УДК 34

ПРАВОВОЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПОДРЯДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В РФ

№47,

Юридические науки

Авраменко Владислав Юрьевич


Научный руководитель: Орлова А.И., доцент кафедры гражданского права и процесса, кандидат юридических наук.


Ключевые слова: ДОГОВОР ПОДРЯДА; ДОГОВОР ПОДРЯДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД; МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ; ПРОБЛЕМЫ ДОГОВОРА ПОДРЯДА, СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ, КОНТРАКТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД; CONTRACT AGREEMENT; CONTRACT AGREEMENT FOR STATE OR MUNICIPAL NEEDS; MUNICIPAL NEEDS; STATE NEEDS; PROBLEMS OF THE CONTRACT; ESSENTIAL CONDITIONS; CONTRACT FOR THE PERFORMANCE OF WORKS FOR STATE OR MUNICIPAL NEEDS.


Аннотация: Цель настоящей статьи заключается в исследовании нормативно-правового регламентирования договора подряда для государственных или муниципальных нужд. В статье анализируются понятие и особенности договора подряда для государственных или муниципальных нужд. Также предпринята попытка выявления проблемных аспектов и путей их разрешения в системе института договора подряда государственных или муниципальных нужд в РФ.

Развитие юриспруденции в национальном законодательстве, как науки, открывает возможность исследования и анализа различных общественных отношений, которые строятся на основе правовых норм между различными субъектами. Так, исследование правовых норм действующего законодательства РФ в сфере института договора подряда для государственных или муниципальных нужд в РФ является весьма актуальной темой, поскольку подавляющая часть подрядных работ предоставляется именно для государственных или муниципальных нужд, что регламентируется отдельной системой законодательства.

Статья 740 гласит, что подрядные строительные работы, а также проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта [1]. Это означает, что подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие работы, связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, и передать их государственному или муниципальному заказчику.

В свою очередь, государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Таким образом, статья 740 устанавливает основные положения и обязанности сторон в рамках государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд [2].

Из вышеизложенного следует, что государственный контракт представляет собой договор, заключенный от имени государства или муниципального образования, с целью обеспечить соответствующие государственные или муниципальные нужды. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственный контракт может быть заключен с федеральным органом исполнительной власти, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием или другим государственным или муниципальным заказчиком. Соответственно, данные контракты регулируют процедуру закупки товаров, работ, услуг и устанавливают права и обязанности сторон по их выполнению [3].

Такое лицо должно иметь соответствующую лицензию или разрешение на выполнение работы, а также быть способным осуществлять эти действия в соответствии с законодательством. Заказчиком в договоре подряда для государственных нужд может выступать государственный орган, муниципальный орган или другая организация, которой определены государственные нужды.

Так, следует отметить, что в договоре подряда для государственных нужд должны быть указаны все существенные условия, включая предмет и сроки выполнения работы, порядок оплаты, ответственность сторон, условия поставки и приемки результатов работы, а также иные условия, которые могут быть определены в соответствии с законодательством или установлены сторонами.

Необходимо акцентировать внимание на том, что договор подряда для государственных нужд является неравноправным договором, так как заказчик, как правило, имеет больше прав и преимуществ перед подрядчиком из-за особой позиции заказчика. Однако стороны могут определить более равноправные условия, если это возможно и соответствует действующему законодательству РФ [4].

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по договору подряда для государственных нужд могут наступить различные последствия, включая неустойки, расторжение договора, возмещение ущерба и другие меры, предусмотренные законодательством.

Общие условия договоров подряда для государственных нужд могут быть установлены государственными органами в соответствии с законодательством. Указанные условия обязательны для всех договоров подряда данного вида.

Важной особенностью государственных (муниципальных) контрактов является непосредственно сложность порядка изменения условий государственных контрактов, которая связана с тем, что государственные заказчики обладают особыми полномочиями и часто имеют возможность влиять на условия и сроки контракта в свою пользу. Вышеизложенное может происходить посредством принятия дополнительных требований или изменения стоимости работ, а также задержки оплаты или отказа от выполнения обязательств. Такие действия нарушают принцип равенства сторон гражданского оборота, который предполагает равноправие и взаимное уважение интересов сторон контракта, что является одним из проблемных аспектов данного института. Как показывает практика, субъекты публичной власти, имея большую власть и доступ к ресурсам, часто злоупотребляют этими правами, используя свое положение для получения неправомерных преимуществ или ограничения прав другой стороны. Это может привести к серьезным негативным последствиям, таким как ущемление прав и интересов поставщиков, нарушение условий конкуренции, снижение качества и эффективности предоставляемых услуг или товаров [5].

