УДК 342.7

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН

№47,

Юридические науки

Лукин Артем Николаевич


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ЗАЩИТА ПРАВ; ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА; РАЗГРАНИЧЕНИЕ; ПРАВА ГРАЖДАН; ADMINISTRATIVE OFFENSES; PROTECTION OF RIGHTS; VOTING RIGHTS; DEMARCATION; CITIZENS’ RIGHTS.


Аннотация: Автором проведено исследование, посвященное выявлению проблем в сфере правового регулирования административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан. По результатам выявленных проблем были предложены пути усовершенствования правового регулирования исследуемой сферы.

Правоприменительная и судебная практика свидетельствуют о том, что количество незаконных действий и решений государственных органов и их должностных лиц может быть значительным. Это может приводить к нарушению важных прав граждан, которые могут столкнуться с трудностями при обеспечении их защиты.

Основные причины такого положения дел могут быть связаны с недостаточной эффективностью и независимостью системы правосудия, недостаточным контролем и ответственностью государственных органов и их должностных лиц, а также с ограниченными ресурсами и возможностями граждан для защиты своих прав.

В таких ситуациях важно развивать механизмы защиты прав граждан, в том числе укреплять независимость судебной системы, обеспечивать доступ к справедливому судебному процессу, повышать ответственность государственных органов и их должностных лиц за незаконные действия, а также содействовать правовому образованию и информированию граждан о их правах и возможностях защиты.

Разграничение между преступлениями и административными правонарушениями при покушении на избирательные права граждан остается актуальной проблемой в практике правоприменения и на законодательном уровне. Это связано с тем, что определение границы между преступлениями и административными правонарушениями может быть сложным и требует тщательного анализа конкретных ситуаций.

Некоторые действия, направленные на нарушение избирательных прав граждан, могут рассматриваться как преступления, если они соответствуют установленным признакам и квалификации преступлений в уголовном законодательстве. Такие преступления могут включать избирательные махинации, фальсификацию результатов голосования, угрозы и насилие в отношении избирателей и другие серьезные нарушения.

С другой стороны, незначительные нарушения избирательного процесса, не достигающие уровня преступления, могут рассматриваться как административные правонарушения. Это могут быть, например, нарушения правил агитации, процедур голосования или организации избирательного процесса.

Определение, является ли конкретное действие преступлением или административным правонарушением, зависит от характера и тяжести нарушения, а также от квалификации, предусмотренной уголовным и административным законодательством. В решении этого вопроса важную роль играют суды и правоприменительные органы, которые осуществляют итоговую квалификацию нарушения в каждом конкретном случае.

В ст. 3.1. КоАП РФ [1] установлены различные цели административного наказания, включая предупреждение новых правонарушений, социальную справедливость и защиту потерпевших. Однако, применение административного ареста должно быть осуществлено с осторожностью и с учетом принципа пропорциональности. Это означает, что мера наказания должна быть соразмерна тяжести правонарушения.

Административные правонарушения, нарушающие права граждан, регулируются главой 5 КоАП РФ. Эта глава состоит из 69 статей, которые определяют различные виды правонарушений, связанных с нарушением прав граждан.

Объектом данных правонарушений являются отношения, возникающие между гражданами и государственными органами, органами местного самоуправления, а также другими участниками правоотношений, когда реализуются конституционные права граждан. Это может включать нарушения в сфере свободы слова, свободы собраний и митингов, права на личную жизнь, равенство перед законом и других гражданских прав.

Целью установления административной ответственности за такие правонарушения является обеспечение защиты и соблюдения конституционных прав граждан, предотвращение и пресечение нарушений, а также восстановление нарушенных прав и интересов граждан [2, с. 122].

Важно отметить, что административная ответственность в таких случаях имеет свои особенности и может отличаться от уголовной ответственности. Она может предусматривать штрафы, административные взыскания, привлечение к общественным работам и другие меры наказания.

Стоит отметить, что использование административного ареста в качестве исключительной меры наказания должно быть обосновано и установлено законом. В случае повторного совершения правонарушения, возможно рассмотрение более строгих мер наказания для достижения целей правоприменения. Однако, необходимо также учитывать, что применение административного ареста должно соответствовать международным стандартам по правам человека и защите основных свобод.

Когда законодательство вносит изменения, такие как декриминализация определенных преступлений, это может вызывать новые проблемы в правоприменительной деятельности. В таких случаях важно проводить анализ последствий и обсуждение, чтобы определить эффективные меры для решения возникающих проблем и обеспечения справедливости и правосудия.

Проблемы в правоприменительной деятельности могут возникать и требуют постоянного улучшения и совершенствования законодательства и практики. Государство и общество должны сотрудничать, чтобы найти наилучшие решения, обеспечивающие соблюдение закона, защиту прав и интересов граждан.

Гаранты защиты прав человека, такие как правозащитные организации, адвокаты, правоохранительные органы и суды, должны обладать компетенцией и инструментами, позволяющими оказывать эффективную правовую помощь гражданам в их конфликтах с властью [3, с. 374].

Компетентность и профессионализм гарантов прав человека являются ключевыми факторами для обеспечения качественной защиты прав граждан. Это включает глубокое знание законодательства, умение применять его на практике, аналитические навыки для анализа ситуации и разработки эффективных стратегий защиты.

Они также должны обладать соответствующими инструментами, чтобы оперативно и результативно действовать в процессе защиты прав граждан. Это может включать доступ к информации, возможность проведения независимых расследований, представление интересов граждан в суде, обращение к международным механизмам защиты прав человека и другие средства и методы для защиты прав граждан.

Важно также, чтобы гаранты прав человека имели независимость и неприкосновенность в своей работе. Это позволяет им действовать без вмешательства и давления со стороны властей или других заинтересованных сторон и обеспечивает более надежную защиту прав граждан.

Государство должно создавать условия, которые позволяют гарантам прав человека функционировать эффективно. Это включает обеспечение доступа к правосудию, создание прозрачной и независимой судебной системы, защиту правозащитников от преследования и дискриминации, и содействие в соблюдении международных стандартов прав человека.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Малахова Н.В. Особенности квалификации административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан // Вестник экономической безопасности. – 2020. — № (4)/2020. – С. 120-123.
  3. Николаева А.И. Особенности и порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан // Молодой ученый. – 2023.- № 48 (495). – С. 373-375.