УДК 347.4

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

№46,

Юридические науки

Усиченко Диана Олеговна


Ключевые слова: ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; INTERNAL AFFAIRS BODIES; ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES; PUBLIC ADMINISTRATION.


Аннотация: Данная статья посвящена вопросу об организации государственного управления в сфере внутренних дел. В данной статье исследуется организация и эффективность государственного управления в сфере внутренних дел. Автор анализирует различные аспекты системы управления внутренними делами, включая организационную структуру, полномочия, процессы принятия решений и контроль.

В настоящее время существует существенная потребность в упорядочении отношений общественного характера, и это является одной из важнейших задач в правовой сфере. Главная цель правового регулирования состоит в создании и поддержании соответствующего правопорядка. Государство, функционируя как сложная социальная система, осуществляет социальное управление через правоохранительные органы. Поэтому исследование вопросов организации государственного управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации является чрезвычайно важным и актуальным.

В системе государственного управления правовая регламентация функций и задач играет важную роль. Она способствует установлению четкого разделения труда между различными органами и структурами государственного аппарата. Это позволяет избежать подмены и дублирования функций, а также повышает ответственность каждого элемента системы [4, С. 165].

Правовая регламентация функций и задач гарантирует, что каждый орган государственного управления выполняет свои специфические функции, соответствующие его компетенции. Это помогает в достижении более эффективного и целенаправленного исполнения обязанностей и задач, а также предотвращает возможность перекрывающихся или повторяющихся действий.

Кроме того, правовая регламентация способствует укреплению системы контроля и надзора, поскольку каждый орган имеет четко определенные полномочия и отчетность перед вышестоящими органами или обществом в целом. Это повышает прозрачность и открытость работы государственного аппарата, а также создает условия для эффективного использования ресурсов и предотвращения злоупотреблений.

Система правоохранительных органов внутренних дел Российской Федерации является частью исполнительной власти и играет важную роль в решении основных политических задач государственного управления. В связи с этим, вопрос исследования моделей управления системами ОВД РФ является актуальным и представляет интерес [5, С. 25].

Исследование моделей управления в системе ОВД РФ помогает понять эффективность и эффективные практики работы правоохранительных органов. Это позволяет выявить сильные стороны и проблемы в организации и функционировании системы, а также предложить рекомендации и меры по ее улучшению. Изучение моделей управления системами ОВД РФ также помогает определить оптимальные подходы к управлению, разработке стратегий и принятию решений в области правоохранительной деятельности. Это может включать в себя анализ структуры и компетенции правоохранительных органов, взаимодействие с другими государственными органами и общественными структурами, а также использование современных технологий и инноваций.

Государственное управление также имеет множество подходов к определению. Г. В. Атаманчук определяет: «государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу» [3, С. 89].

Л. В. Кудряшова определяет: «Государственное управление – это деятельность по реализации законодательных, судебных, исполнительных и иных властных полномочий с целью выполнения их функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях» [6, С. 77].

Согласно современным подходам к государственному управлению в России, оно представляет собой комплексную деятельность органов, которые обладают полномочиями власти и работают с целью удовлетворения потребностей и интересов общества. Важно отметить, что государственное управление в России имеет свои специфические особенности.

Законодательно в 3 статье Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2], сформулировано понятие государственного управления применительно к целям настоящего закона: «государственное управление — это деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально–экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации».

В единую централизованную систему МВД России входят органы внутренних дел, включающие в себя полицию, организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

В настоящее время происходит реформирование всей системы органов внутренних дел, цель которого заключается в улучшении эффективности их правоохранительной деятельности. Изучение вопросов в области реализации правоохранительных функций государства представляет собой одну из самых важных проблем в теории государства и права, ведь именно права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью на территории Российской Федерации. Осуществление правоохранительной деятельности государства происходит посредством использования его органов, особое место в данном аспекте уделяется органам внутренних дел, которые занимаются исполнением данной функции государства и активно взаимодействуют с населением.

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [1] является важным шагом в реформировании органов внутренних дел России. В соответствии с этим законом, российская милиция была преобразована в полицию, что привело к изменению ее административно-правового статуса.

Целью создания полиции было обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, борьба с терроризмом и преступностью, поддержание общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Следовательно, новый институт полиции должен был заниматься широким спектром задач, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением безопасности граждан. Принятие этого закона сопровождалось изменениями в организации и функционировании полиции. Были внесены изменения в систему управления полицией, укреплены гарантии прав граждан, усилена ответственность и профессионализм полицейских. Введение нового закона также предусматривало улучшение взаимодействия полиции с обществом и усиление контроля за ее деятельностью.

Согласно Федеральному закону «О полиции», государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент России, палаты Федерального Собрания, Правительство РФ в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ, за полицией также осуществляется ведомственный и общественный контроль.

В теории управления контроль можно рассматривать как систему и процесс. Как система, контроль представляет собой составляющую часть управленческой системы. Он включает в себя различные элементы, такие как установление стандартов и критериев, сбор и анализ информации, сравнение фактических результатов с установленными стандартами, выявление отклонений и принятие корректирующих мер. Эти элементы взаимодействуют между собой, образуя систему контроля, которая помогает управлять процессами и достигать установленных целей.

Как процесс, управленческий контроль представляет собой последовательность действий, которые выполняются для проверки соответствия фактических результатов работы с установленными стандартами и целями. Этот процесс включает в себя такие шаги, как установление показателей и критериев контроля, сбор и анализ информации, сравнение результатов, выявление отклонений и принятие мер по их устранению. Процесс контроля обеспечивает обратную связь и позволяет управляющим лицам принимать информированные решения для достижения целей и улучшения производительности организации.

Таким образом, подводя итог, можно сказать о том, что государственное управление в органах внутренних дел играет значимую роль. Оно способствует надлежащему исполнению возложенных на сотрудников ОВД обязанностей и полномочий.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 900.
  2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 26 (часть I) ст. 3378.
  3. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: учебник / Г. В. Атаманчук. — 2-е изд., стер. — Москва: Омега-Л, 2011. – 525 с.
  4. Аушев И. Б. К вопросу об организационных основах управления в органах внутренних дел Российской Федерации / И. Б. Аушев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 165-168.
  5. Глебова Н. А. Внедрение передового зарубежного опыта и реализация международных стандартов в деятельности уголовно-исполнительной системы России с учетом задач ее развития до 2020 г / Н. А. Глебова // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2011. – № 1(13). – С. 25-31.
  6. Кудряшова Л. В. Основы государственного и муниципального управления: в 2 ч. Ч. I : Основы государственного управления: учебное пособие / Л. В. Кудряшова. — Томск : ФДО, ТУСУР, 2016. — 133 с.