Вероятнее всего в целях борьбы с такими проблемами необходимо создание четких и прозрачных правил изменения условий контракта, установление процедур для принятия решений об отказе от выполнения обязательств и защиты прав поставщиков. Безусловно, должны быть предусмотрены механизмы контроля за соблюдением этих правил и ответственность за их нарушение. Также, достаточно важно установить баланс между интересами государства как заказчика и поставщиков, чтобы обеспечить справедливость и эффективность государственных контрактов. Это позволит минимизировать возможность злоупотреблений и обеспечить исполнение контрактов в интересах обеих сторон [6].

Представляется целесообразным, что изменение и доработка положений параграфа 5 «подрядные работы для государственных и муниципальных нужд» главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации является острой необходимостью [7]. Следует установить более точные механизмы оплаты выполненных работ, чтобы обеспечить надлежащие условия договоров подряда. В первую очередь, следует принять меры к гарантированию оплаты. Вместо возможности обеспечения денежной выплаты, как предусмотрено в настоящем положении, более целесообразно введение статьи о твердой смете на данный вид подряда. Это исключит возможность заключения приблизительной сметы расходов на выполнение работ по государственному заказу для государственных и муниципальных нужд.

Помимо этого, следует рассмотреть применение способов обеспечения обязательств, таких как неустойка, задаток и обеспечительный платеж. Это позволит полностью исключить «алеаторные» обязательства по государственному контракту, то есть соглашение, договор, который имеет рисковый характер исполнения обязательств. Императивное закрепление авансового платежа подрядчику со стороны заказчика также является необходимым. Это предоставит дополнительную гарантию для подрядчика по оплате выполненных работ на определенной стадии процесса. Кроме того, следует также закрепить использование промежуточных сроков выполнения работ, чтобы эффективно использовать финансовые ресурсы и исключить возможность возникновения споров по неисполнению основных и значимых обязательств по государственному контракту на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд.

Внесение таких изменений и доработок в положения параграфа 5 позволит установить более четкие и справедливые условия для всех сторон договоров подряда и способствовать эффективному осуществлению таких проектов. Договор подряда для государственных (муниципальных) нужд является юридически значимым документом, который обязывает стороны его заключившие исполнять свои обязательства в соответствии с условиями договора. В случае нарушения условий договора либо ненадлежащего исполнения обязательств, стороны могут привлекаться к ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.

Проведенное исследование позволяет отметить, что договор подряда для государственных нужд заключается между государственным органом или муниципальным учреждением как заказчиком и исполнителем, который обязуется выполнить определенную работу или предоставить услуги для удовлетворения государственных потребностей. Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном законодательством о государственных закупках. Договор подряда для государственных нужд должен содержать следующие существенные условия:

1. Точное определение предмета договора, то есть работа или услуги, которые должны быть выполнены исполнителем.
2. Сроки исполнения договора, которые могут быть установлены как конкретные даты, так и определенный период времени.
3. Цена договора, которая устанавливается в денежной форме и определяется на основе согласования между заказчиком и исполнителем.
4. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
5. Порядок изменения или расторжения договора, который устанавливается в соответствии с требованиями законодательства.
6. Иные условия, которые могут быть предусмотрены в соответствии с законодательством или конкретными потребностями государства.

Договор подряда для государственных (муниципальных) нужд является юридически значимым документом, который обязывает стороны его заключившие исполнять свои обязательства в соответствии с условиями договора. В случае нарушения условий договора либо ненадлежащего исполнения обязательств, стороны могут привлекаться к ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ. Несмотря на то, что законодатель регламентирует основные положения договора подряда для государственных или муниципальных нужд, однако на практике возникают проблемные вопросы, которые были рассмотрены в рамках настоящей статьи.


Список литературы

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. 12.09.2023) // Консультант Плюс: Законодательство (дата обращения: 27.11.2023).
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. 12.09.2023) // Консультант Плюс: Законодательство (дата обращения: 27.11.2023).
  3. Конопля А.Д. Государственный контракт на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд: проблемы современного развития / А.Д. Конопля. — Текст: непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 5 (7). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/106/3535/ (дата обращения: 27.11.2023).
  4. Гражданское право: учебник: в 3 томах / И. А. Андреев, И. З. Аюшеева, А. С. Васильев и др.; под ред. С. А. Степанова. М.2019. С.218.
  5. Конопля А.Д. Государственный контракт на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд: проблемы современного развития / А.Д. Конопля. — Текст: непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 5 (7). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/106/3535/ (дата обращения: 27.11.2023).
  6. Басуров Р.А. Договор подряда для государственных и муниципальных нужд / Р.А. Басуров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — URL: https://moluch.ru/archive/494/108027/ (дата обращения: 27.11.2023).
  7. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. 12.09.2023) // Консультант Плюс: Законодательство (дата обращения: 27.11.2023).