УДК 347.4

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

№46,

Юридические науки

Усиченко Диана Олеговна


Ключевые слова: ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ; INTERNAL AFFAIRS BODIES; ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES; PUBLIC ADMINISTRATION; LEGISLATION; MANAGEMENT PROBLEMS.


Аннотация: Данная статья исследует современные проблемы, с которыми сталкиваются органы внутренних дел (ОВД) в своей управленческой деятельности, а также предлагает некоторые направления решения этих проблем. В статье рассматриваются различные аспекты проблем, анализируется действующая система управления в данной сфере, выявляются ее сильные и слабые стороны, а также предлагают рекомендации по ее совершенствованию.

Система правоохранительных органов — это государственные и правовые средства, а также методы и гарантии, дающие возможность быть защищенным от незаконных общественных отношений. Непосредственно важным является то, что правоохранительная система действует только как средства и методы правового характера, направленные на удовлетворение не только потребностей граждан, но и общества, а также страны в целом [5, С. 196].

Основная задача органов внутренних дел заключается в обеспечении безопасности общества путем предотвращения и пресечения преступлений, которые угрожают как личному благополучию граждан, так и общественному порядку и интересам государства. Ежедневно подразделения органов внутренних дел активно занимаются поддержанием общественного порядка, разоблачением и пресечением преступной деятельности, а также выявлением и пресечением деятельности организованных преступных групп. Деятельность органов внутренних дел направлена на защиту личных прав и безопасности граждан, обеспечение правопорядка и общественной стабильности. Они осуществляют служебные функции, такие как патрулирование улиц, расследование преступлений, выявление и задержание подозреваемых, исполнение судебных решений, охрана общественных мероприятий и другие виды оперативно-служебной деятельности.

Одной из проблем правового регулирования деятельности ОВД РФ, включая полицию, является неэффективная работа всей системы правоохранительного порядка. Эта проблема оказывает влияние на обеспечение правопорядка в стране и может препятствовать достижению основных целей государства [3, С. 19].

Особое значение в этой системе имеет кадровый аппарат, который должен соответствовать не только требованиям, но и обладать культурой, связанной с юридическим и нравственным характером. Это означает, что сотрудники ОВД должны обладать высоким профессионализмом, быть хорошо обученными и знать законы и процедуры, связанные с их деятельностью.

Недостаточная эффективность системы правоохранительного порядка может быть связана с различными факторами, включая недостаточное финансирование, отсутствие современного оборудования и технологий, сложности в организации и координации деятельности различных подразделений и ограничения в правовом регулировании самой системы.

Правоохранительная система должна служить интересам большинства граждан и не должна быть подчинена только интересам определенной капитализированной части общества. Для обеспечения справедливости и равенства перед законом необходима программа комплексного развития правоохранительной системы Российской Федерации [4, С. 1337].

Программа развития должна быть направлена на улучшение органов правоохранительного порядка и обновление отдельных правовых актов, с учетом интересов и потребностей общества в целом. Комплексный подход к развитию правоохранительной системы позволит обеспечить равный доступ и равные возможности для всех элементов этой системы.

Принятие Федерального закона «О полиции» [1] открыло новый этап в развитии российских правоохранительных органов. Однако отсутствие определения понятия «полиция» в данном законе является недостатком, который требует исправления со стороны законодателя. В свете этого, предлагается обратить внимание на наличие пробела в законодательстве и внести соответствующие изменения.

Изложить ст. 1 Федерального закона «О полиции» в следующей редакции: «Статья 1. Понятие и назначение полиции. 1. Полиция — система вооруженных специализированных правоохранительных органов, являющаяся составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, призванная защищать жизнь и здоровье человека, его права и свободы, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Предлагаем изложить ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О полиции» в следующей редакции: Статья 4. Организация полиции. 1. Полиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Внесение указанных изменений в действующее законодательство позволит не только ввести понятие «полиция» в научный оборот, но и более точно определить место полиции в системе органов исполнительной власти.

На сегодняшний день наряду с понятием «служебный спор» в юридической литературе используют и понятие «служебно-трудовой спор», которое по своему содержанию уже понятия «служебный спор».

Поэтому, считаем целесообразным закрепить определение данного понятия в действующем законодательстве. А именно, ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], дополнив его ст. 72.1 «Служебно-трудовой спор в органах внутренних дел» с целью устранения неоднозначного толкования понятий «служебный спор», «служебно-трудовой спор», часть 1 которой изложить следующим образом: «служебно-трудовой спор — это неурегулированные разногласия, возникшие между руководителем (начальником) и сотрудником ОВД (гражданином, поступающим на службу либо уволенным со службы), по поводу применения действующего законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих определенный круг правоотношений, складывающихся по поводу реализации сотрудником ОВД права на труд в рамках прохождения ним службы в ОВД РФ».

В результате анализа части 3 статьи 72 ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мы пришли к выводу, что разрешение служебно-трудового спора с участием сотрудника ОВД возможно лишь при обращении последнего к непосредственному начальнику (руководителю), которое должно быть осуществлено в письменной форме. Если по результату разрешения служебно-трудового спора сотрудник не согласен с решением непосредственного руководителя (начальника), он может обратиться к вышестоящему руководству или в суд. Иными словами, из содержания ст. 72 ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не совсем ясно может ли сотрудник ОВД обратиться за разрешением служебно-трудового спора в суд, минуя непосредственного руководителя (начальника). Конструкция части 3 статьи 72 упомянутого закона не дает однозначного ответа на данный вопрос. Или же исходя из содержания указанной нормы, сотрудник полиции лишен права напрямую обратиться за разрешением спора в суд, минуя непосредственного руководителя (начальника)? В отличие от специального законодательства, Трудовой кодекс РФ в ст. 391 такую возможность для работников предусмотрел. На наш взгляд, такие различия в части порядка разрешения служебно-трудового спора и индивидуального трудового спора недопустимы.

Учитывая сказанное, предлагаем с целью устранения неоднозначного толкования наличия или отсутствия права у сотрудников на непосредственное обращение в суд при возникновении служебно-трудового спора ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнить ст. 72.1 «Служебно-трудовой спор в органах внутренних дел» о чем ранее упоминалось в работе, часть 2 которой изложить таким образом: «Сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебно-трудового спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или непосредственно в суд».

Для решения проблем необходимо провести реформы, направленные на повышение эффективности работы ОВД и улучшение качества правопорядка. Это может включать в себя улучшение кадрового обеспечения, обеспечение доступа к современным технологиям и оборудованию, усиление сотрудничества и координации между различными подразделениями, а также улучшение правового регулирования деятельности ОВД.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 900.
  2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 49 (часть I) ст. 7020.
  3. Очаковский В. А. Правила обращения сотрудников органов внутренних дел с гражданами / В. А. Очаковский, Д. О. Баранов // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2016. – № 34. – С. 19-23.
  4. Очаковский В. А., Крутова Я. А., Гаспарян А. К. Применение органами внутренних дел (полицией) досмотра как меры административного принуждения // Научный журнал КубГАУ. Краснодар: КубГАУ, 2014. — № 05 (099). — С. 1337–1347.
  5. Пеньков М. В. Проблемы применения мер административного пресечения / М. В. Пеньков, В. А. Очаковский // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 34-2. – С. 196-201.