УДК 328.18
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЮРОКРАТИЗМА И КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
№47,
Экономические науки
Бжоян Сергей Георгиевич
Ключевые слова: КОРРУПЦИЯ; БЮРОКРАТИЗМ; БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ И БЮРОКРАТИЗМОМ; ЦИФРОВИЗАЦИЯ; CORRUPTION; BUREAUCRACY; FIGHT AGAINST CORRUPTION AND BUREAUCRACY; DIGITALIZATION.
Искоренение коррупции отнесено Стратегией национальной безопасности также к стратегическим национальным интересам. Таким образом, по мнению автора, существует объективная необходимость объединения и синергии данных стратегических целей развития государства, для достижения наиболее эффективных результатов по борьбе с коррупцией.
По мнению автора для снижения уровня коррупции и бюрократии в государственном управлении Республики Крым необходимо реализовать следующие мероприятия.
Рекомендация 1. Разработка программного обеспечения и специализированной базы данных, позволяющей накапливать информацию о совершенных преступлениях и принимать превентивные меры по борьбе с коррупцией в Республике Крым.
С целью совершенствования баз данных, информация из которых используется в целях противодействия коррупции многие страны Европейского союза используют комплексные решения – от создания новых баз данных до объединения существующей информации из различных источников, в том числе:
- официальных документов – заключенных государственных контрактов;
- сведения о юридических или физических лицах – реестры бенефициарных собственников, перечни представителей интересов и прочие.
Так, в Финляндии был создан проект «Harmaa», который предусматривает использование технологии MS Power BI для анализа содержащей сведения обо всех этапах правоприменения базы данных Национального управления по правоприменению и других государственных баз данных для предоставления данных, полученных из несвязанных источников, в единообразном и наглядном формате.
Таким образом, по примеру иностранных государств, предлагается разработка и использование специализированных баз данных, в которых хранится информация обо всех нарушениях законодательства в сфере борьбы с коррупцией и бюрократизмом.
Так, в Словении было разработано онлайн-приложение «ERAR», которое позволяет отслеживать все финансовые операции в государственном секторе, в том числе сведения о контрагентах, получателях средств и связанных с ними юридических лицах, датах и суммах совершенных операций.
В Румынии действует система «PREVENT», которая разработана для предотвращения конфликта интересов при присуждении государственных контрактов. Данная система позволяет проанализировать сведения о процедуре закупки, лицах, принимающих решения, членах оценочной комиссии, привлеченных экспертах, участников торгов, предпринимаемых мерах по устранению потенциального конфликта интересов, а также сведения из иных государственных баз данных для реализации перекрестной оценки и определения признаков конфликта интересов еще на этапе подписания контракта.
Таким образом, на основании представленных систем в Республике Крым также возможна реализация проекта по переводу средств антикоррупционной борьбы в цифровое пространство.
Объединение таких двух систем как «ERAR» и «PREVENT» позволит отслеживать финансовые операции, совершаемые государственными служащими, а также реализовать превентивные мероприятия по вопросам конфликта интересов при заключении сделок и договоров государственного сектора.
Сроки и этапы внедрения антикоррупционной системы в Республике Крым представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Этапы и сроки внедрения системы антикоррупционной защиты в Республике Крым
Этап | Сроки | Ответственный |
Разработка программного обеспечения | 2024-2026 гг. | Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым |
Внедрение программного продукта | 2026-2028 гг. | Министерство экономического развития Республики Крым |
Программное тестирование ПО | 2028-2029 гг. | Министерство экономического развития Республики Крым
Министерство финансов Республики Крым |
Эксплуатация программного продукта | 2030 г. | Министерство экономического развития Республики Крым
Комитет по противодействию коррупции Республики Крым Прокуратура Республики Крым Министерство внутренних дел по Республике Крым |
Источник: составлено автором
Таким образом, использование предложенного программного продукта позволит создать гибрид между уже существующим программным обеспечением, позволяющий отслеживать финансовые операции государственных служащих Республики Крым, а также выявлять конфликт интересов в ходе проведение государственных закупок. Предполагается подключение к данной системе всех государственных служащих республики, имеющих отношение и влияние на вынесение результатов государственных торгов и предоставления государственных услуг.
Рекомендация 2. Использование механизмов установления общественного мнения и сотрудничества государственных служащих региона с частным бизнесом и обществом в целом.
Так, одной из тенденцией в сфере противодействия коррупции в странах Западной Европы является ориентация на развитие сотрудничества различных заинтересованных сторон, вовлечение в антикоррупционную деятельность граждан и прочих лиц, напрямую или посредством участия в консультациях и прочих формах публичных обсуждений, а также укрепление сотрудничества между государственными органами, в том числе при ходе расследования о коррупционных правонарушениях.
В Португалии широко используются механизмы заключения «пактов неподкупности» для реализации контроля за государственной деятельностью со стороны гражданского общества.
В Нидерландах была запущена База знаний о разрушительной преступности («Kennisplatform Ondermijning»), которая предназначена для обмена релевантной информации, знаниями, опытом, между органами местного самоуправления, государственными органами, прокуратурой, полицией, организациями, наделенными контрольно-надзорными функциями.
Также широкое распространение получила практика установления стандартов поведения, принятия кодексов этики и иных видов документов подобного типа с дальнейшим отслеживанием их соблюдения, а также созданием условий для повышения осведомленности о подобных стандартах и продвижения принципов добросовестности.
В Швеции между Ассоциацией органов муниципального и областного самоуправления, Ассоциацией работодателей «Fremia» было заключено Соглашение о формах сотрудничества по предотвращению взяточничества и коррупции в сфере здравоохранения, в котором устанавливающие правила этики и поведения для работников соответствующей сферы в части нетерпимости к коррупции, раскрытия информации о правонарушении и прочее.
Основные мероприятия по реализации предложенной рекомендации представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Мероприятия по вовлечению общественности в борьбу с коррупцией в Республике Крым
Мероприятие | Срок реализации | Ответственный |
Утверждение Соглашений между государством и частным предпринимательством о формах сотрудничества по предотвращению взяточничества и коррупции в Республике Крым | 2024 год | Комитет по противодействию коррупции Республики Крым
|
Утверждение кодекса поведения государственного чиновника Республики Крым | 2024-2025 гг | Комитет по противодействию коррупции Республики Крым
|
Создание сайта о общественных разоблачениях коррупционеров Республики Крым | 2024-2026 гг | Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым
Комитет по противодействию коррупции Республики Крым |
Источник: составлено автором
Таким образом, отметим, что внедрение в общественное сознание коррупции как негативного явления для жизни и деятельности всего общества, позволит популяризировать борьбу с коррупцией в регионе.
Итак, в настоящее время Указом Президента, коррупция отнесена, как один из основных факторов угроз, в национальную стратегию безопасности РФ. Борьба с ней ставится в приоритет основным направлениям установления безопасности государства в целом. По мнению автора одними из перспективных методов борьбы с коррупцией может стать цифровизация антикоррупционных мер, а также международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции. Богатый опыт зарубежных стран, а также совместное сотрудничество в значительной степени позволять снизить уровень коррупции в РФ и в регионах, в частности.
Список литературы
- Епихин, А. Ю. ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики / А.Ю. Епихин, О.Б. Мозохин. — М.: Кучково поле, Гиперборея, 2017. — 528 c.
- Еремина О.С. Коррупция: источники, причины, социально-негативные последствия // В сборнике: Университетские чтения – 2017. Материалы научно-методических чтений ПГУ. 2020. – 214 с.