УДК 34

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН

№47,

Юридические науки

Вишневский Дмитрий Петрович


Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ; ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; БАЗОВЫЕ САНКЦИИ; EFFICIENCY; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; LEGAL CONFLICTS; OFFENSES; LEGISLATION; BASIC SANCTIONS.


Аннотация: В статье раскрываются основные вопросы совершенствования законодательства в области административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан. Предлагаются рекомендации по решению правовых коллизий.

Совершенствование законодательства об административных проступках неразрывно связано с государственными реформами административного права. Главными задачами этих реформ является совершенствование системы государственного управления, приведение норм административного права в соответствие с положениями Конституции РФ, обеспечение реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их охраны и защиты административно-правовыми средствами.

В то же время КоАП РФ прямо признает, что административное законодательство имеет своей задачей охрану прав и свобод граждан, однако выполнение указанного задания должным образом не обеспечено. Проведенное исследование позволило выделить в законодательстве об административных правонарушениях ряд недостатков, пробелов и коллизий, которые ослабляют охрану прав и свобод граждан. Это касается, прежде всего, структуры КоАП РФ, общих положений и принципов административной ответственности, системы административных наказаний и общих правил их наложения, системы административных проступков, которые посягают на права и свободы граждан, производство по делам о них.
Изменения, вносимые в КоАП РФ, существенно проблему решить не могут.

В действующем КоАП РФ назван ряд административных проступков, состав которых образуется несколькими, различными по своему характеру, деяниями. Один состав может охватывать деяния, основным объектом посягательства которых являются только права и свободы граждан, и одновременно деяния, посягающие на другие объекты[2].

Например, ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что выделение в самостоятельные главы составов административных проступков, которые посягают на права и свободы граждан, возможно при соблюдении определенных правил.

Во-первых, право, охраняемое нормой, должно принадлежать только гражданину.

Во-вторых, это право должно принадлежать к числу основных конституционных прав граждан, а не специально предоставленных (право охоты, управления транспортными средствами, различные льготы и т.п.) [4].

В-третьих, проступок должен иметь объектом только права и свободы граждан. Упорядочение системы составов административных проступков, которые посягают на права и свободы граждан, предложено в упомянутом проекте. В нем выделено самостоятельную главу под названием «Административные проступки, посягающие на конституционные права граждан» [6].

Акцент в названии сделан именно на конституционные права. Другие главы проекта также содержат составы административных проступков, основным или дополнительным объектом которых являются конституционные права и свободы граждан.

Предложенное же название как бы принижает значимость этих прав граждан, выводя их за рамки конституционных. Правильнее в названии главы определить виды прав и свобод, на которые посягают административные проступки (например, административные проступки, посягающие на трудовые права граждан) [3].

Кроме того, это позволит в системе составов административных проступков выделить видовые группы, упорядочив их в отдельных главах КоАП РФ[2].

Определяя структурное построение КоАП РФ, на первое место необходимо вынести главы, охраняющие права и свободы граждан, а закончить проступками, посягают на установленный порядок управления. Большинство глав проекта расположена по данному принципу. Однако в отдельных случаях, среди глав, содержащих составы проступков, которые прямо или косвенно посягают на права и свободы граждан, вклинивается глава, содержащая составы проступков, которые посягают на другие объекты, в частности, на установленный порядок управления. Кроме усовершенствования структуры, требуют пересмотра отдельные нормы КоАП РФ, которые на сегодняшний день не отвечают требованиям Конституции РФ, не согласовываются с нормами других законодательных актов.

В настоящее время для реализации прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РФ, принято множество законов, которые определяют порядок их реализации. В текстах принятых законов говорится о том, что за нарушение прав и свобод граждан виновные должны привлекаться к одному из видов юридической ответственности, в том числе к административной. О способности административной ответственности быть гарантом соблюдения прав и свобод граждан уже говорилось выше. Однако необходимые изменения в законодательство об административных правонарушениях в полном объеме не внесены. Целый ряд прав и свобод остается за чертой правовой охраны. Как следствие, нарушается классическое построение правовой нормы, т.е. в ней есть диспозиция и гипотеза, но отсутствует санкция.

Такие нормы носят декларативный характер и не способны обеспечить гражданам надежную реализацию их прав. В то же время декриминализация уголовного законодательства позволяет за отдельные деяния, не представляющие большой общественной опасности, ввести вместо уголовной ответственности нести административную [5].

Упрощенный порядок привлечения и оперативность административной ответственности позволит в таких случаях достичь необходимых результатов. Реализация административной ответственности за проступки, которые посягают на права и свободы граждан, осуществляется в рамках особого производства. Ряд недостатков материальной части КоАП РФ касается и процессуальной его части, прежде всего, законодательного закрепления принципов производства по делам об административных правонарушениях, многие из которых не находят своего отражения в действующем КоАП, но в то же время признаются как теоретиками, так и практиками. Одним из принципов, имеющим существенное значение для обеспечения прав и свобод граждан, которые привлекаются к административной ответственности, является принцип презумпции невиновности [2].

В действующем КоАП РФ он выражен тем, что лицо до вынесения постановления по делу называется не правонарушителем, а лицом, которое привлекается к административной ответственности. Однако этого недостаточно, поскольку понятие презумпции невиновности намного шире и содержит ряд правил, несоблюдение которых нарушает права и свободы граждан.

