УДК 342.9

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ

№46,

Юридические науки

Мишакова Анжелика Юрьевна


Ключевые слова: ПРАВА; СВОБОДЫ; ИНФОРМАЦИЯ; НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИИ; ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО; СВЯЗЬ; RIGHTS; FREEDOM; INFORMATION; VIOLATIONS IN THE FIELD OF INFORMATION; INFORMATION SPACE; CONNECTION.


Аннотация: Данная научная статья посвящена изучению административных правонарушений в области связи и информации. В статье рассматривается актуальность проблемы, связанной с нарушениями законодательства в сфере связи и информационных технологий, а также анализируются основные виды правонарушений и их последствия. В результате исследования были выявлены основные причины правонарушений в области связи и информации.

Конституция РФ [1] закрепляет права граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; на охрану личной тайны; обязанности государства в сфере обеспечения возможности ознакомления гражданина с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

В современной России развитие мировой интеграции общества тесно связано с информационной глобализацией, которая требует совершенствования правового регулирования инновационных процессов. Информатизация проникает во все сферы жизнедеятельности общества и развивается с высокой скоростью по всему миру. Однако, информация имеет двойственную природу и может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на общество [3, С. 180].

С одной стороны, информационные технологии и глобальная связь способствуют обмену знаниями, расширению культурных горизонтов, ускорению экономического развития и улучшению коммуникации. Они предоставляют уникальные возможности для доступа к информации, образованию и развитию. С другой стороны, информационная глобализация также создает ряд проблем и вызовов. Возникают вопросы о защите персональных данных, кибербезопасности, распространении незаконной или вредоносной информации, киберпреступлениях и т.д.

Негативное использование информации может привести к формированию противоправного поведения, такого как хакерство, мошенничество, незаконное распространение контента, нарушение авторских прав и другие преступления. В связи с этим, развитие правового регулирования инновационных процессов и информационных технологий является важной задачей для общества.

За последнее десятилетие было принято значительное количество нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений в сфере информации [4, С. 817]. Это связано с быстрым развитием информационных технологий и распространением интернета, что требовало адаптации законодательства к новым вызовам и возможностям. Принятие данных нормативно-правовых актов имело цель обеспечить безопасность, защиту прав и свобод граждан, а также регулирование отношений, связанных с использованием информации.

Под понятием связи понимается взаимосвязанный производственно-хозяйственный комплекс, который предназначен для удовлетворения необходимости граждан, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, обороны, безопасности, охраны правопорядка в услугах электрической и почтовой связи.

Электрическая связь представляет собой систему передачи информации и коммуникации, которая основывается на использовании электрических сигналов. Она обеспечивает передачу голосовой, видео- и текстовой информации через проводные и беспроводные сети. Электрическая связь играет важную роль в повседневной жизни, коммерции, образовании, медицине и других сферах.

Почтовая связь, в свою очередь, обеспечивает передачу писем, посылок и других материалов между адресатами. Она является важным средством коммуникации, как в личных, так и в деловых целях. Почтовая связь также может включать дополнительные услуги, такие как регистрация, страхование, трекинг отправлений и др. Обеспечение эффективной и надежной связи имеет большое значение для развития общества и экономики. Государственные органы и учреждения, а также граждане и предприятия, нуждаются в надежных услугах электрической и почтовой связи для своей деятельности и коммуникации.

Информация – это любые сведения или сообщения, независимо от формы их выражения и передачи. По степени доступности информация делится на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен законом.

Общедоступная информация — это информация, которая доступна для любого лица без ограничений или специального разрешения. Она может быть общедоступной изначально или стать таковой после определенного времени или процедуры.

Сведения, составляющие государственную тайну — это информация, которая содержит сведения, составляющие государственную, военную, служебную или иную охраняемую законом тайну. Доступ к такой информации регулируется специальными законодательными актами, и ее раскрытие без разрешения может повлечь за собой правовую ответственность. Конфиденциальная информация — это информация, доступ к которой ограничен посредством договорных или законодательных мер. Конфиденциальная информация может включать коммерческие секреты, персональные данные, медицинскую информацию и другую информацию, защиту которой предусматривает закон.

Информация с ограниченным доступом в свою очередь подразделяется на сведения, составляющие государственную тайну, и конфиденциальную информацию.

КоАП РФ [2] подразумевает, что в случае совершения административного правонарушения административной ответственности подлежит широкий круг субъектов, к которому относятся граждане, индивидуальные предприниматели, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должностные лица, юридические лица. Круг санкций также весьма широк (например, административный штраф, приостановление деятельности, дисквалификация и т. д.).

Административные правонарушения в области связи и информации — это совершённые умышленно или по неосторожности общественно-вредные деяния, предусмотренные статьями 22.1-22.13 КоАП, которые причиняют вред информационной безопасности как состоянию защищённости информационной компьютерной среды, а также информационных компьютерных ресурсов государства, физических и юридических лиц [5, С. 185].

Статьи КоАП, связанные с административными правонарушениями в области связи и информации, предусматривают ответственность за различные действия, которые могут нанести вред информационной безопасности государства, физических и юридических лиц. Это может включать незаконный доступ к информации, создание, использование и распространение вредоносных программ, нарушение правил использования информации и связи, неправомерное использование средств связи и другие аналогичные действия. Санкции за совершение таких административных правонарушений могут включать штрафы, конфискацию предметов, используемых при совершении правонарушения, а также возможное привлечение к административной ответственности должностных лиц. Конкретные меры наказания определяются судом или компетентными органами в соответствии с нормами КоАП РФ.

Все проступки, предусмотренные главой 13 «Административные правонарушений в области связи и информации» КоАП РФ, можно разделить на 3 группы: административные правонарушения в области связи; административные правонарушения в области средств массовой информации; административные правонарушения, посягающие на установленный законом порядок сбора, хранения, использования, распространения и защиты информации ограниченного доступа, а также порядок применения информационных технологий.

Не относятся к указанным группам такие правонарушения, как: непредоставление первичных статистических данных; нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов; нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров; повреждение телефонов-автоматов.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020; с введением новых субъектов 6 октября 2022 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  3. Безручко Е. В. Некоторые проблемы административной ответственности в сфере связи и информации / Е. В. Безручко, Б. Г. Рысай // Юристъ-Правоведъ. – 2020. – № 1(92). – С. 180-185.
  4. Левченко А. А. Административные правонарушения в области связи и информации / А. А. Левченко // Аллея науки. – 2022. – Т. 1, № 1(64). – С. 817-820.
  5. Михайлова Л. С. Об административной ответственности в области связи и информации / Л. С. Михайлова // Вестник Воронежского института МВД России. – 2015. – № 3. – С. 185-192.