УДК 34

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ

№47,

Юридические науки

Кущенкова Валерия Александровна


Научный руководитель: Сторожева А.Н., к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса.


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ; ЗАКАЗЧИК; АВТОМАТИЗАЦИЯ; АИС ГЗ; ЕИС; ИНФОРМАТИЗАЦИЯ; ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА; БЕЗБУМАЖНЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ; STATE PROCUREMENTS; CUSTOMER; AUTOMATION; AIS GZ; EIS; INFORMATIZATION; ELECTRONIC SYSTEM; PAPERLESS DOCUMENT FLOW.


Аннотация: В настоящей работе выявлены некоторые проблемы автоматизации государственных закупок в России, а также предложены пути их решения. Определены перспективы развития по применению технических средств, методов и систем управления в сфере государственных закупок. Автором работы проанализирована законодательная база, регулирующая работоспособность Автоматизированной информационной системы государственного заказа (далее – АИС ГЗ).

Еще с февраля 2014 года специалисты Национальной ассоциации институтов закупок в рамках проведенного круглого стола на тему «Автоматизация государственных закупок» заявили об актуальности и перспективах развития блока АИС ГЗ, поскольку концепция безбумажного документооборота становится все более важной и распространенной на фоне вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) [1].

За 10 лет работы АИС ГЗ разработчиками программного обеспечения были внесены существенные изменения: полностью была проведена цифровая трансформация, внедрена единая система государственных заказчиков и поставщиков, введены новые подсистемы (появилась возможность ознакомиться с планом-графиком на основании позиций плана закупок на текущий и предыдущие годы, а в разделе «Личный кабинет» публикуются лимиты бюджетных обязательств участников таких закупок).

Вместе с тем, несмотря на уже достаточно большое количество исследований в области автоматизации, вопросы эффективности применения действующих на сегодняшний день ИТ-инструментов государственных закупок остаются неурегулированными. Да и сам субъект, осуществляя деятельность по закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 44-ФЗ в качестве заказчика, в настоящее время не имеет возможности надлежащим образом исполнять требования вышеуказанного акта, поскольку работоспособность программы имеет ряд как технических, так и нормотворческих проблем [3]. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Так, первый блок проблем включает в себя проблемы технического характера. Например, при внесении заказчиком изменений в план-график в системе АИС ГЗ отсутствует техническая возможность внести изменения в уже опубликованный план закупок, поскольку в программу не прогружена вкладка «внести изменения». Также в АИС ГЗ нельзя направить план-график на контроль, ведь разработчики не учли возможности привести данный блок в соответствии с планом закупок. Кроме того, сам план-график из системы АИС ГЗ не направляется в Единую информационную систему в сфере закупок (далее – ЕИС), что является обязательным условием в соответствии со ст. 4 Закона № 44-ФЗ [1].

Таким образом, по причине ненадлежащего функционирования официального сайта (не говоря о тайм-ауте (зависании) программы) невозможно опубликовать исправленный план-график и внести изменения в план закупок, что в свою очередь, «парализует» деятельность заказчика на неопределенный срок. Сложившаяся ситуация влечет за собой нарушения в сфере действующего законодательства, а именно норм Закона № 44-ФЗ и других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере закупок.

Второй блок проблем – законодательный. К сожалению, существующие методические рекомендации (в том числе позиции, утвержденные Письмом Минфина России от 18.12.2023 № 24-01-10122331) и разъяснения уполномоченных органов власти в сфере работоспособности АИС ГЗ и ЕИС не содержат в себе мер (алгоритмов) по решению вышеуказанных технических проблем [2]. Практические пособия не определяют сроков работы технической поддержки по работе с системой. Да, информация анализируется, систематизируется и направляется в адрес службы технической поддержки пользователей ЕИС с описанием выявленных ошибок, специалистами осуществляется мониторинг запросов, поступающих от операторов, но из-за отсутствия определенных сроков рассмотрения, фиксируются существенные задержки их рассмотрения (это подтверждается опубликованными жалобами на Форуме контрактных отношений, разработанным Минфином РФ).

