УДК 14+17

НЕПОЛНАЯ СИСТЕМА ИЗ 150 ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НЕРЕШЕННЫХ ВОПРОСОВ, ВСТАВШИХ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ В ХХI ВЕКЕ

№46,

Философские науки

Щемелинин Константин Сергеевич (ORCID:0000-0002-3636-1583)


Ключевые слова: ЧЕЛОВЕЧЕСТВО; ЭТИКА; МОРАЛЬ; ДЕТИ; ЛЮБОВЬ; СЕМЬЯ; ОБЩЕСТВО; ГОСУДАРСТВО; HUMANITY; ETHICS; MORALITY; CHILDREN; LOVE; FAMILY; SOCIETY; STATE.


Аннотация: Сформулирована неполная система из 150 фундаментальных взаимосвязанных вопросов, нерешенных современным человечеством, которые затрагивают многие аспекты бытия людей с XXI века. Вопросы сгруппированы в блоки – это: дети, взрослые люди, любовь, женщина, мужчина и женщина, семья, дедушки и бабушки, внуки, индивидуализм, интеллектуальные права, общество, повелитель, вооруженные силы, государство, надгосударственные бюрократические структуры, транснациональные компании, а также этика, мораль и философия. Решение поставленной системы взаимосвязанных вопросов сделает человечество другим, а существование людей в современном мире гораздо более комфортным и счастливым.

Annotation: An incomplete system of 150 fundamental interrelated questions unresolved by modern humanity has been formulated, which affect many aspects of human existence since the 21st century. The questions are grouped into blocks — these are: children, adults, love, woman, man and woman, family, grandparents, grandchildren, individualism, intellectual rights, society, ruler, armed forces, state, supranational bureaucratic structures, transnational companies, and also ethics, morality and philosophy. Solving the posed system of interconnected questions will make humanity different, and the existence of people in the modern world much more comfortable and happy.


Часть I. Исходные данные

Постановка задачи

В XX-XXI веках человечество стало другим – не таким, каким оно выглядело тысячелетиями раньше; мало того, человечество стало настолько другим, что стало радикально отличаться от самого себя времен палеолита.

В III-II тысячелетиях до н. э. на Земле стали формироваться первые четыре цивилизации (в Египте, Месопотамии, Индии и Китае), в которых в явных формах были сформулированы ответы на  вопросы «что такое добро и зло», «кто такой человек», «какими должны быть отношения в семье», «понятие Бога» и так далее. Эти ответы были зафиксированы в религиях и во внерелигиозных учениях.

Развитие четырех первых цивилизаций, возникновение двух новых в Америке – в Мексике и в Перу, борьба между ними и их слияние, привело мир людей к упорядоченному состоянию трех суперцивилизаций [6], в котором были даны ответы на все важнейшие вопросы существования людей, причем первоосновой для ответов была сама форма жизни людей, постепенно сложившаяся в течение прошлых тысячелетий.

Жизнь людей до XX века и в XXI веке

В XXI веке жизнь людей стала не такой, какой она была с самого начала времен, так как в ХХ веке произошли события, значительно изменившие существование людей: уменьшилось число монархий, увеличилось число несовершенных демократий [10] и диктатур [2]; глобализация по-британски продолжилась глобализацией по-американски [5], научно-технический прогресс ускорил перемены, усилилась урбанизация, возросли затраты общества на образование и жилье [9],  расходы на пожилых людей стали сравнимы с расходами на детей [3], завершилась третья и происходит четвертая информационная революция [7], широко распространились среднее и высшее образование [4], произошло повсеместное падение рождаемости (многие сообщества начали вымирать) [9], разрушился традиционный брак [94] и многое другое.

ХХ век можно считать переходным между той «старой» жизнью людей, которая была с начала эпохи цивилизаций (развитие сельского хозяйства и появление постоянных поселений), и «новой», которую люди стали вести с XXI века. Эта «новая» жизнь поставила перед человечеством множество вопросов, для решения которых и века не хватит.

