УДК 347.4

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№46,

Юридические науки

Исаков Олег Игоревич


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО; ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР; КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ; КОНЦЕССИОНЕР; КОНЦЕДЕНТ; PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP; CIVIL CONTRACT; CONCESSION AGREEMENT; CONCESSIONAIRE; GRANTOR.


Аннотация: В статье автором проводится анализ понятия концессионных соглашений в Российской Федерации. Автор исследует основные аспекты этого юридического института, его сущность и значение в российской экономике. В статье проанализированы нормативные акты, регулирующие концессионные соглашения в России, а также основные элементы концессионных соглашений.

В последнее время в России все более активно используются механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), которое призвано стать локомотивом модернизации экономики страны, особенно развития транспортной инфраструктуры, науки, инновационных отраслей промышленности, образовательной и социальной сферы [6, С. 89].

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это форма сотрудничества между государством и частным сектором, основанная на совместной реализации проектов и достижении определенных целей в различных сферах, таких как инфраструктура, образование, здравоохранение, наука, транспорт и другие. Основной принцип ГЧП заключается в комбинировании ресурсов и экспертизы государства и частного сектора для эффективного выполнения задач и достижения результатов. Государство обычно выступает в роли регулятора, создающего правовую и организационную базу для реализации проектов, предоставляющего финансовую поддержку или другие преференции. Частный сектор, в свою очередь, вносит инвестиции, технологии, знания и опыт в проекты.

Целью ГЧП является привлечение частного капитала, опыта и ресурсов для реализации крупномасштабных проектов, которые могут стать движущей силой модернизации экономики страны. При этом, государство выступает в качестве партнера, предоставляющего поддержку и создающего благоприятные условия для развития таких проектов. Применение механизмов ГЧП позволяет эффективно использовать частные инвестиции и опыт в сферах, где государство не всегда может обеспечить достаточные ресурсы или экспертизу. Кроме того, это способствует повышению эффективности управления проектами, внедрению инноваций и современных технологий, а также созданию новых рабочих мест и развитию экономического потенциала регионов.

В Российской Федерации законодатель дает следующее определение государственно-частному партнерству: «это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера с одной стороны, и частного партнера с другой, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [3].

Возникновение концессионного соглашения в Российском праве относится к современному этапу развития правовой доктрины законодательства нашей страны. Это достаточно новая для России форма договорных отношений и как отмечается в научной литературе — это современная, новая форма договора, которая построенная на принципах партнерства и распределения рисков между частным и публичным партнером. Концессионные соглашения являются одним из проявлений государственно-частного партнерства [5, С. 262].

Российский законодатель заложил в основу регулирования концессионирования договорную модель концессионных отношений. Взаимодействие государства и субъектов частного предпринимательства, направленное на создание и/или реконструкцию недвижимого имущества, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать государству, и возмездное использование этого имущества субъектами частного предпринимательства осуществляется на основе концессионного соглашения [4, С. 108].

Само концессионное соглашение, как сказано в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [2], является договором. К отношениям сторон концессионного договора применяются правила гражданского законодательства, если иное не вытекает из Закона о концессионных соглашениях или существа концессионного договора.

Текстуально содержание рассматриваемой нормы п. 2 ст. 3 Закона № 115-ФЗ согласуется с содержанием нормы п. 3 ст. 421 ГК РФ [1], согласно которой «стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Концессионное соглашение устанавливает права и обязанности сторон, условия использования и эксплуатации концессионного объекта, а также финансовые условия сделки. Государство предоставляет субъектам частного предпринимательства право использования концессионного объекта в течение определенного срока с целью осуществления предпринимательской деятельности. В свою очередь, субъекты частного предпринимательства обязуются выполнить работы по созданию или реконструкции объекта и обеспечить его эксплуатацию.

Если обратиться к официальной трактовке соглашения, то можно увидеть законодательное указание на то, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Однако, несмотря на кажущееся сходство (на основании которого ряд исследователей относит концессионные соглашения к смешанным договорам), между нормами ч. 2 ст. 3 Закона № 115-ФЗ и п. 3 ст. 421 ГК РФ есть существенное различие, касающееся права сторон соглашения по своему усмотрению определять возможность применения к их правоотношениям правил о договорах, элементы которых содержатся в соглашении сторон [7, С. 184].

В смешанных договорах стороны имеют право выбирать, какие правила договора будут применяться к их отношениям. Они могут выбирать элементы и правила из различных типов договоров и включать их в своем соглашении. Однако в случае концессионного соглашения, в соответствии с российским законодательством, стороны не имеют права самостоятельно определять применимость правил о договорах, элементы которых содержатся в соглашении. Свобода усмотрения сторон в формировании содержания договора является одним из квалифицирующих признаков, отличающих смешанные договоры от других договоров, содержащих элементы нескольких договоров.

Законодательство о концессионных отношениях в России предусматривает различные механизмы государственной поддержки концессионных проектов. Эти механизмы созданы для стимулирования привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры и других сфер экономики. Одним из таких механизмов является предоставление субсидий, которые могут быть направлены на компенсацию концессионеру определенных расходов, связанных с реализацией проекта. Это может включать, например, компенсацию затрат на строительство, модернизацию или эксплуатацию объекта концессии.

Кроме того, государство может предоставлять налоговые льготы концессионерам, чтобы сделать проекты более привлекательными с экономической точки зрения. Это может включать освобождение от определенных налогов или установление специальных льготных налоговых режимов для концессионных проектов. Другие меры государственной поддержки могут включать предоставление льготных кредитов или гарантий со стороны государства, содействие в получении разрешительной документации, упрощение процедур и т. д. Все эти меры направлены на создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций и успешной реализации концессионных проектов.


Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.
  2. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть II) ст. 3126.
  3. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 29 (часть I) ст. 4350.
  4. Майор И. Г. Понятие концессионного договора / И. Г. Майор // Современная научная мысль. – 2013. – № 2. – С. 108-133.
  5. Сарсенбаев Б. М. Правовая природа концессионного соглашения / Б. М. Сарсенбаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 262-264.
  6. Сидоров М. Н. Государственно-частное партнерство как взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса: исторический опыт и современные подходы / М. Н. Сидоров, Л. Р. Котова // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2016. – № 2(86). – С. 89-97.
  7. Холодкова Ю. С. Понятие и правовая природа концессионных соглашений / Ю. С. Холодкова // Вестник Томского государственного университета. – 2016. – № 405. – С. 184-189.