УДК 342.9

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ

№46,

Юридические науки

Мишакова Анжелика Юрьевна


Ключевые слова: СВЯЗЬ; ИНФОРМАЦИЯ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; CONNECTION; INFORMATION; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE OFFENSES.


Аннотация: В статье рассматриваются специфика административной ответственности за правонарушения в области связи и информации. Описывается широкий круг субъектов, к которым применяется административная ответственность, включая граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и юридических лиц. Особое внимание уделяется санкциям, которые могут быть применены при совершении административных правонарушений в области связи и информации.

В настоящее время информация играет решающую роль в деятельности общества и каждого отдельного человека. Она стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и влияет на различные сферы общественной деятельности, такие как политика, экономика, образование, культура и другие [5, С. 258].

Современное общество невозможно представить без информационных технологий. Они играют важную роль в повседневной жизни людей, предоставляя сбор, хранение, обработку и передачу информации. Развитие информационных технологий значительно упростило человеческую жизнь и применяется во многих сферах деятельности. Одна из областей, где информационные технологии широко применяются, — образование. В школах и университетах они используются для обучения, создания электронных учебных материалов, проведения дистанционных занятий и самообучения. Это позволяет ученикам и студентам получать доступ к большому количеству информации, развивать навыки работы с компьютером и интернетом, а также расширять свои знания в различных областях [3, С. 75].

Информационные технологии также играют важную роль в архитектуре и дизайне. Они помогают архитекторам и дизайнерам воплощать свои проекты в реальность, создавать виртуальные модели зданий и предметов, а также проводить визуализацию и анализ архитектурных решений. Это позволяет сократить время и затраты на разработку проектов, улучшить их качество и детализацию. Кроме того, информационные технологии применяются в таких сферах, как медицина, банковское дело, туризм, торговля, транспорт и многие другие. Они позволяют автоматизировать процессы, улучшить эффективность работы, обеспечить быстрый доступ к информации и повысить уровень обслуживания.

Однако, в связи с широким доступом к информации, возникают и некоторые проблемы. Например, возрастает риск распространения ложной и непроверенной информации, что может привести к дезинформации общества. Также существуют вопросы конфиденциальности и защиты персональных данных, которые становятся особенно актуальными в условиях цифрового информационного общества. Для надлежащей правовой охраны информационных отношений необходимо разработать и применять соответствующие законы и нормативные акты, которые устанавливают правила использования и распространения информации, а также защищают права и интересы граждан и организаций.

Достаточно большой объем различной информации, содержащейся на бумажных и электронных носителях, требует специального административно-правового регулирования и установления специальных мер юридической ответственности за различные правонарушения в этой области [2, С. 180].

Административно-правовое регулирование информационной сферы направлено на обеспечение безопасности, защиты прав и интересов граждан, предотвращение и пресечение правонарушений. Оно определяет правила использования и распространения информации, устанавливает обязанности и ответственность субъектов информационных отношений.

В Российской Федерации административная ответственность за правонарушения в информационной сфере регулируется КоАП РФ [1]. В настоящее время, наиболее распространенными видами правонарушений в информационной сфере являются распространение незаконной информации, нарушение правил рассылки сообщений, нарушение правил работы с использованием электронной почты и т.д.

Административные правонарушения в области связи и информации разнообразны, касаются они не только информационной сферы, но и конституционных прав граждан, касающихся личной тайны, семейной тайны, частной жизни и т. п.

Административной ответственности за правонарушения в информационной сфере присущи те же признаки, что и административной ответственности, в целом, а именно [4, С. 135]:

1) совершение административного правонарушения является основанием привлечения виновного лица к административной ответственности;
2) административная ответственность преследует цель применения к правонарушителям мер административноправового принуждения;
3) в результате привлечения к административной ответственности нарушитель претерпевает неблагоприятные последствия за совершение противоправных действий (бездействий);
4) административная ответственность применяется исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
5) привлечение к административной ответственности правонарушителей осуществляется уполномоченными должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях, и не находящихся в организационном подчинении с правонарушителями.

Анализируя виды ответственности за правонарушения в области связи и информации, легко увидеть, что основным видом ответственности является штраф. Штраф может быть назначен в случае нарушения законодательства, касающегося использования и распространения информации, защиты персональных данных, авторских и смежных прав и других аспектов информационной сферы. Назначение штрафа является мерой юридической ответственности и имеет целью наказать нарушителя, предотвратить повторение правонарушения и обеспечить соблюдение законодательства в информационной сфере.

Однако, помимо штрафов, существуют и другие виды ответственности, которые могут применяться в области связи и информации. Например, это может быть конфискация предметов, использованных для совершения правонарушения, приостановление деятельности организации или лишение лицензии на предоставление услуг связи или информации.

Спецификой административной ответственности в данной сфере является то, что составы административных правонарушений, посягающие на соответствующие отношения, носят межотраслевой характер. Рассматриваемые административные правонарушения касаются не только связи и информации, но и похожих общественных отношений, в частности отношений государственной службы, финансов и т. д., то есть тех сфер публичной деятельности, где информация является также предметом специального правового регулирования.

Например, нарушение правил охраны персональных данных или использование незаконных программного обеспечения может иметь отношение и к информационным технологиям, и к финансовым сделкам. Таким образом, административная ответственность в области связи и информации может применяться в случаях, когда нарушение затрагивает не только информационные отношения, но и другие области публичной деятельности, где информация также является объектом специального правового регулирования.

Административные правонарушения в области связи и информатизации могут иметь серьезные последствия и оказывать отрицательное влияние как на конституционные права граждан, так и на работу органов государственной власти и управления. Нарушения в этой области могут привести к нарушению права на свободу информации, нарушению конфиденциальности персональных данных, распространению незаконного контента и другим негативным последствиям.

Расследование административных правонарушений в области связи и информатизации требует значительных временных, финансовых и человеческих ресурсов. Органам государственной власти и управления необходимо постоянно совершенствовать свои навыки и знания, чтобы эффективно бороться с такими нарушениями и предотвращать их возникновение. Также важным аспектом является постоянное совершенствование законодательной базы, которая регулирует область связи и информатизации. В условиях быстрого развития технологий и изменения информационной среды законы должны быть актуализированы и адаптированы к новым вызовам и угрозам.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  2. Алиева Э. Б. Административная ответственность в области связи и информации / Э. Б. Алиева, А. А. Рамазанова // Новое слово в науке: стратегии развития: Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 06 декабря 2019 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. – С. 180-182.
  3. Антонова В. В. Ответственность за распространение информации в сети «Интернет» / В. В. Антонова // Путь науки. – 2021. – № 6(88). – С. 75-76.
  4. Суханов А. Г. Ответственность за административные правонарушения в информационной сфере / А. Г. Суханов // Национальная безопасность России: актуальные аспекты: сборник избранных статей Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29 ноября 2018 года. – Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2018. – С. 133-136.
  5. Шаталова П. В. Административная ответственность за нарушение законодательства о персональных данных / П. В. Шаталова, А. В. Лошкарев, Е. Н. Чуракова // Инновационные технологии в образовании и науке: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Чебоксары, 07 мая 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Том 2. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. – С. 258-260.