УДК 34

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

№46,

Юридические науки

Василихина Екатерина Владимировна


Ключевые слова: СИСТЕМА; НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ; НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ; ЛЬГОТЫ; РЕФОРМИРОВАНИЕ; СПЕЦИФИКА; ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ; SYSTEM; TAXATION; NON-PROFIT ORGANIZATIONS; PRIVILEGES; REFORM; SPECIFICITY; ABUSE.


Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с особенностями системы налогообложения некоммерческих организаций. Автором анализируется текущая система налогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации и выявляются ее преимущества и недостатки.

Некоммерческий сектор в России представлен широким спектром организаций, которые отличаются по масштабу, структуре и виду деятельности. В этот сектор входят различные организации, такие как благотворительные фонды, общественные организации, некоммерческие партнерства, ассоциации, фонды социальной поддержки, научно-исследовательские институты и многие другие.

Организации некоммерческого сектора могут быть как маленькими, местными организациями, так и крупными, национальными или международными структурами. Они могут иметь различные структуры и организационные формы, включая некоммерческие организации с ограниченной ответственностью (НКОО), благотворительные фонды, общественные объединения и другие. Некоммерческие организации, которые осуществляют производства общественных благ, способствуют развитию модернизации и инновации и самоорганизации населения и развития институтов гражданского общества [5, С. 135].

Некоммерческие организации отличаются от коммерческих организаций в своих целях и принципах деятельности. Основная цель некоммерческих организаций заключается в общественном или общественно-полезном действии, а не в получении прибыли и ее распределении между участниками. Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, но такая деятельность должна служить достижению их основных целей. В этом случае налогообложение осуществляется на общих основаниях, аналогично коммерческим организациям.

Однако существуют определенные различия в налогообложении, которые учитывают специфику некоммерческой деятельности. В российском законодательстве предусмотрены некоторые налоговые льготы для некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность в соответствии с определенными критериями. Например, некоммерческие организации могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль, налога на имущество или налога на добавленную стоимость в определенных случаях.

Все некоммерческие организации, как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность, признаются плательщиками налога на прибыль. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом в качестве доходов учитываются, как доходы от реализации, так и внереализационные доходы. Некоммерческие организации, не ведущие предпринимательскую деятельность, не являются плательщиками налога на прибыль, но они могут ее уплачивать при продаже ненужного имущества [3, С. 30].

Доходы, учитываемые при определении налоговой базы, включают как доходы от реализации товаров, работ, услуг, так и внереализационные доходы, такие как доходы от сдачи в аренду имущества, проценты по банковским депозитам, дивиденды и прочие. Некоммерческие организации, которые не ведут предпринимательскую деятельность, могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль, если их деятельность соответствует определенным критериям и требованиям, установленным законодательством. Однако, если такая организация реализует имущество, которое не относится к ее основной деятельности, прибыль от такой реализации может подлежать налогообложению.

Для некоммерческих организаций положения гл. 25 »Налог на прибыль организаций» НК РФ не предусматривают пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Порядок пропорционального деления отдельных видов расходов установлен только для бюджетных учреждений (ст. 321.1 НК РФ [1]).

Одним из обязательных условий для применения льготы по налогу на прибыль является раздельный учет доходов (расходов) организации. На основании п. 1 и п.2 ст. 251 НК РФ при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль должно производиться разделение доходов (расходов) на:

– средства в рамках целевого финансирования (по планируемым сметам на выполнение государственного задания);
– средства в рамках целевых поступлений (гранты на выполнение НИР и пр.).

В том случае, если некоммерческая организация не использовала полностью целевое финансирование по разным объективным и субъективным причинам, остаток этих средств должен быть включен в доходную часть налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Целевое финансирование предоставляется для конкретных целей и проектов, и его неполное использование может быть связано с различными обстоятельствами, такими как непредвиденные изменения в проекте, отсутствие необходимых ресурсов или изменение приоритетов организации. Однако, неполное использование целевого финансирования не означает, что организация может сохранить остаток средств без уплаты налога. Этот остаток следует рассматривать как доход и включать в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Таким образом, организация будет обязана уплатить налог на прибыль с этого остатка, если таковой имеется.

Плательщиками налога на добавленную стоимость считаются юридические и физические лица, которые встали либо обязаны встать на учет согласно налогу на добавленную стоимость в соответствии со статьей 208 Налогового Кодекса.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также некоторые другие субъекты предпринимательства, если их оборот превышает установленный законодательством порог, должны зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС и уплачивать этот налог на свои товары или услуги, продаваемые или оказываемые в течение налогового периода.

В налоговой системе налога на добавленную стоимость (НДС), объектом обложения является именно добавленная стоимость, которая вычисляется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных расходов, отнесенных на расходы производства и обращения.

Упрощённая система налогообложения — это специальный налоговый режим, направленный на поддержку субъектов малого предпринимательства, посредством замены уплаты ряда налогов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (для организаций – налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на добавленную стоимость, для индивидуальных предпринимателей – налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на добавленную стоимость), уплатой единого налога по пониженным налоговым ставкам [6, С. 40].

В соответствии со ст. 143 НК РФ некоммерческие организации признаются налогоплательщиками НДС, независимо от того, осуществляют они предпринимательскую деятельность или нет. Это означает, что даже при отсутствии объекта обложения указанным налогом они обязаны представлять в налоговые органы декларацию по НДС в соответствии со ст. 174 НК РФ [2]. Таким образом, некоммерческие организации должны участвовать в налоговом процессе и соблюдать установленные налоговые процедуры, включая представление декларации по НДС.

Некоммерческие организации (НКО) могут сталкиваться с особыми проблемами налогообложения, связанными с их особенной природой и целями. Некоторые НКО могут ошибочно полагать, что все полученные ими средства являются целевыми и не подлежат обложению налогами [4, С. 23]. Если НКО осуществляет предпринимательскую деятельность в интересах другого лица, на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, то она также не вправе пользоваться льготами, если иное не предусмотрено НК РФ.

НКО, которая осуществляет предпринимательскую деятельность, подпадает под общие правила налогообложения, включая налог на добавленную стоимость (НДС) и другие налоги. В таком случае, НКО должна выполнять обязанности налогоплательщика и соответствующие налоговые процедуры, включая представление деклараций и уплату налогов в соответствии с требованиями НК РФ.


Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
  2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (ред. от 02.04.2021) «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 января 2012 г. N 3 ст. 417.
  3. Беляева Н. А. Налог на прибыль в некоммерческих организациях / Н. А. Беляева // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007. – № 23(191). – С. 30-34.
  4. Кришталева Т. И. Проблемы исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в некоммерческих организациях / Т. И. Кришталева // Некоммерческие организации в России. – 2015. – № 4. – С. 23-29.
  5. Соловьева Н. Е. Налогообложения некоммерческих организаций / Н. Е. Соловьева, А. И. Воржевитина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 135-137.
  6. Рахматуллина О. В. Особые условия применения упрощённой системы налогообложения в Российской Федерации / О. В. Рахматуллина // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2016. – № 30. – С. 40-45.