 

Таблица. Сравнение некоторых аспектов жизни людей с начала эпохи цивилизаций до XX века и с XXI века

Параметр жизни людей Жизнь людей с каменного века до XX века Жизнь людей в XXI веке
1 Уровень влияния религии на общество и на семью Высокий Низкий
2 Наличие государственной пенсии Нет Есть
3 Наличие бесплатных медицинских услуг Нет Есть
4 Обычный возраст смерти взрослого человека 30-40 лет 60-70 лет
5 Вероятность дожить до нетрудоспособного состояния Низкая Высокая
6 Вероятность жить с помощью других людей в нетрудоспособном состоянии Низкая Высокая
7 Возможность жить в состоянии, в котором мозг явно и существенно деградирует Нет Есть
8 Возможность жить в состоянии, в котором двигательные и речевые функции работают лишь частично Нет Есть
9 Продолжительность жизни в нетрудоспособном состоянии с помощью других людей Короткая Длинная
10 Вероятность дожить до рождения внуков Низкая Высокая
11 Вероятность дожить до рождения правнуков Ничтожно малая Низкая
12 Количество женщин в обществе, вышедших из фертильного возраста Небольшое Большое
13 Количество пожилых людей в обществе Почти нет Значительное число
14 Уровень младенческой смертности Высокий Низкий
15 Массовый голод Регулярное и повсеместное событие Редкое событие
16 Пища Натуральная, без химических добавок С большим количеством химических добавок
17 Уровень разнообразия используемых в повседневном питании продуктов Низкий Высокий
18 Производительность труда Низкая Высокая
19 Промышленность Нет Есть
20 Объем физического труда в обществе и в семье Высокий Низкий
21 Сложность применяемых орудий труда Низкая Высокая
22 Объем получаемой информации Низкий Высокий
23 Скорость передачи больших объемов информации Медленная Почти мгновенная
24 Количество людей, умеющих  читать и писать Небольшое Большое
25 Количество людей, имеющих среднее образование Небольшое Большое
26 Количество людей, имеющих высшее образование Ничтожно малое Значительное
27 Объем музыки, услышанной человеком Небольшой Большой
28 Количество изображений, увиденных человеком Небольшое Большое
29 Объем юридической информации в обществе Небольшой Большой
30 Распространенность имущественных авторских прав Слабая Широкая
31 Уровень развития науки Низкий Высокий
32 Роль науки в производстве Не является средством производства Является средством производства
33 Объем информации об интимной сфере в обществе Низкий Высокий
34 Объем медицинской информации в обществе Низкий Высокий
35 Значение психологии в обществе Нет Высокое
36 Тип семьи Патриархальная семья Патриархальная, матриархальная и неполная семья
37 Развод Практически невозможен Возможен и вероятен
38 Возможность женщины стать финансово независимой Нет Есть
39 Перемещение на сотни и тысячи километров Медленное Быстрое
40 Возможность лично познакомиться с людьми другой культурой или религии Сложно и маловероятно Легко и вполне вероятно
41 Сделать перевод с иностранного языка Сложно и дорого Просто и дешево
42 Уровень психического насилия в обществе Низкий Средний
43 Уровень психического насилия в семье Низкий Высокий
44 Использование психологических манипуляций в обществе и в семье Редкое Частое
45 Уровень физического насилия в обществе и в семье Высокий Средний
46 Распространение алкоголизма и наркомании Слабое Сильное
47 Кровная месть Распространена Преступление
48 Коллективная ответственность Распространена Не распространена
49 Наличие оружия массового поражения и угроза его применения Нет Есть
50 Геноцид Приемлемое деяние Преступление
51 Применение смертной казни Частое Редкое
52 Обычная численность племени (этноса) или населения государства 0,3-1 млн чел. 5-20 млн чел.
53 Обычный размер города 3-10 тыс. чел. 100-500 тыс. чел.
54 Провозглашение государства Затрагивает только его соседей Затрагивает весь мир
55 Повелитель, чья воля – это закон Есть везде Мало где есть
56 Количество демократических стран в мире Небольшое Значительное
57 Количество монархий в мире Большое Небольшое
58 Количество диктаторских режимов в мире Небольшое Существенное
59 Надгосударственные бюрократические структуры Нет Есть
60 Капиталы у транснациональных торгово-производственных компаний Небольшие Большие

Часть II.

