая общность состоит из всех людей обеих полов с рождения и до смерти.

Определение №4. Этничность – это маркер, печатный и словесный символ принадлежности индивидуума к определенной этнической общности.

Определение №5. Определение нации (народа)

Народ (нация) – это совершеннолетние граждане своей страны плюс те несовершеннолетние, которые по праву рождения должны будут получить гражданство при достижении совершеннолетия;

обычно почти весь народ проживает на территории одного государства;

народ принимает на себя наименование государства, которое считает своим;

народ состоит, в основном, из представителей одного или двух-трех государствоообразующих этносов.

Определение №6. Национальность – это маркер, печатный и словесный символ принадлежности индивидуума к определенной нации (народу).

Определение №7. Субэтнос – это имеющая самоназвание и выделенная самими людьми, культурой, историей и политикой часть этноса и возможный зародыш нового этноса.

Определение №8. Национальная идея – это полностью или частично принимаемая всеми этносами страны система ценностей для народа рассматриваемого государства, в основе которой лежат установки государствообразующего этноса или двух-трех государствообразующих этносов.

Определение №9. Государство – это бюрократическая структура, воплощенная государствообразующим этносом или двумя-тремя государствообразующими этносами в определенный период своего существования на территории, в политике, экономике, культуре и искусстве.

Замечание 1. В соответствии с определениями 1-9 только этнос обладает собственным полноценным бытием. Субэтнос, нация (народ), государство и любая этническая общность являются вторичными сущностями по отношению к этносу и собственным бытием не обладают.

Замечание 2.  Вместо употребляемого выражения «многонациональный народ» следует употреблять выражение «полиэтнический народ» или «полиэтническая нация».

Замечание 3. Под понятием «племя» в большинстве случаев авторы имеют в виду «этнос», а гораздо реже – «субэтнос» или «суперэтнос».

Замечание 4. Под понятием «народность», скорее всего, авторами имеется в виду «субэтнос» или «этнос», но точно не «суперэтнос».

Замечание 5. Если в любых моих работах, написанных с 2014 года по 2023 год, в одном предложении или в одном абзаце одновременно употребляются понятия «этнос» и «народ», то «народ» следует понимать как «этнос».

Замечание 6. В любых моих работах, написанных с 2014 года по 2023 год, под понятием «национальность» следует понимать понятие «этничность».

Приложение. Уточнения некоторых определений и закономерностей.

  1. Суперэтнос.

Определено в 2019 году. Суперэтнос – это группа этносов, образовавшихся от одного народа, который самостоятельно возник в результате пассионарного толчка [6].

Определено в 2024 году:

Определение №10. Суперэтнос – это группа этносов, образовавшихся от одного этноса.

  1. Этническое время.

Определено в 2019 году. Этническое время – это время существования этноса на протяжении всей его истории от даты образования народа и до момента его полного исчезновения [5, с. 187].

Определено в 2024 году:

Определение №11. Этническое время – это время существования этноса на протяжении всей его истории от даты образования этноса и до момента его полного исчезновения.

  1. Этническая эволюция.

Определено в 2019 году. Этническая эволюция народа – это все биологические, социальные, культурные и иные изменения, произошедшие у рассматриваемого этноса в течение его этнического времени [5, с. 187].

Определено в 2024 году:

Определение №12. Этническая эволюция – это все биологические, социальные, культурные и иные изменения, произошедшие у рассматриваемого этноса в течение его этнического времени [5, с. 187].

  1. Этнический потенциал.

Определено в 2019 году. Величина этнического потенциала народа (этноса) – это произведение высоты от уровня n стандартной кривой этнической эволюции на численность этноса [5, с. 188].

Определено в 2024 году:

Определение №13. Величина этнического потенциала – это произведение высоты от уровня n стандартной кривой этнической эволюции на численность этноса.

 

  1. Закон пассионарности

Формулировка 2019 года [5, с. 195]:

Закон зависимости этнического потенциала народа от пассионарностей всех людей данного этноса (закон пассионарности)

Величина этнического потенциала народа прямо пропорциональна сумме пассионарностей всех членов данного этноса

Формулировка 2024 года:

Закон зависимости этнического потенциала от пассионарностей всех людей данного этноса (закон пассионарности)

Величина этнического потенциала прямо пропорциональна сумме пассионарностей всех членов данного этноса.

 

  1. Закон завоевания этноса и пять следствий из него

Формулировка 2019 года [5, с. 201-202]:

Закон завоевания этноса (народа)

В условиях примерного равенства уровней вооруженности противоборствующих армий первый этнос сможет завоевать второй этнос, если величина этнического потенциала у первого народа значительно больше, чем у второго народа.