Основным правилом является то, что любое лицо, виновность которого не доказана в установленном законом порядке и не подтверждена обвинительным актом органа, который уполномочен на рассмотрение дела, является невиновным и не может быть наказано.

Из этого правила следуют другие: никто не обязан доказывать свою невиновность, обязанность доказывания возложена на сторону, которая обвиняет; все сомнения толкуются в пользу лица, которое обвиняют; недоказанное обвинение является доказанной невинностью лица.

Закрепление в КоАП РФ данного принципа позволит защитить граждан от необоснованных вмешательств в их личную жизнь.

Вторым важнейшим принципом, который необходимо закрепить в КоАП РФ, является принцип публичности. В делах об административных проступках, посягающих на права и свободы граждан, принятие и проверка заявления об административном проступке, возбуждение и рассмотрение дела, принятие решения должно стать обязанностью органов государства, что является гарантией рассмотрения дел, исключит произвол со стороны чиновников, позволит предотвратить игнорированию административных проступков. Закрепление в КоАП РФ принципа публичности производства по делам об административных проступках обеспечивает неотвратимость административной ответственности, позволяет усилить охрану прав и свобод граждан.

Недостаточно полно закреплен в КоАП РФ принцип гласности производства по делам об административных проступках. В Кодексе указывается на открытость рассмотрения дела об административном правонарушении [2].

В КоАП РФ отсутствуют нормы, которые регламентировали бы процессуальную деятельность, направленную на обеспечение прав участников производства (например, порядок рассмотрения ходатайства), на сбор и закрепление доказательств, порядок оценки доказательств [8, с. 49]. Некоторые процессуальные действия осуществляются в порядке, предусмотренном другими законодательными актами, а не КоАП (например, Таможенным кодексом ТС).

Это приводит к тому, что различные нормативные акты по-разному регламентируют осуществление одинаковых процессуальных действий, что само по себе затрудняет применение административной ответственности.

Создание самостоятельного нормативного акта, в котором будут собраны все нормы, касающиеся производства по делам об административных проступках, позволит избежать указанных трудностей.

С целью обеспечения прав граждан необходимо привести в соответствие Конституции РФ порядок обжалования постановления по делу об административном проступке. Исходя из изложенного, можно резюмировать, что необходимость усовершенствования административной ответственности с целью более полной защиты прав и свобод граждан касается как материальных, так и процессуальных норм [5].

Упорядочение системы составов административных проступков, которые посягают на права и свободы граждан, разграничение их с преступлениями, упорядочение системы административных наказаний, создание процедур, которые позволят реализовывать материальные нормы, являются основными направлениями реформирования законодательства об административной ответственности с целью обеспечения охраны и защиты прав и свобод граждан.

В заключение следует отметить, что КоАП РФ может значительно повысить свою эффективность за счет устранения пробелов в нормативно-правовой базе. Консолидация норм, касающихся процессуальных действий, несомненно, будет способствовать более слаженному и справедливому процессу вынесения решений, укреплению принципов справедливости и единообразия в сфере административной ответственности [2].

Для обеспечения прав граждан необходимо, чтобы процедура обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях соответствовала принципам, закрепленным в Конституции РФ. Изучив этот вопрос, можно сделать вывод, что укрепление защиты и свобод личности требует усиления административной ответственности за счет усиления материальных и процессуальных норм.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ», 04.08.2014. № 31. ст. 4398
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.11.2023) // Собрание законодательства РФ.- 2002 — № 1 (ч. 1). — Ст. 1; 2019 — № 22 — Ст. 2670
  3. Агапов А.Ю. Административное право./ Агапов А.Ю. Учебник. – М.: Юрайт, 2020. – 944 с.
  4. Беженцев А.А. Кодификация законодательства об административной ответственности: современная концепция /А.А.Беженцев // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kodifikatsiya-zakonodatelstva-ob-administrativnoy-otvetstvennosti-sovremennaya-kontseptsiya (дата обращения: 09.03.2023).
  5. Голованова Т.В. Административно-правовая охрана чести и достоинства личности в России // Вестник Университета «Кластер». 2022. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovaya-ohrana-chesti-i-dostoinstva-lichnosti-v-rossii-1(дата обращения: 10.03.2023).
  6. Кожевников О.А. К вопросу о понятии и признаках административной ответственности/О.А. Кожевников // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-i-priznakah-administrativnoy-otvetstvennosti (дата обращения: 09.03.2023).
  7. Кожевников О.А. К вопросу о понятии и признаках административной ответственности // /О.А.Кожевников Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-i-priznakah-administrativnoy-otvetstvennosti (дата обращения: 09.03.2023).
  8. Малахова Н.В. Особенности квалификации административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан /Н.В. Малахова // Вестник экономической безопасности. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kvalifikatsii-administrativnyh-pravonarusheniy-posyagayuschih-na-izbiratelnye-prava-grazhdan (дата обращения: 10.03.2023).
  9. Мачеха А.О.Административная ответственность // Вестник магистратуры. 2017. №2-2 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnaya-otvetstvennost (дата обращения: 21.01.2023).
  10. Ветчинова Ю.И. Основные направления совершенствования законодательства об административной ответственности за проступки, посягающие на права и свободы граждан /Ю.И.Ветчинова // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-sovershenstvovaniya-zakonodatelstva-ob-administrativnoy-otvetstvennosti-za-prostupki-posyagayuschie-na-prava (дата обращения: 22.12.2023).