Неполная система некоторых взаимосвязанных фундаментальных нерешенных вопросов, стоящих перед человечеством в ХХI веке

В правильно сформулированном вопросе содержится половина ответа, поэтому ниже будут перечислены некоторые фундаментальные нерешенные вопросы, сама формулировка которых может натолкнуть на ответ и, тем самым, помочь человечеству и отдельным людям укрепить устойчивость, приблизиться к истине и обрести больше счастья.

Дети
1. Каковы пределы по вложению времени и денег в собственных детей?
2. Каковы пределы по вмешательству государства в дела семьи, касающиеся детей?

Взрослый человек
3. Каковы пределы физических и умственных возможностей взрослого человека?
4. Каковы пределы дееспособности взрослого человека?
5. Какими должны быть пределы заботы взрослых родственников о других взрослых родственниках?
6. Какими должны быть пределы заботы взрослых чужих людей о других взрослых чужих людях?
7. Есть ли пределы у врачебной помощи, и, если есть, то какие они?

Любовь
8. Что такое любовь между мужчиной и женщиной?
9. Что такое нелюбовь между мужчиной и женщиной, маскирующаяся под любовь?
10. Как отличить любовь между мужчиной и женщиной от любой из форм нелюбви между ними, маскирующейся под любовь?
11. Следует ли противодействовать нелюбви, маскирующейся под любовь, а если следует, то как это делать?
12. Есть ли предел у любви, и, если есть, то какой он?
13. Есть ли связь между возрастами партнеров и любовью между ними, и, если есть, то как она выглядит?

Женщина
14. Должна ли быть разница между отношением в семье и обществе к женщине фертильного возраста и женщине, вышедшей из фертильного возраста; если должна, то какой она должна быть?
15. Должна ли быть разница в поведении между женщинами фертильного возраста и женщинами, вышедшими из фертильного возраста?
16. Какие преимущества в отношениях с мужчиной, в семье и в обществе должны сохраняться у женщин на протяжении всей их жизни?
17. Какие преимущества в отношениях с мужчиной, в семье и в обществе должны появляться у женщин с выходом из фертильного возраста?
18. Какие преимущества в отношениях с мужчиной, в семье и в обществе должны исчезать у женщин с выходом из фертильного возраста?

Мужчина и женщина
19. Как мужчина может защищаться от агрессии женщины?
20. Как правильно мужчина и женщина должны распоряжаться деньгами, в том числе огромными капиталами?
21. Как мужчины и женщины должны правильно конкурировать друг с другом в бизнесе и на работе?
22. В каких случаях к женщине можно относиться как к фактическому мужчине, а в каких – нельзя?

Семья
23. Какими должны быть взаимоотношения между дедушкой, бабушкой, их детьми и их внуками?
24. Какими должны быть взаимоотношения в семье, если выживание одного взрослого члена семьи мешает благополучию другого взрослого члена семьи?
25. Каковы допустимые пределы семейного физического и психологического насилия по отношению разных членов семьи друг к другу?
26. Как должен выглядеть идеальный союз мужчины и женщины?
27. Каково соотношение между официальным браком и союзом между мужчиной и женщиной?
28. Каким должно быть распределение ролей между женщиной и мужчиной в матриархальной семье?
29. При каких условиях союз мужчины и женщины может прекратиться?
30. При каких условиях союз мужчины и женщины должен прекратиться?
31. Как должен выглядеть разрыв союза между мужчиной и женщиной, если у них есть общие дети?
32. Как должен выглядеть разрыв союза между мужчиной и женщиной, если у них нет общих детей?
33. Как должны выглядеть хорошие отношения между мужчиной и женщиной после разрыва их союза?
34. Какие отношения между мужчиной и женщиной после разрыва их союза являются недопустимыми?
35. Какой предел у финансовых требований мужчины к женщине после разрыва их союза?
36. Какой предел у финансовых требований женщины к мужчине после разрыва их союза?
37. Как должны выглядеть временные союзы между мужчиной и женщиной?

