УДК 342.7

АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НАЛАГАЕМЫХ ЗА СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ПРАВА ГРАЖДАН

№47,

Юридические науки

Лукин Артем Николаевич


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ; ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ; КОНФИСКАЦИЯ; ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ; ПРАВА ГРАЖДАН; ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ; ADMINISTRATIVE ARREST; ADMINISTRATIVE PENALTY; DISQUALIFICATION; CONFISCATION; COMPULSORY WORK; CITIZENS’ RIGHTS; WARNING.


Аннотация: В настоящей публикации автором проанализированы виды наказаний, которые могут быть назначены в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных Главой 5 КоАП РФ. Перечислены как конкретные виды административных наказаний, так и их пределы.

К административным правонарушениям, посягающим на права граждан, относятся, административные правонарушения избирательных прав граждан, в сфере трудовых отношений, семейных отношений и некоторых других.

В административные правонарушения, посягающие на права граждан, также могут входить нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, защиты потребителей и другие.

Все эти административные правонарушения регулируются соответствующими нормами Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ [1], которые предусматривают различные санкции и меры ответственности за их совершение.

В КоАП РФ предусмотрены конкретные виды наказаний, назначаемые за совершение административных правонарушений, посягающих на права граждан:

1) административный штраф. Указанная санкция является одним из наиболее распространенных, поскольку она является наиболее эффективным инструментом в восстановлении нарушенных прав. Примечательно, что система уголовных наказаний также стремиться отдавать предпочтение штрафным санкциям [2, с. 57]. Следует отметить, что за анализируемую группу административных правонарушений размер штрафа варьируется от 300 рублей, до 1 миллиона рублей.

Это зависит от субъекта, от характера и степени вреда, причиненного административным правонарушением [4, с. 230].

Например, ст. 5.16 КоАП РФ, «Подкуп избирателей, участников референдума, либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах» определяет, что «если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 30 тысяч, до 40 тысяч рублей, на юридических лиц — от 300 тысяч, до 500 тысяч рублей»;

2) предупреждение.

Например, статья 5.35 устанавливает, что «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100, до 500 рублей» (такой же санкцией обладает ст. 5.28, 5.29);

3) обязательные работы — заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время, бесплатных общественно полезных работ (ч.2 ст. 5.26. «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях», влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тысяч, до 50 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 120 часов.

На должностных лиц от 100 тысяч, до 200 тысяч рублей);

4) дисквалификация — назначается на срок не более 3 лет (ч. 5 ст. 5.35), ст. 5.53 определяет «Незаконные действия по получению и распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000, до 2500 рублей; на должностных лиц — от 2500, до 5000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц — от 30 тысяч, до 50 тысяч рублей»;

5) административный арест — на срок до 5 суток, назначается за повторное совершение административного правонарушения, 59 предусмотренного ч. 2 ст. 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»;

6) конфискация предмета административного правонарушения – представляет собой конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения, заключается в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей [3, с. 416]. Конфискация предусмотрена за многие административные правонарушения, она может: применяться в качестве меры дополнительного наказания по усмотрению субъекта, рассматривающего дело о соответствующем административном правонарушении; подлежать обязательному применению; служить в качестве основного административного наказания, альтернативного административному штрафу, так же конфискации, как дополнительного наказания. Например, ст. 5.19 «Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума», влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 тысяч, до 25 тысяч рублей, с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от 30 тысяч, до 40 тысяч рублей, с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от 100 тысяч, до 200 тысяч рублей, с конфискацией предмета административного правонарушения, аналогично ст. 5.20;

7) административный арест — вид административного наказания в России и ряде других стран, заключающийся в содержании лица, совершившего административное правонарушение, в условиях изоляции от общества.

Например, ст. 5.35.1 «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», по ч. 1 эта статья влечет обязательные работы на срок до 150 часов, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых, в соответствии с настоящим Кодексом, не могут применяться обязательные работы, так же административный арест в размере 20 тысяч рублей.

В завершении исследования предлагается сформулировать вывод о том, что в настоящее время с учетом значительного массива законодательства об административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан требуются инновационные и современные концепции кодификации законодательства об административных правонарушениях.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Ветчинова Ю.И. Основные направления совершенствования законодательства об административной ответственности за проступки, посягающие на права и свободы граждан // Юридический вестник ДГУ. – 2023. – Т. 46, № 2 (66). – С. 55-61.
  3. Николаева А.И. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на права граждан // Молодой ученый. – 2023. — № 17 (464). – С. 415-417.
  4. Титаренко К.О. Характеристика правонарушений, посягающих на права граждан // NovaUm.Ru. – 2022. – № 40. – С. 229-232.