НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

№7,

Педагогические науки

Файзуллин Алмаз Ринатович


Научный руководитель: Сабирова Л.А., кандидат философских наук.


Ключевые слова: НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО; ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ; СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ БУДУЩЕГО; SCIENTIFIC CREATIVITY; THE HUMAN MIND; THE SOCIAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF THE FUTURE.


Аннотация: В данной статье разбирается сущность научного творчества в педагогическом процессе, а также делается попытка описать основные компетенции будущего учителя.

В условиях постоянно меняющегося мира, в котором происходят экономические, социальные, научно-технические изменения, человек должен постоянно решать поставленные перед ним проблемы. Именно этому способствует творческое мышление. Оно должно уже быть не только на уровне профессиональных качеств, но уже и на уровне личностных качеств. Творчество позволяет адаптироваться в современном мире и ориентироваться во всей быстро растущей массе информации. В связи с этим перед человеком стоит проблема в формировании и развитии творческого мышления.

О научном творчестве можно говорить в узком и широком смысле слова. В широком смысле вся научная деятельность может быть представлена как творчество, поскольку она направлена на получение нового знания. В узком смысле под научным творчеством понимается определенная научная деятельность, выступающая новаторской по сравнению с повседневной научной практикой работы. [1]

Сначала надо определить понятие «мышление». Мышление – это сложный психический процесс отражения существенных связей, основанный на познании. [2]

Дж. Гилфорд считал, что творческое мышление определяет доминирование четырех особенностей:
1. Оригинальность, нетривиальность высказываемых идей. Творческий человек всегда ищет свой путь решения проблемы.
2. Семантическая гибкость. Творческий человек имеет способность видеть объекты под новым углом, то есть находить совершенно другое его применение.
3. Семантическая спонтанная гибкость. Творческий человек способен вырабатывать идею в неопределенной ситуации, например, той, где нет ориентиров.
4. Образная адаптивная гибкость. Творческий человек способен изменять восприятие объекта, чтобы видеть его скрытые стороны.

На развитие творческого мышления сильно оказывают влияние способность к эмоциональному восприятию, фантазийному моделированию, сравнению, аналогии.

Эмоциональность заключается в объединении левосторонних мозговых процессов для тех, у кого преобладает правостороннее мышление, и правосторонних процессов для тех, у кого преобладает левостороннее мышление.

Моделирование позволяет видеть образ конченого результата та творческой деятельности. Это позволяет с большим шансом достичь успеха в творческой деятельности. Этому способствуют графики, диаграммы, таблицы и т.д.

Сравнение побуждает творчество, основываясь на соединении явлений или объектов по общему принципу.

Аналогия – сравнение знаний из различных областей или дисциплин. Она в свою очередь может быть:
1. Прямая;
2. Личная (эмпатия);
3. Символическая;
4. Фантастическая.

Прямая аналогия включает в себя поиск решений, заключающихся в смежных областях. Личная аналогия построена на отождествлении личности одного человека с личностью другого. В данном случае человек погружается в образ объекта, например, химического соединения, и пытается осознать, как бы он действовал в заданных условиях.

Символическая аналогия заключается в описании предметов и явлений с помощью объективно существующих образов. Это позволяет найти в данных предметах и явлениях противоречия, то есть является основным инструментом для нахождения «необычного» в обычном.

Фантастическая аналогия помогает представить вещи не такими, какими они являются, а какими человек хотел бы видеть. [3]

Эти факторы используются для определения методов активизации и развития творческого мышления человека. Среди них есть такие, как: метод проб и ошибок, метод мозгового штурма и морфологический анализ.

Метод проб и ошибок также называется методом перебора вариантов.

Преимущества этого метода в том, что:
1. он зарождается в раннем детстве и ему не надо учиться;
2. имеет простоту решения;
3. развивает к тому же упорство и терпение.

Однако этот метод имеет и недостатки:
1. нельзя обучаться на задачах средней и выше сложности;
2. нет никаких помощников мышления;
3. не ясно, когда, когда прекращать, так как в следующей задаче может прийти озарение;
4. требуются большие волевые усилия и затраты времени.