Дедушки и бабушки. Внуки
38. Какова должна быть роль дедушек и бабушек в воспитании внуков?
39. Чему дедушки и бабушки могут учить внуков?
40. Чему дедушки и бабушки не должны учить внуков?
41. Как должны разрешаться конфликты между дедушками и бабушками с одной стороны и их взрослыми детьми с другой стороны?
42. Как должны разрешаться конфликты из-за внуков между дедушками и бабушками с одной стороны и их взрослыми детьми с другой стороны?
43. Какой должна быть роль прадедушек и прабабушек в семье и в обществе?
44. Как должны разрешаться конфликты между взрослыми родственниками из разных поколений?

Индивидуализм
45. Каким должен быть предел у индивидуализма?
46. Каким должен быть баланс между индивидуализмом и семьей?
47. Каким должен быть баланс между индивидуализмом и обществом?
48. Каким должен быть баланс между индивидуализмом и государством?

Интеллектуальные права
49. Каковы пределы для имущественного авторского права?
50. Каким должен быть размер финансового вознаграждения за научные изыскания?
51. Каким должен быть размер финансового вознаграждения за творчество в области культуры и искусства?
52. Каким должен быть размер финансового вознаграждения за успехи в области технического конструирования?
53. Каковы должны быть отношения между бизнесом и творчеством?

Общество
54. Каковы пределы помощи со стороны семьи и общества физически здоровым людям, но страдающим психическими заболеваниями?
55. Каково соотношение между физическим и психологическим насилием?
56. Как соотносятся друг с другом деньги и мужчина?
57. Как соотносятся друг с другом деньги и женщина?
58. Как соотносятся друг с другом власть и мужчина?
59. Как соотносятся друг с другом власть и женщина?
60. Что можно передавать по наследству, а что – нельзя?
61. Какие профессии должны быть исключительно мужскими, а какие – исключительно женскими?
62. Чему обычная школа может учить?
63. Чему обычная школа должна учить?
64. Каких тем обычная школа касаться не должна?
65. Как должны вести себя люди разных культур при встречах друг с другом?
66. Как общество должно относиться к дурманящим веществам и тем, кто их производит?
67. В какой мере коллектив людей может пострадать физически или понести материальный ущерб в качестве последствий из-за действий одного члена или части данного коллектива?
68. В какой мере коллектив людей должен пострадать физически или понести материальный ущерб в качестве последствий из-за действий одного члена или части данного коллектива?
69. Как сбалансировать размеры наказаний за тяжелые преступления (за которые присуждаются 15-20 лет заключения и более, пожизненное заключение или смертная казнь) с учетом общественной опасности?
70. Как обществу соблюсти баланс между вложениями денег и времени в сохранение прошлого, существование в настоящем и обеспечение будущего?

