УДК 342.7
АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НАЛАГАЕМЫХ ЗА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ПРАВА ГРАЖДАН
№47,
Юридические науки
Лукин Артем Николаевич
Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ; ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ; КОНФИСКАЦИЯ; ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ; ПРАВА ГРАЖДАН; ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ; ADMINISTRATIVE ARREST; ADMINISTRATIVE PENALTY; DISQUALIFICATION; CONFISCATION; COMPULSORY WORK; CITIZENS’ RIGHTS; WARNING.
К административным правонарушениям, посягающим на права граждан, относятся, административные правонарушения избирательных прав граждан, в сфере трудовых отношений, семейных отношений и некоторых других.
В административные правонарушения, посягающие на права граждан, также могут входить нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, защиты потребителей и другие.
Все эти административные правонарушения регулируются соответствующими нормами Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ [1], которые предусматривают различные санкции и меры ответственности за их совершение.
В КоАП РФ предусмотрены конкретные виды наказаний, назначаемые за совершение административных правонарушений, посягающих на права граждан:
1) административный штраф. Указанная санкция является одним из наиболее распространенных, поскольку она является наиболее эффективным инструментом в восстановлении нарушенных прав. Примечательно, что система уголовных наказаний также стремиться отдавать предпочтение штрафным санкциям [2, с. 57]. Следует отметить, что за анализируемую группу административных правонарушений размер штрафа варьируется от 300 рублей, до 1 миллиона рублей.
Это зависит от субъекта, от характера и степени вреда, причиненного административным правонарушением [4, с. 230].
Например, ст. 5.16 КоАП РФ, «Подкуп избирателей, участников референдума, либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах» определяет, что «если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 30 тысяч, до 40 тысяч рублей, на юридических лиц — от 300 тысяч, до 500 тысяч рублей»;
2) предупреждение.
Например, статья 5.35 устанавливает, что «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100, до 500 рублей» (такой же санкцией обладает ст. 5.28, 5.29);
3) обязательные работы — заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время, бесплатных общественно полезных работ (ч.2 ст. 5.26. «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях», влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тысяч, до 50 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 120 часов.
На должностных лиц от 100 тысяч, до 200 тысяч рублей);
4) дисквалификация — назначается на срок не более 3 лет (ч. 5 ст. 5.35), ст. 5.53 определяет «Незаконные действия по получению и распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000, до 2500 рублей; на должностных лиц — от 2500, до 5000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц — от 30 тысяч, до 50 тысяч рублей»;
5) административный арест — на срок до 5 суток, назначается за повторное совершение административного правонарушения, 59 предусмотренного ч. 2 ст. 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»;
6) конфискация предмета административного правонарушения – представляет собой конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения, заключается в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей [3, с. 416]. Конфискация предусмотрена за многие административные правонарушения, она может: применяться в качестве меры дополнительного наказания по усмотрению субъекта, рассматривающего дело о соответствующем административном правонарушении; подлежать обязательному применению; служить в качестве основного административного наказания, альтернативного административному штрафу, так же конфискации, как дополнительного наказания. Например, ст. 5.19 «Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума», влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 тысяч, до 25 тысяч рублей, с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от 30 тысяч, до 40 тысяч рублей, с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от 100 тысяч, до 200 тысяч рублей, с конфискацией предмета административного правонарушения, аналогично ст. 5.20;
7) административный арест — вид административного наказания в России и ряде других стран, заключающийся в содержании лица, совершившего административное правонарушение, в условиях изоляции от общества.
Например, ст. 5.35.1 «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», по ч. 1 эта статья влечет обязательные работы на срок до 150 часов, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых, в соответствии с настоящим Кодексом, не могут применяться обязательные работы, так же административный арест в размере 20 тысяч рублей.
В завершении исследования предлагается сформулировать вывод о том, что в настоящее время с учетом значительного массива законодательства об административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан требуются инновационные и современные концепции кодификации законодательства об административных правонарушениях.
Список литературы
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
- Ветчинова Ю.И. Основные направления совершенствования законодательства об административной ответственности за проступки, посягающие на права и свободы граждан // Юридический вестник ДГУ. – 2023. – Т. 46, № 2 (66). – С. 55-61.
- Николаева А.И. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на права граждан // Молодой ученый. – 2023. — № 17 (464). – С. 415-417.
- Титаренко К.О. Характеристика правонарушений, посягающих на права граждан // NovaUm.Ru. – 2022. – № 40. – С. 229-232.