УДК 34

К ВОПРОСУ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

№46,

Юридические науки

Василихина Екатерина Владимировна


Ключевые слова: НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ; НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (НКО); НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА; БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ; ПРИБЫЛЬ; НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ; НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ; УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (УСН); TAXATION; NON-PROFIT ORGANIZATIONS (NPOS); TAX POLICY; CHARITABLE PURPOSES; PROFIT; TAX BENEFITS; INCOME TAX; SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM (STS).


Аннотация: Данная статья посвящена проблемам и особенностям налогообложения некоммерческих организаций. Некоммерческие организации играют важную роль в обществе, предоставляя различные социальные услуги и поддержку малообеспеченным слоям населения. В статье анализируются различные аспекты налогообложения некоммерческих организаций, включая основные налоговые льготы и преимущества, которые они могут получать.

В современных условиях развития нашей страны и мира в целом возрастает роль и значение некоммерческих организаций, в том числе публичные объединения, которые оказывают сильное действие не только на политику внутри государства, но и на внешнюю [5, С. 120]. Публичные объединения представляют интересы различных групп населения и общественные движения, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод граждан, решение социальных проблем, улучшение качества жизни и общественного благосостояния.

Они могут осуществлять дипломатическую деятельность, участвовать в международных форумах, представлять интересы своих стран или регионов на международной арене. Некоторые публичные объединения активно занимаются международным сотрудничеством, включая реализацию проектов развития, гуманитарную помощь и участие в решении глобальных проблем, таких как изменение климата, бедность и конфликты.

Законодательство о некоммерческих организациях в Российской Федерации претерпело ряд изменений и усовершенствований, которые способствовали развитию этой сферы. Одной из важных реформ была проведена в 2014 году, когда была принята новая редакция Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Эти изменения закрепили идею существования некоммерческих организаций и определили их правовой статус и основные принципы деятельности. Реформа также упростила процедуру регистрации некоммерческих организаций и внесла изменения в систему учета и отчетности. Были введены новые формы некоммерческих организаций, такие как общественные объединения и общественные организации, что позволило большему количеству организаций выбрать наиболее подходящую форму для реализации своих целей.

Наличие в государстве активной деятельности некоммерческих структур является иллюстративным индикатором уровня социально-экономического развития страны и свидетельством развитого гражданского общества [3, С. 56].

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [2], некоммерческой организацией (НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Поскольку, с каждым годом количество некоммерческих организаций увеличивается и соответственно расширяется их спектр деятельности, соответственно предъявляются новые, более жесткие требования к бухгалтерской и налоговой отчетности [4, С. 59]. Органы государственного контроля и надзора ставят перед некоммерческими организациями требования по ведению бухгалтерского учета, составлению финансовых отчетов и налоговой отчетности. Предъявляются требования к точности и достоверности информации, соблюдению сроков предоставления отчетности, а также ее соответствию нормативным правилам и стандартам.

Эффективность налогообложения и результативность деятельности в первую очередь зависит от применяемых методик, уровня методической обеспеченности и других факторов. Важно разработать и использовать эффективные методы налогообложения, которые будут соответствовать особенностям организации и законодательству.

Согласно НК РФ, некоммерческие организации могут иметь прибыль, значит, эти организации (ст. 246 НК РФ [1]) должны представлять отчетность по результатам бухгалтерского учёта в соответствии с общими требованиями. Владельцам НКО согласно с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ нужно оплачивать налог на добавленную стоимость независимо от того, занимаются они предпринимательской деятельностью или нет.

Однако важно отметить, что некоммерческие организации могут иметь право на некоторые налоговые льготы и особенности в отношении НДС, в зависимости от их деятельности и статуса. Эти льготы могут быть предоставлены в соответствии с законодательством, например, для благотворительных организаций, научных учреждений и других специфических категорий некоммерческих организаций.

Так, согласно ст. 246 НК РФ, все НКО являются плательщиками налога на прибыль. Налоговая ставка составляет 20% и распределяется по бюджетам: в федеральный идет 3%, в бюджет субъекта – 17%.

Если некоммерческая организация получает денежные средства на безвозмездной основе для осуществления своей уставной деятельности, эти средства не облагаются НДС. Данное правило не распространяется на операции, которые не связаны с уставной деятельностью некоммерческой организации или являются предпринимательской деятельностью. В таких случаях некоммерческая организация может быть обязана уплатить НДС в соответствии с общими требованиями и правилами.

Налоговый кодекс РФ предусматривает ответственность плательщиков и их должностных лиц за правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и платежей в бюджет [6, С. 112]. Налоговые органы, в свою очередь, осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых нормативных правовых актов в данной сфере. Кроме того, некоммерческие организации подлежат контролю за полнотой и правильностью использования средств целевого финансирования их деятельности.

Данный контроль направлен на обеспечение эффективного использования целевых поступлений и соответствия их использования уставной деятельности некоммерческой организации. Целевые поступления некоммерческих организаций требуют особого внимания, поскольку они связаны с определенными обязательствами перед спонсорами, донорами или государством. Некоммерческим организациям необходимо соблюдать требования и условия использования целевых средств, а также предоставлять отчетность о их использовании. Налоговые органы и другие контролирующие организации, такие как государственные органы, фонды или аудиторские компании, могут осуществлять проверки и аудиты деятельности некоммерческих организаций, включая проверку использования целевых поступлений. Это помогает обеспечить прозрачность и надлежащее использование средств в соответствии с уставной деятельностью организации.

Таким образом, льготы по налогам распространяются лишь на некоторые категории некоммерческих организаций. Например, благотворительные организации могут иметь право на освобождение от уплаты налога на прибыль при соблюдении определенных условий. Также существуют льготы для научных и образовательных учреждений, культурных организаций и других специфических категорий некоммерческих организаций.

Однако, большинство некоммерческих организаций не имеют возможности применять льготы по налогам и облагаются налогом на прибыль или подлежат налогообложению доходов от предпринимательской деятельности на общих основаниях. В результате, применение льгот по налогам, к сожалению, для большинства некоммерческих организаций остается невозможным.

Задача совершенствования сферы налогообложения некоммерческих организаций (НКО) остается актуальной, поскольку множество вопросов до сих пор не получили должного урегулирования. Важно найти баланс между учетом специфики экономического положения НКО и предотвращением злоупотреблений с некоммерческим статусом. Реформирование должно быть направлено на создание системы налогообложения, которая будет справедливо учитывать особенности некоммерческой деятельности и одновременно предотвращать злоупотребления. Один из возможных векторов реформирования может быть разработка более четких и прозрачных критериев для определения некоммерческого статуса организаций. Это поможет исключить возможности злоупотребления и обеспечит более эффективное применение налоговых льгот для тех НКО, которые действительно занимаются общественно полезной деятельностью.


Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 145.
  3. Васильев А.С. Понятие и признаки некоммерческой организации // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. – 2016. – № 12. – С. 56-63.
  4. Гаджимагомедова С. М. Особенности налогообложения некоммерческих организаций / С. М. Гаджимагомедова // ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ и ПРАВО: ИННОВАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ проблем: сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 2 частях, Пенза, 20 января 2018 года. Том Часть 1. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 59-61.
  5. Макушин Д. С. Некоммерческие организации: история развития, формы НКО и правовое регулирование деятельности / Д. С. Макушин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 120-123.
  6. Соломаха А. А. Особенности налогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации / А. А. Соломаха // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 112-116.