Повелитель
71. Когда наличие повелителя, которому беспрекословно подчиняется группа людей, это хорошо?
72. Когда наличие повелителя, которому беспрекословно подчиняется группа людей, это плохо?
73. Какими несиловыми способами повелитель может управлять группой людей?
74. Какими несиловыми способами повелитель не должен управлять группой людей?
75. Какими несиловыми способами отдельные члены управляемой группы могут воздействовать на решения своего повелителя?
76. Какими несиловыми способами отдельные члены управляемой группы не должны воздействовать на решения своего повелителя?
77. В каких случаях силовые методы воздействия повелителя на управляемых им людей являются допустимыми?
78. В каких случаях силовые методы воздействия повелителя на управляемых им людей являются недопустимыми?
79. Какими силовыми способами отдельные члены управляемой группы могут воздействовать на своего повелителя?
80. Какими силовыми способами отдельные члены управляемой группы не должны воздействовать на своего повелителя?
81. В каких ситуациях повелителю можно использовать силовые методы воздействия на управляемых им людей?
82. В каких ситуациях повелитель не должен использовать силовые методы воздействия на управляемых им людей?
83. В каких ситуациях управляемые повелителем люди могут использовать против своего повелителя силовые методы?
84. В каких ситуациях управляемые повелителем люди должны использовать против своего повелителя силовые методы?

Вооруженные силы
85. Как должна выглядеть схема обычной войны от зарождения до завершения?
86. В каких случаях допустимо использование вооруженных сил?
87. В каких случаях недопустимо использование вооруженных сил?
88. Против кого допустимо использование вооруженных сил?
89. Против кого недопустимо использование вооруженных сил?
90. Каково соотношение между разрушительным воздействием вооруженных сил и опасностью, против которой они применяются?
91. Как соотносятся между собой геноцид и ядерное оружие?
92. Как соотносятся между собой геноцид и оружие массового поражения?
93. Как должны вестись военные действия в условиях угрозы материальным историческим и культурным ценностям?
94. Какой уровень страданий мирного населения является приемлемым для продолжения военных действий?
95. Какой уровень страданий мирного населения является неприемлемым для продолжения военных действий?
96. Как должны вестись боевые действия в условиях неприемлемого уровня страданий мирного населения?
97. О чем могут вестись переговоры между воюющими сторонами во время ведения боевых действий?
98. О чем не могут вестись переговоры между воюющими сторонами во время ведения боевых действий?
99. О чем должны вестись переговоры между воюющими сторонами во время ведения боевых действий?
100. О чем не должны вестись переговоры между воюющими сторонами во время ведения боевых действий?

Государство
101. В какой мере государство может вмешиваться в союз мужчины и женщины?
102. В какой мере государство существует для людей?
103. В какой мере люди существуют для государства?
104. В какой мере государство существует для данного этноса?
105. В какой мере данный этнос существует для государства?
106. Какие силы создают государство?
107. Какие силы разрушают государство?
108. Какими методами государство может противодействовать собственному разрушению?
109. Какими методами государство должно противодействовать собственному разрушению?

Надгосударственные бюрократические структуры
110. В какой мере надгосударственные бюрократические структуры могут вмешиваться дела государства?
111. В какой мере надгосударственные бюрократические структуры могут вмешиваться дела этноса?
112. В какой мере надгосударственные бюрократические структуры могут вмешиваться в дела отдельных людей?
113. В какие аспекты существования государства надгосударственные бюрократические структуры не имеют права вмешиваться?
114. В какие аспекты существования этноса надгосударственные бюрократические структуры не имеют права вмешиваться?
115. В какие аспекты существования отдельных людей надгосударственные бюрократические структуры не имеют права вмешиваться?
116. Какими несиловыми способами государства могут воздействовать на надгосударственные бюрократические структуры?
117. Какими несиловыми способами этносы могут воздействовать на надгосударственные бюрократические структуры?
118. Какими несиловыми способами отдельные люди могут воздействовать на надгосударственные бюрократические структуры?
119. В каких случаях нельзя использовать силу против надгосударственной структуры?
120. В каких случаях можно использовать силу против надгосударственной структуры?
121. Какими силовыми способами государства могут защищаться и (или) атаковать надгосударственные бюрократические структуры?
122. Какими силовыми способами этносы могут защищаться и (или) атаковать надгосударственные бюрократические структуры?
123. Какими силовыми способами отдельные люди могут защищаться и (или) атаковать надгосударственные бюрократические структуры?

