УДК 328.18

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЮРОКРАТИЗМА И КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

№47,

Экономические науки

Бжоян Сергей Георгиевич


Ключевые слова: КОРРУПЦИЯ; БЮРОКРАТИЗМ; БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ И БЮРОКРАТИЗМОМ; ЦИФРОВИЗАЦИЯ; CORRUPTION; BUREAUCRACY; FIGHT AGAINST CORRUPTION AND BUREAUCRACY; DIGITALIZATION.


Аннотация:Борьба с коррупцией и бюрократизмом в современном обществе приобретает все новые виды, типы и технологии, охватывает все больше стран и континентов. Однако в настоящее время, так и не существует единой методики, позволяющей полностью искоренить систему коррупции и бюрократизма во всем мире. В связи с чем исследование новых подходов к борьбе с коррупцией и бюрократизмом является актуальным.

Искоренение коррупции отнесено Стратегией национальной безопасности также к стратегическим национальным интересам. Таким образом, по мнению автора, существует объективная необходимость объединения и синергии данных стратегических целей развития государства, для достижения наиболее эффективных результатов по борьбе с коррупцией.

По мнению автора для снижения уровня коррупции и бюрократии в государственном управлении Республики Крым необходимо реализовать следующие мероприятия.

Рекомендация 1. Разработка программного обеспечения и специализированной базы данных, позволяющей накапливать информацию о совершенных преступлениях и принимать превентивные меры по борьбе с коррупцией в Республике Крым.

С целью совершенствования баз данных, информация из которых используется в целях противодействия коррупции многие страны Европейского союза используют комплексные решения – от создания новых баз данных до объединения существующей информации из различных источников, в том числе:

  • официальных документов – заключенных государственных контрактов;
  • сведения о юридических или физических лицах – реестры бенефициарных собственников, перечни представителей интересов и прочие.

Так, в Финляндии был создан проект «Harmaa», который предусматривает использование технологии MS Power BI для анализа содержащей сведения обо всех этапах правоприменения базы данных Национального управления по правоприменению и других государственных баз данных для предоставления данных, полученных из несвязанных источников, в единообразном и наглядном формате.

Таким образом, по примеру иностранных государств, предлагается разработка и использование специализированных баз данных, в которых хранится информация обо всех нарушениях законодательства в сфере борьбы с коррупцией и бюрократизмом.

Так, в Словении было разработано онлайн-приложение «ERAR», которое позволяет отслеживать все финансовые операции в государственном секторе, в том числе сведения о контрагентах, получателях средств и связанных с ними юридических лицах, датах и суммах совершенных операций.

В Румынии действует система «PREVENT», которая разработана для предотвращения конфликта интересов при присуждении государственных контрактов. Данная система позволяет проанализировать сведения о процедуре закупки, лицах, принимающих решения, членах оценочной комиссии, привлеченных экспертах, участников торгов, предпринимаемых мерах по устранению потенциального конфликта интересов, а также сведения из иных государственных баз данных для реализации перекрестной оценки и определения признаков конфликта интересов еще на этапе подписания контракта.

Таким образом, на основании представленных систем в Республике Крым также возможна реализация проекта по переводу средств антикоррупционной борьбы в цифровое пространство.

Объединение таких двух систем как «ERAR» и «PREVENT» позволит отслеживать финансовые операции, совершаемые государственными служащими, а также реализовать превентивные мероприятия по вопросам конфликта интересов при заключении сделок и договоров государственного сектора.

