УДК 342.9

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ

№47,

Юридические науки

Марунденко Никита Олегович


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА; ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК; УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ; ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROTECTION; PUBLIC SAFETY; PUBLIC ORDER; SECURITY THREATS.


Аннотация:В настоящей публикации автором определено содержание понятий «общественный порядок» и «общественная безопасность», основываясь на положениях действующего законодательства об административной ответственности.

Обеспечение безопасности является одним из ключевых аспектов функционирования любого государства. В современном демократическом обществе государство обязано предпринимать меры по предотвращению и нейтрализации угроз его безопасности.

Несмотря на это, действительно, в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют четкие определения понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок», что может приводить к разночтениям и спорам как среди ученых, так и среди практикующих юристов.

Определение и закрепление данных понятий в законодательстве может способствовать более четкому и единому пониманию этих понятий, обеспечить правовую ясность и согласованность в их применении. Это также позволило бы более эффективно применять меры по защите общественной безопасности и общественного порядка, что является важным аспектом в обеспечении стабильности и безопасности общества.

Четкое определение понятий «безопасность», «общественная безопасность» и «оборона» в законодательстве представляется крайне важным для устранения недопонимания и противоречий в их применении. Конституция Российской Федерации, в пункте «м» статьи 71, упоминает понятие «безопасность» в контексте с «обороной». Однако, понятие «безопасность» также охватывает широкий спектр аспектов, включая обеспечение внутренней безопасности граждан, защиту прав и свобод личности, обеспечение экологической безопасности и т.д. Таким образом, понятие «безопасность» простирается за пределы только военной обороны [1].

Отсутствие конкретных определений важных понятий, таких как «безопасность», «общественная безопасность» и «личная безопасность» в Федеральном законе «О безопасности» действительно оставляет пространство для различных интерпретаций и может вызывать недопонимания в применении этого закона[2].

В Федеральном законе № 390-ФЗ «О безопасности» среди основных принципов обеспечения безопасности отдельно выделен принцип «соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина». Это свидетельствует о важности защиты прав и свобод личности в контексте обеспечения безопасности и подчеркивает, что безопасность должна гармонировать с соблюдением прав и свобод граждан [5, с. 159].

Анализ нормативно-правовых актов Министерства внутренних дел России показывает, что понятие «общественная безопасность» достаточно часто используется в этих документах, однако в большинстве случаев оно не имеет конкретного определения или раскрытия своей сущности.

Отсутствие четкого определения понятия «общественная безопасность» в нормативно-правовых актах может стать причиной разночтений и недопониманий в его интерпретации. Это также может затруднять консистентное применение законов и правил, связанных с общественной безопасностью.

Утративший силу приказ МВД РФ о «Концепции развития службы общественной безопасности МВД РФ» может содержать определение данного понятия, однако в связи с его утратой силы это определение уже не является актуальным.

Отсутствие универсального определения может повлиять на юридическую ясность, а также ухудшить правовую защиту граждан в отношении обеспечения общественной безопасности. Более того, это может привести к различным подходам и применению в разных регионах или судебных инстанциях.

В ряде нормативно-правовых актов устанавливаются видовые определения понятия «безопасность», включая личную, информационную, экономическую, военную, экологическую, пожарную, международную и иные виды безопасности по предмету охраны и защищаемых интересов.

Эти видовые определения важны для уточнения и конкретизации области применения понятия «безопасность» в различных сферах. Однако, учитывая, что безопасность как понятие представляет собой их общий знаменатель, включая в себя различные аспекты, такие как общественная, экологическая, информационная и др., важно обеспечить их учёт в общем понятии «общественной безопасности»[3, с. 138].

Определение общественной безопасности, приведенное большинством ученых-правоведов, представляется вполне обоснованным и логичным. Учет всех аспектов общественных отношений, включая личную безопасность, безопасность общества и государства в рамках системы норм и законов, является фундаментальным и сбалансированным подходом к определению общественной безопасности. Такой подход охватывает широкий спектр аспектов, связанных с обеспечением безопасности членов общества в их жизнедеятельности.