Транснациональные компании
124. В какой мере транснациональные компании могут вмешиваться дела государства?
125. В какой мере транснациональные компании могут вмешиваться дела этноса?
126. В какой мере транснациональные компании могут вмешиваться дела отдельных людей?
127. В какие аспекты существования государства транснациональные компании не имеют права вмешиваться?
128. В какие аспекты существования этноса транснациональные компании не имеют права вмешиваться?
129. В какие аспекты существования отдельных людей транснациональные компании не имеют права вмешиваться?
130. Какими несиловыми способами государства могут воздействовать на транснациональные компании?
131. Какими несиловыми способами этносы могут воздействовать на транснациональные компании?
132. Какими несиловыми способами отдельные люди могут воздействовать на транснациональные компании?
133. В каких случаях нельзя использовать силу против транснациональные компании?
134. В каких случаях можно использовать силу против транснациональные компании?
135. Какими силовыми способами государства могут защищаться и (или) атаковать транснациональные компании?
136. Какими силовыми способами этносы могут защищаться и (или) атаковать транснациональные компании?
137. Какими силовыми способами отдельные люди могут защищаться и (или) атаковать транснациональные компании?

Этика. Мораль. Философия
138. Что важнее – мнение учителя или учебник?
139. Что такое «хорошо» и что такое «плохо» в условиях действия закона о единстве и борьбе противоположностей?
140. Что такое «добро» и что такое «зло» в условиях действия закона о единстве и борьбе противоположностей?
141. В каких случаях следует руководствоваться написанным кем-либо?
142. В каких случаях следует руководствоваться устным авторитетным мнением?
143. В каких случаях следует руководствоваться собственными органами чувств?
144. Какова общая схема решения моральной или этической проблемы, в которой соединены два или более противоречий?
145. Каковы пределы юридических норм?
146. В какой мере каждый вид права должен нести ответственность за реализацию этого права?
147. Как можно вменить ответственность за поступки тем людям, которые успешно уклоняются от ответственности с помощью юстиции?
148. Как можно вменить ответственность за поступки тем организациям, которые успешно уклоняются от ответственности с помощью юстиции?
149. Какие поступки являются этичными, но незаконными?
150. Как должно решаться противоречие между этикой (моралью) и юридическим законом?

Вывод:
Сформулирована неполная система взаимосвязанных фундаментальных нерешенных вопросов, вставших перед человечеством в ХХI веке, состоящая из 150 вопросов.


Список литературы

  1. Понтинг К. Всемирная история. Новый взгляд. [пер. с англ.]. М.: АСТ; Астрель, 2010. С. 1-960.
  2. Щемелинин К. С. Диктатура — между монархией и демократией // Научный журнал NovaUm.Ru. 2020. №27. С. 160-171.
  3. Щемелинин К. С. Система уравнений общественного баланса // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки» №10(26). Том 5. 2018. С. 317-328.
  4. Щемелинин К. С. Схема и принципы школьного образования, которое к 18 годам сформирует духовного свободного, творчески развитого, здорового и патриотично настроенного специалиста // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки» №1(17). Том 4. 2018. С. 233-247.
  5. Щемелинин К. С. Три глобализации в XIX-XXI веках // Научный журнал NovaUm.Ru. 2020. №25. С. 56-63.
  6. Щемелинин К. С. Три суперцивилизации // Научный журнал NovaUm.Ru. 2020. №24. С. 21-27.
  7. Щемелинин К. С. Четвертая информационная революция // Научный журнал NovaUm.Ru. 2021. №30. С. 141-144.
  8. Щемелинин К. С. Отличия современного брака от традиционного и принципы для улучшения качества гетеросексуального брака в современном обществе // Научный журнал NovaUm.Ru. 2020. №24. С. 151-160.
  9. Щемелинин К. С. Уравнения жизненного баланса для человека и для семьи // Научный журнал NovaUm.Ru. 2023. №44. С. 29-36.
  10. Щемелинин К. С. Учение о переменах и демократии // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки» №10(26). Том 6. 2018. С. 281-313.