 

Следствие 1. О невозможности завоевания этнически более сильного народа.

В условиях примерного равенства уровней вооруженности противоборствующих армий первый этнос не сможет завоевать второй этнос, если величина этнического потенциала у первого народа значительно ниже, чем у второго народа.

 

Следствие 2. О влиянии уровня вооруженности на исход конфликта.

Если значения этнических потенциалов первого и второго этноса примерно равны, но уровень вооруженности армии у первого народа гораздо выше, чем у второго, то первый этнос сможет завоевать второй этнос.

 

Следствие 3. О неясности победы.

Если размер этнического потенциала у первого этноса гораздо меньше, чем у второго этноса, но уровень вооруженности армии у первого народа гораздо выше, чем у второго, то исход противостояния этносов неясен.

 

Следствие 4. О победителе в локальных битвах во время войны.

Более слабая сторона (с низким значением этнического потенциала и (или) с низким уровнем вооруженности) может выиграть одну или несколько локальных битв у более сильной стороны.

 

Следствие 5. О невозможности победы.

Если значения этнических потенциалов двух народов и уровни вооруженностей их армий примерно равны, тогда победить не сможет никто.

 

Формулировка 2024 года:

Закон завоевания этноса

В условиях примерного равенства уровней вооруженности противоборствующих армий первый этнос сможет завоевать второй этнос, если величина этнического потенциала у первого этноса значительно больше, чем у второго этноса.

 

Следствие 1. О невозможности завоевания этнически более сильного этноса.

В условиях примерного равенства уровней вооруженности противоборствующих армий первый этнос не сможет завоевать второй этнос, если величина этнического потенциала у первого этноса значительно ниже, чем у второго этноса.

 

Следствие 2. О влиянии уровня вооруженности на исход конфликта.

Если значения этнических потенциалов первого и второго этносов примерно равны, но уровень вооруженности армии у первого этноса гораздо выше, чем у второго, то первый этнос сможет завоевать второй этнос.

 

Следствие 3. О неясности победы.

Если размер этнического потенциала у первого этноса гораздо меньше, чем у второго этноса, но уровень вооруженности армии у первого этноса гораздо выше, чем у второго, то исход противостояния этносов неясен.

 

Следствие 4. О победителе в локальных битвах во время войны.

Более слабая сторона (с низким значением этнического потенциала и (или) с низким уровнем вооруженности) может выиграть одну или несколько локальных битв у более сильной стороны.

 

Следствие 5. О невозможности победы.

Если значения этнических потенциалов двух этносов и уровни вооруженностей их армий примерно равны, тогда победить не сможет никто.

 

Выводы:

  1. Сформулированы узкое и широкое определения этноса как сущности, обладающего собственным бытием.
  2. Даны определения для сущностей, не обладающих собственным бытием: для нации (народа), субэтноса, а также для любой этнической общности.
  3. Дано определение национальной идее.
  4. Даны определения этничности и национальности как маркерам принадлежности к этнической общности или к нации (народу).
  5. Уточнены определения суперэтноса, этнического времени, этнической эволюции, этнического потенциала, а также закона пассионарности и закона о завоевании этноса с пятью следствиями.

Список литературы

  1. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. Спб.: СЗКЭО, Издат. Дом «Кристалл», 2002. С. 81.
  2. Два пола. Зачем и почему? Эволюционная теория пола В. А. Геодакяна. Составитель и редактор С. В. Геодакян // ISBN-13: 978-0-9856620-1-1 и ISBN-10: 0985662018 (печатное издание). ISBN: 978-0-9856620-0-4 (электронное издание). М., 2012. С. 211.
  3. Щемелинин К. С. Аксиома об этносе и его собственном государстве. Два закона о государствообразующем этносе. // Научный журнал NovaUm.Ru. 2023. №45.
  4. Щемелинин К. С. Гипотеза о возникновении и биологической сущности пассионарного толчка // Научный журнал NovaUm.Ru. 2021. №31. С. 5.
  5. Щемелинин К. С. Закон пассионарности и закон завоевания этноса. Аллея Науки. №3(30), Том 1, 2019.
  6. Щемелинин К. С. Этнические потенциалы русских и других народов мира в начале XXI века. Аллея Науки. №7(3), 2019. C. 326.
  7. Щемелинин К. С. Этнические структуры Русского и Западного миров. Аллея Науки. №5(21), Том 8, 2018. С. 694.
  8. Щемелинин К. С. Этническое давление // Научный журнал NovaUm.Ru. 2023. №44. С. 61-62.
  9. Щемелинин К. С. Этноцид и самоэтноцид // Научный журнал NovaUm.Ru. 2023. №45.