Таким образом, можно предложить следующее определение понятия «общественная безопасность»: это система отношений, обеспечивающая стабильное состояние личности, общества, государства, основанная на безукоризненном соблюдении юридических норм и организационно-технических правил, и учитывающая противодействие негативным факторам, а также своевременную защиту от внешних и внутренних угроз.

С точки зрения В. М. Боера, общественный порядок включает в себя всю систему общественных отношений в совокупности» [4, с. 52]. При этом автором отмечается, что такая система общественных отношений должна сложиться в результате усвоения и принятия членами общества определенных социальных норм, таких как:

– нормы морали и права;
– нормы закона и права;
– исторические социальные нормы (обычаи, традиции и ритуалы);
– нормы современного общества и его организации.

В более широком смысле трактует понятие общественного порядка А. И. Парубов: общественный порядок определяется автором как конгломерат всех социальных связей и отношений, которые складываются под воздействием совокупности социальных норм [6, с. 39]. Рассматривая понятие общественного порядка А. И. Парубов отграничивает его от понятия правопорядка, который, согласно мнения автора, включает только те отношения, которые напрямую регулируются юридическими нормами.

Согласно предлагаемому подходу, можно сделать вывод о том, что категория «общественный порядок» является по отношению к категории «правопорядок», более объемлющей, и по сути, вбирает в себя данное понятие.

Е. И. Умрихиной общественный порядок характеризуется как «определенная система общественных отношений, нашедших закрепление в правовых нормах, нормах морали, а также в правилах человеческого общежития» [8, с. 99]. С точки зрения Е. И. Умрихиной, общественный порядок является той системой, которая может через определение прав и круга обязанностей участников общественных отношений, обеспечить им основные конституционные права.

Как видно из приведенных авторских трактовок понятия «общественный порядок», главным различием является критерий, положенный в основу круга общественных отношений в данной сфере.

Из рассмотренных подходов следует, что содержанием общественного порядка является сама система общественных отношений, которые складываются в результате соблюдения и исполнения членами общества норм морали, права и иных социальных норм. При этом, общественный порядок составляет не само установление социальных и правовых норм, а фактически возникающие, изменяющиеся и развивающиеся на их основе общественные отношения [7, с. 106].

Таким образом, учитывая мнения всех представленных авторов, можно сформулировать следующее определение общественного порядка: общественный порядок – это урегулированная нормами морали и права, система общественных отношений, учитывающая интересы всего народа, возникающая, складывающаяся и развивающаяся в процессе нахождения членов социума в общественных местах и вне их, и позволяющая обеспечить соблюдение и защиту основных конституционных прав и свобод всем участникам общественных отношений.

Также, предлагается следующая трактовка понятия «общественный порядок», под которым понимается урегулированная нормами морали и права, система общественных отношений, учитывающая интересы всего народа, возникающая, складывающаяся и развивающаяся в процессе нахождения членов социума в общественных местах и вне их, и позволяющая обеспечить соблюдение и защиту основных конституционных прав и свобод всем участникам общественных отношений.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
  2. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023 «О безопасности» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 2.
  3. Антонов А.В. Правовая сущность понятий «общественный порядок» и «общественная безопасность» // Молодой ученый, 2021, № 13 (355), с. 135-138.
  4. Боер В.М. Теоретико-правовое обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в современных условиях // Проблемы экономики юридической практики, 2012, № 4, с. 52-55.
  5. Кивич Ю.В. Признаки общественного порядка и общественной безопасности как объектов административно-юридической защиты // Вестник Московского университета МВД России, 2014, № 5, с. 159-164.
  6. Парубов А.И. Организационно-правовое обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в региональных подсистемах предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: дисс. канд. юрид. наук, спец. 12.00.14. – Саратов, 2002. – 318 с.
  7. Соколова Ю.А. Общественный порядок и общественная безопасность как объекты административно-правовой защиты // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2016, № 6(73), с. 106-109.
  8. Умрихина Е.И. Безопасность как философско-правовая категория // Философия права, 2010, № 4, с. 99-103.