УДК 34

ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН

№47,

Юридические науки

Вишневский Дмитрий Петрович


Ключевые слова: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ; ПРАВА ГРАЖДАН; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ; ПРЕСТУПЛЕНИЕ; RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE PROCESSES; CITIZENS’ RIGHTS; EFFICIENCY; LAW ENFORCEMENT; CRIME.


Аннотация: В статье раскрываются вопросы административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан, раскрывается необходимость принять следующие меры правового и организационного характера.

На сегодняшний день, как в практике правоприменения, так и на законодательном уровне остается актуальной проблема разграничения преступлений от административных правонарушений при покушении на такой объект, как избирательные права граждан.

Административная ответственность выступает в качестве меры принуждения, применяемой к лицам, признанным виновными в совершении административных правонарушений, и влекущей ограничение имущественных и неимущественных прав правонарушителя. Эта ответственность проявляется в применении уполномоченным государственным органом или его должностным лицом в соответствии с действующими нормами административного права административно-правовых санкций к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении конкретных правонарушений, а именно административных проступков [4].

Основной целью Кодекса об административных правонарушениях в России является создание комплексной основы для привлечения лиц к административной ответственности. Он призван определить конкретные действия, которые квалифицируются как правонарушения в административной сфере. Данный правовой документ в первую очередь направлен на обеспечение общественного благополучия и гармонии в обществе.

Реализация этого нормативного акта сыграла решающую роль в обеспечении возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод в административной сфере. В соответствии с положениями действующей Конституции Российской Федерации (статья 72) законодательство об административном судопроизводстве относится к совместному ведению государства и его субъектов [1].

Кодекс об административных правонарушениях занимает важное место в правовом поле России, особенно в части рассмотрения и предупреждения нарушений административного законодательства. В его содержание входят нормы, касающиеся ответственности за противоправные действия, влияющие на общественный порядок и безопасность. Этот кодекс играет ключевую роль в определении направлений и ускорении искоренения подобных правонарушений.

Выяснено, что для классификации административных правонарушений, направленных на посягательство на общественный порядок и безопасность, в дело вступают устоявшиеся рамки, основанные на фундаменте административного права. Эти основы служат важнейшими ориентирами для юристов-практиков и органов власти в понимании, классификации и рассмотрении правонарушений, которые ставят под угрозу благополучие общества. Опираясь на эти установленные принципы, правовая система обеспечивает систематический и последовательный подход к устранению нарушений, способствуя поддержанию общественного порядка и безопасности [5].

Правонарушения, посягающие на права граждан, – это общественные отношения, которые связаны с реализацией законных прав. Данная категория нарушений рассматривается в статье 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как правило, касается нарушений активных или пассивных избирательных прав, а также организации и проведения выборов/референдумов [3].

Субъектами рассматриваемых нарушений в подавляющем большинстве ситуаций являются должностные лица, государственные служащие и лица, обладающие негосударственными полномочиями, а также частично юридические лица. Виды административных правонарушений, посягающих на права граждан (в зависимости от объекта):

— нарушение политических прав;
— нарушение прав несовершеннолетних;
— посягательства на свободу или другие социальные права;
— нарушение трудовых прав и охраны труда.

Стоит отметить, что полиция, в соответствии со статьей 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеет права рассматривать данные правонарушения административной ответственности в административном праве занимает особое место. Административная ответственность, являясь составной частью механизма административно-правового регулирования общественных отношений, в то же время «обслуживает» всю правовую систему в целом, обеспечивая нормальное развитие трудовых, финансовых, земельных и иных правоотношений[3].

Сущность и признаки административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан определяются тем, что, с одной стороны, она является одним из видов юридической ответственности, а с другой, – частью административного принуждения. В целом юридическая ответственность и административная ответственность за правонарушения, посягающие на права граждан, в частности, представляют собой достаточно сложные социально-правовые явления

Именно этим обстоятельством можно объяснить разнообразие подходов ученых-правоведов к анализу данных понятий.

Практически нельзя назвать ни одного специалиста в области правоведения, не обращавшегося, так или иначе, к проблемам юридической ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан.

Представляется, что «сущность юридической ответственности заключается в ограничении правового статуса субъекта за виновное совершение им правонарушения, в официальном осуждении факта правонарушения».

Рассматривая квалифицированные составы уголовно-наказуемых оскорблений и административных правонарушений, разграничиваем их по объекту противоправного посягательства[6].