Сроки и этапы внедрения антикоррупционной системы в Республике Крым представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Этапы и сроки внедрения системы антикоррупционной защиты в Республике Крым

Этап Сроки Ответственный
Разработка программного обеспечения 2024-2026 гг. Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым
Внедрение программного продукта 2026-2028 гг. Министерство экономического развития Республики Крым
Программное тестирование ПО 2028-2029 гг. Министерство экономического развития Республики Крым

Министерство финансов Республики Крым

Эксплуатация программного продукта 2030 г. Министерство экономического развития Республики Крым

Комитет по противодействию коррупции Республики Крым

Прокуратура Республики Крым

Министерство внутренних дел по Республике Крым

Источник: составлено автором

Таким образом, использование предложенного программного продукта позволит создать гибрид между уже существующим программным обеспечением, позволяющий отслеживать финансовые операции государственных служащих Республики Крым, а также выявлять конфликт интересов в ходе проведение государственных закупок. Предполагается подключение к данной системе всех государственных служащих республики, имеющих отношение и влияние на вынесение результатов государственных торгов и предоставления государственных услуг.

Рекомендация 2.  Использование механизмов установления общественного мнения и сотрудничества государственных служащих региона с частным бизнесом и обществом в целом.

Так, одной из тенденцией в сфере противодействия коррупции в странах Западной Европы является ориентация на развитие сотрудничества различных заинтересованных сторон, вовлечение в антикоррупционную деятельность граждан и прочих лиц, напрямую или посредством участия в консультациях и прочих формах публичных обсуждений, а также укрепление сотрудничества между государственными органами, в том числе при ходе расследования о коррупционных правонарушениях.

В Португалии широко используются механизмы заключения «пактов неподкупности» для реализации контроля за государственной деятельностью со стороны гражданского общества.

В Нидерландах была запущена База знаний о разрушительной преступности («Kennisplatform Ondermijning»), которая предназначена для обмена релевантной информации, знаниями, опытом, между органами местного самоуправления, государственными органами, прокуратурой, полицией, организациями, наделенными контрольно-надзорными функциями.

Также широкое распространение получила практика установления стандартов поведения, принятия кодексов этики и иных видов документов подобного типа с дальнейшим отслеживанием их соблюдения, а также созданием условий для повышения осведомленности о подобных стандартах и продвижения принципов добросовестности.

В Швеции между Ассоциацией органов муниципального и областного самоуправления, Ассоциацией работодателей «Fremia» было заключено Соглашение о формах сотрудничества по предотвращению взяточничества и коррупции в сфере здравоохранения, в котором устанавливающие правила этики и поведения для работников соответствующей сферы в части нетерпимости к коррупции, раскрытия информации о правонарушении и прочее.

Основные мероприятия по реализации предложенной рекомендации представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Мероприятия по вовлечению общественности в борьбу с коррупцией в Республике Крым

Мероприятие Срок реализации Ответственный
Утверждение Соглашений между государством и частным предпринимательством о формах сотрудничества по предотвращению взяточничества и коррупции в Республике Крым 2024 год Комитет по противодействию коррупции Республики Крым

 

Утверждение кодекса поведения государственного чиновника Республики Крым 2024-2025 гг Комитет по противодействию коррупции Республики Крым

 

Создание сайта о общественных разоблачениях коррупционеров Республики Крым 2024-2026 гг Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым

Комитет по противодействию коррупции Республики Крым

Источник: составлено автором

Таким образом, отметим, что внедрение в общественное сознание коррупции как негативного явления для жизни и деятельности всего общества, позволит популяризировать борьбу с коррупцией в регионе.

Итак, в настоящее время Указом Президента, коррупция отнесена, как один из основных факторов угроз, в национальную стратегию безопасности РФ. Борьба с ней ставится в приоритет основным направлениям установления безопасности государства в целом. По мнению автора одними из перспективных методов борьбы с коррупцией может стать цифровизация антикоррупционных мер, а также международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции. Богатый опыт зарубежных стран, а также совместное сотрудничество в значительной степени позволять снизить уровень коррупции в РФ и в регионах, в частности.


Список литературы

  1. Епихин, А. Ю. ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики / А.Ю. Епихин, О.Б. Мозохин. — М.: Кучково поле, Гиперборея, 2017. — 528 c.
  2. Еремина О.С. Коррупция: источники, причины, социально-негативные последствия // В сборнике: Университетские чтения – 2017. Материалы научно-методических чтений ПГУ. 2020. – 214 с.