Считаем, что в бесперебойной работе АИС ГЗ и ЕИС следует определить (законодательно закрепить) конкретный алгоритм и сроки решения технических проблем, задать лимит по «электронным» срокам проведения закупочных процедур, учитывая потребности заказчиков в современной экономической ситуации. В целях эффективного обеспечения размещения информации о закупках заказчиками и перспективного развития данной сферы также необходимо проводить систематическую работу по оказанию сведений о закупках в ЕИС посредством АИС ГЗ, поскольку во многих случаях обращения заказчиков содержат ошибки, связанные с некорректной работой программы [4].

С учетом вышеизложенного считаем, что для дальнейшего развития электронного документооборота следует определить четкие направления, которые будут включать себя планы по разработке и внедрению мобильного приложения АИС ГЗ [5]. Назрела необходимость в создании направления по обучению пользователей системы (например, благодаря конференциям можно изучать лучшие практики и международный опыт электронного документооборота). Кроме того, стабильного развития возможно достичь с помощью следующих стимулирующих факторов: реализация стратегических целей организации по оптимизации расходов, снижение трудозатрат и сроков выполнения IТ-процессов, централизация управления и их унификация, внедрение централизованных ИТ-систем, развитие технологий и современных инструментов закупок (площадки, порталы, электронные магазины), а также следует повысить требования по оперативности предоставления данных для принятия решений, прозрачности и контролируемости закупок для всех заинтересованных сторон.

Вместе с тем, законодателем детально урегулирован вопрос, неоднократно поступающий в службу технической поддержки от муниципальных заказчиков, который заключается в следующем: могут ли последние размещать закупки малого объема через АИС ГЗ? Ответ положительный. В рамках работы АИС ГЗ была реализована подсистема «Электронный магазин». В данной подсистеме законодатель осуществил возможность закупок работ и услуг государственными заказчиками в соответствии с пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ [1]. В настоящий момент уже запущена процедура и определен порядок включения муниципальных заказчиков в настоящую подсистему. Законодатель также отметил, что использование подсистемы осуществляется на безвозмездной основе для всех заинтересованных лиц, а аккредитация поставщиков осуществляется путем заполнения формы и указания сведений об электронной подписи, сформированной в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В заключении хотелось бы отметить, что автоматизация государственных закупок (с учетом уже использующихся базовых IТ-средств: инструменты по аналитике и мониторингу, контроля и управления рисками, существующей политики безопасности, справочников, каталогов), безусловно, позволяет уменьшить трудозатраты, увеличить проходимость и снизить коррупционную емкость (сюда же можно отнести планы по типовым и корпоративным закупкам). Считаем, что законодателю следует продолжить развивать подсистему «Электронный магазин», являющийся составной частью АИС ГЗ. Полагаем, что, проводя регулярную работу по совершенствованию нормативно-правовой базы государственных закупок, а также внедрению инновационных методов управления и мониторинга процессов планирования и осуществления государственных закупок перечисленные выше проблемы будут решены.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // КонсультантПлюс. Законодательство.
  2. Письмо Минфина России от 18.12.2023 № 24-01-10/122331 «О формировании с использованием единой информационной системы в сфере закупок извещения об осуществлении закупки и о подаче с использованием электронной площадки заявки на участие в закупке» // КонсультантПлюс. Законодательство.
  3. Бурлаков Н.А. Совершенствование регионального механизма информационного обеспечения процесса управления государственными закупками // КЭ. 2014. №8 (92). URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.01.2024).
  4. Смирнова И.В., Бизенкова А.А. Проблемы управления в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Экономика и экологический менеджмент. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.01.2024).
  5. Тачкова И.А., Бацылева М.В. Проблемы функционирования системы государственного заказа в Российской Федерации // Экономика. Социология. Право. 2021. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.01.2024).