Метод мозгового штурма заключается в постановке задачи, выдвижении идей, обсуждении идей и принятии решения. Этот метод проводится в группе из 5 и больше людей. Когда перед ними ставится задача, они имеют полную свободу в размышлениях, предлагая любые идеи. Потом эти идеи анализирует другая группа людей и принимает окончательное решение. Обычно в группы набираются разнообразные по профилю и характеру люди. Создателем этой идеи является А. Осборн. Он отмечал, что мозговой штурм является коллективной версией метода проб и ошибок.

Преимуществами мозгового штурма являются:
1. кроме мышления развивает еще фантазию и воображение;
2. учит искать не один способ решения поставленной задачи.

Недостатками же являются:
1. не пригоден для решения трудных задач;
2. неизвестно сколько нужно идей;
3. неизвестен путь к правильному решению поставленной задачи.

Метод морфологического анализа заключается в определении всевозможных элементов, от которых может зависеть решение проблемы, перечислении возможных значений этих элементов и генерировании альтернатив путем перебора всех возможных сочетаний этих значений. Для этого надо разбить на морфологические признаки (функциональные части), без которых объект не может существовать. Затем проанализировать полученные морфологические признаки и рассмотреть всевозможные их комбинации. Это позволяет найти комбинации, которые были упущены при обычном переборе.

Творчество не существует вне личности, и оно не может быть понято вне личностного контекста. Творческое мышление является основой любой творческой деятельности, в частности научного творчества. При этом можно выделить некоторые факторы, существенно влияющие на развитие творчества или творческого мышления. Это способность к: эмоциональности, моделированию, сравнению и аналогии. На основе этих факторов создаются методы для активизации и развития творческого мышления. Некоторые из них: метод проб и ошибок, метод мозгового штурма и морфологический анализ. В основе этих методов лежат основные принципы научного познания. Следовательно, научное творчество оказывает большое влияние на развитие человеческого мышление через свои методы: анализ, синтез, моделирование, сравнение, аналогию и т.д.

Для грамотного становления научного творчества учителя будущего следует обращать внимание на социально-гуманитарные компетенции: компетенции коммуникатора, инноватора, саморегулятора и философизатора.

По-нашему мнению, исследование социально-гуманитарных компетенций будущего учителя необходимо, так как оно позволит определить конкретные ориентиры профессионального и личностного развития современного учителя.

1. Компетенция коммуникатора. В супериндустриальном обществе особое значение приобретут коммуникационные связи между людьми, «деятельность для других». Учитель будет должен уметь работать в международном контексте, понимать другие культуры и глобальные правила игры. Ему будет важно уметь работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия обучаемых.

2. Компетенция инноватора. Учитель будущего должен будет уметь работать с большими объемами информации, системно и алгоритмически мыслить, способен к решению нестандартных, творческих задач, уметь разрабатывать и реализовывать различные культурно-просветительские программы.

3. Компетенция саморегулятора. В супериндустриальном обществе будет предоставлен большой выбор возможностей для каждого человека, возрастет ответственность человека за свои действия и поступки. Учитель будет должен контролировать и направлять свое поведение, адаптироваться в условиях быстро меняющихся стандартов поведения и действия. Он будет должен осознавать пути, способы, механизмы своего профессионального роста, быть способным к саморазвитию и саморегуляции, к быстрой обучаемости и переобучаемости.

4. Компетенция философизатора. В супериндустриальном обществе возрастет значимость человека в системе социальных отношений. Учитель будет должен понимать основные законы бытия, смысл происходящих событий, свое место и роль в окружающем мире. Ему будет необходимо обладать философскими знаниями для формирования своего гуманитарного мировоззрения. Большое значение приобретет его способность к рефлексии, к пониманию смысла происходящих событий, своего места и роли в окружающем мире. Ему будет важно быть способным инвестировать в самого себя, быть ответственным за выстраивание стратегии своей жизни.[4]


Список литературы

  1. Панов М. П. Интуиция, логика, творчество. – М., 1987.- С. 150.
  2. Закирова Л.М., Мухаметзянова Ф.Г., Яхина З.Ш. Справочник по психологии. – г. Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2000. – С. 45.
  3. Лапыгин Ю.Н. Системное решение проблем. – М.: ЭКСМО, 2008.- С. 35- 46.
  4. Сабирова Л.А., Сабиров А.Г. Форсайт социально — гуманитарных компетенций учителя-2030: коммуникатор, инноватор, саморегулятор, философизатор.- II международный форум по педагогическому образованию- Казань, 2016. — С. 128-129.