В настоящее время основная часть материалов по оскорблениям поступает в органы прокуратуры из полиции, куда обращаются заявители. При этом сотрудники полиции продолжают собирать первичный материал проверки, а также выполняют другие проверочные действия. Органы прокуратуры по всем вопросам сбора материалов проверки опять же обращаются в полицию. В результате направления поручений и заданий, длительной переписки нередко истекает срок привлечения граждан к административной ответственности. В ряде случаев прокуратурой повторно вызываются граждане, что опять же влечет их недовольство[4].

Без сомнения, такое положение не способствует эффективному выполнению из основных задач правоохранительных органов и органов государственной власти в целом – профилактике и предупреждению преступлений. Кроме того, имеются следующие проблемы, с которыми сталкивается правоприменительная практика. Согласно нормативно данному определению, оскорбление – это отрицательная характеристика индивида, выраженная в неприличной форме потерпевшего, которая унижает честь и достоинство потерпевшего. Естественно, при решении вопроса о наличии состава правонарушения, решающим фактором выступает, выражалось ли оскорбление в неприличной форме, а не личное восприятие оскорбленного. Также негативная оценка может характеризоваться цинизмом и противоречить общепринятым правилам и нормам поведения, этики и морали[7].

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания, является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом, нельзя забывать об иных целях наказания, не закрепленных законодательно, но при этом являющихся значительными и неотъемлемыми, а именно, социальная справедливость, защита лиц, потерпевших от правонарушения и пр. Возможно, применение административного ареста за неоднократное совершение данного правонарушения даст положительный результат, позволит эффективно осуществлять защиту потерпевшего, ограждения от дальнейших оскорблений, восстановления социальной справедливости. Повторное, неоднократное совершение правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 КоАП РФ говорит о незначительности (несоразмерности) самого наказания, тем самым определяет дозволенность повторного его совершения. В данном контексте административный арест допустим, как исключительная мера наказания, в случае, неоднократного привлечения к административному штрафу, когда мера наказания не достигла цели[3].

Исходя из перечисленных проблем правоприменительной практики, полагаем, что давно назрела необходимость принять следующие меры правового и организационного характера:

– предусмотреть административную ответственность за оскорбление при повторном совершении правонарушения лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение в течение года;
– законодательно закрепить определение «неприличной формы» оскорбления.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ», 04.08.2014. № 31. ст. 4398
  2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция от 07.10.2022 №379-ФЗ)// Собрание законодательства РФ, 05.12.2019, N 32, ст. 321
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.11.2023) // Собрание законодательства РФ.- 2002 — № 1 (ч. 1). — Ст. 1; 2019 — № 22 — Ст. 2670
  4. Агапов А. Б. Административное право /А.Б. Агапов Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 2. Публичные процедуры. Особенная часть. – М.: Юрайт, 2019. – 424 с.
  5. Барашева Е.В.Теоретические аспекты административной ответственности в современном праве /Е.В.Барашева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-administrativnoy-otvetstvennosti-v-sovremennom-prave (дата обращения: 21.12.2021).
  6. Беженцев А.А. Кодификация законодательства об административной ответственности: современная концепция /А.А.Беженцев // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kodifikatsiya-zakonodatelstva-ob-administrativnoy-otvetstvennosti-sovremennaya-kontseptsiya (дата обращения: 09.03.2023).
  7. Голиева Ф.О. Ответственность за нарушение законодательства о выборах /Ф.О. Голиева // Инновационные аспекты развития науки и техники. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-za-narushenie-zakonodatelstva-o-vyborah (дата обращения: 09.03.2023).
  8. Голованова Т.В. Административно-правовая охрана чести и достоинства личности в России // Вестник Университета «Кластер». 2022. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovaya-ohrana-chesti-i-dostoinstva-lichnosti-v-rossii-1 (дата обращения: 10.03.2023).
  9. Голованова Т.В. Проблемы привлечения к административной ответственности по ст. 5.61 КоАП РФ «оскорбление» / В сб. Административно- правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика. Мат-лы VII Всеросс. науч.-практ. конф. Краснодарский университет МВД России. 2018. С. 200–204.
  10. Голованова Т.В. Теоретические аспекты административных наказаний: цель, перечень, содержание в условиях обсуждения проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях /Т.В. Голованова // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2020. № 2(39). С. 85–92.
  11. Сергеева А.А. Проблема интерпретации социально-правовой категории «Общественный порядок» /А.А.Сергеева // Скиф. 2019. №10 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-interpretatsii-sotsialno-pravovoy-kategorii-obschestvennyy-poryadok (дата обращения: 22.12.2023).
  12. Николаева, А. И. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на права граждан / А. И. Николаева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 17 (464). – С. 415-417. – URL: https://moluch.ru/archive/464/101966/ (дата обращения: 22.12.2023)