УДК 342.95

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

№46,

Юридические науки

Аметов Джафер Шевкетович


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ; КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ; ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ; ПРОЦЕДУРА ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ; БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; OFFENSES; TRAFFIC MANAGEMENT; CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON ADMINISTRATIVE OFFENSES; TRAFFIC LAWS; PROCEDURE FOR APPLYING ADMINISTRATIVE LIABILITY; ROAD SAFETY.


Аннотация: В статье рассматриваются специфика административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения. Кроме того, рассмотрены положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся нарушений Правил дорожного движения и различные виды административной ответственности, применяемые в данной области. Автором освещаются вопросы процедуры применения административной ответственности, основания и условия назначения различных видов наказания, а также рассматриваются возможные последствия для нарушителей.

Укрепление дисциплины участников дорожного движения является одним из приоритетных направлений в области безопасности дорожного движения. Профилактическая деятельность направлена на предотвращение нарушений правил дорожного движения и снижение количества дорожно-транспортных происшествий. В рамках профилактической работы осуществляется установление ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. Это включает информирование участников дорожного движения о правилах и требованиях, проведение просветительских мероприятий, обучение водителей и пешеходов.

В современном обществе административная ответственность является одним из наиболее распространенных и популярных видов юридической ответственности. Она применяется в случае совершения административного правонарушения и основывается на установлении и регламентации законодательством. Установление административной ответственности законодательством предусматривает правовую основу для привлечения лиц к ответственности за нарушения определенных норм и правил. Это создает ясность и предсказуемость в отношении последствий нарушений, а также служит механизмом обеспечения общественного порядка и безопасности. Совершение административного правонарушения конкретным субъектом является необходимым и достаточным основанием для применения административной ответственности. При этом, нарушение должно быть установлено в соответствии с законом и соответствовать критериям, определенным для данного вида административной ответственности.

Четкого понятия «административной ответственности» в нормативно-правовых актах не указано. Его можно вывести самому, исходя из практики, собственного мнения и определения «административного правонарушения», данного в статье 2.1 КоАП РФ [1].

В юридической литературе к проблеме понимания административной ответственности существуют различные подходы. Разные авторы и ученые могут предлагать свои трактовки и интерпретации данного понятия. К примеру, Л. Л. Поповым под административной ответственностью понимается «…реализацию административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение» [3, С. 335].

Е.В. Додин также указывает, что «…административная ответственность состоит в применении к правонарушителю административно-правовой санкции» [4, С. 175].

Таким образом, административная ответственность может быть определена как система мер юридической ответственности, предусмотренных законодательством, которые применяются в случае совершения административных правонарушений. Она включает в себя назначение и применение санкций и мер, направленных на восстановление общественного порядка, защиту прав и интересов граждан, обеспечение безопасности и других целей, установленных законом. Административная ответственность основывается на принципах законности, справедливости, соразмерности и пропорциональности.

правонарушения в сфере организации дорожного движения действительно являются одним из наиболее распространенных видов административных правонарушений. Это связано с тем, что нарушения правил дорожного движения могут привести к серьезным последствиям и повышенной общественной опасности. Нарушения в сфере дорожного движения могут включать такие действия, как превышение скорости, неправильный обгон, использование мобильного телефона во время вождения, несоблюдение правил остановки и стоянки, нарушение правил проезда пешеходных переходов, алкогольное или наркотическое опьянение водителя и другие.

Такие нарушения являются общественно опасными, поскольку могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, травмам и гибели людей, а также к материальным ущербам. Поэтому их пресечение и наказание имеют важное значение для обеспечения безопасности дорожного движения и защиты интересов граждан. [7, С. 163]. Профессор Б.В. Россинский отмечал следующее: «Постоянно растет доля наказаний водителей транспортных средств в числе всех административных наказаний в этой сфере, приближаясь к 100%» [6, С. 179].

Субъектами ответственности за правонарушения в данной сфере являются участники дорожного движения. В соответствии с пунктом 1.2 ПДД к участникам дорожного движения относятся водители, пешеходы и пассажиры транспортных средств. В отдельных правонарушениях предусмотрен специальный субъект.

Применение административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения является важным инструментом обеспечения безопасности на дорогах. Однако, реализация этой ответственности на практике имеет свои особенности и приводит к некоторым проблемам. Одной из особенностей применения административной ответственности в сфере дорожного движения является большое количество правонарушений, связанных с нарушением правил дорожного движения. Это может привести к нагрузке на правоохранительные органы и суды, что затрудняет эффективность и оперативность применения ответственности. Еще одной проблемой является недостаточная эффективность некоторых мер административной ответственности. Например, назначение штрафов может не всегда быть достаточно эффективным воздействием на нарушителей правил дорожного движения.

Возможно, требуется более комплексный подход, включающий и другие меры, например, обучение и переобучение водителей, выполнение общественных работ и т. д. Также проблемой является неоднозначность и неопределенность некоторых норм и правил дорожного движения, что может усложнить определение наличия правонарушения и применение соответствующей административной ответственности. Важно отметить, что эффективность и справедливость применения административной ответственности в сфере дорожного движения зависит от работы правоохранительных органов, судов, а также от общественного сознания и осознанного соблюдения правил дорожного движения со стороны граждан.

Следует отметить, что законодатель провел большую работу по усовершенствованию административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения, например, увеличено количество видов административных правонарушений в сфере дорожного движения, увеличены отдельные санкции статей главы 12 КоАП РФ, но в то же время внесение изменений нормативных актов само по себе не гарантирует снижение аварийности и смертности на дорогах. Решение проблемы безопасности дорожного движения требует комплексного подхода, включающего не только правовые меры, но и образование, пропаганду, технические инновации и сознательное соблюдение правил дорожного движения.

Особое внимание законодатель уделил обязанностям водителей транспортных средств, классифицируемых в зависимости от категории транспортного средства.

Так, Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [2] введена в новой редакции ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в которой впервые в России предусматриваются не только новые категории, но и подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право.

Ответственность за деяния в области безопасности дорожного движения регулируется федеральным законодательством. В Российской Федерации основным законодательным актом, устанавливающим нормы и правила дорожного движения, является КоАП РФ. За совершение административных правонарушений в сфере дорожного движения предусмотрены следующие виды административных взысканий: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия или предмет административного правонарушения, лишение специального права, административный арест и обязательные работы. Их применение также регулируется Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

Каждый из этих видов наказания нашел свое закрепление в санкциях статей главы 12 КоАП РФ, при этом наиболее распространённым видом наказания является административный штраф [5, С. 9].

Кроме того, предусмотрена возможность замены одного наказания другим, а также возможность освобождения от наказания, по четырем основаниям, прямо предусмотренных в КоАП РФ. Замена одного наказания другим возможна в случаях, когда законом предусмотрено несколько видов наказания для одного и того же правонарушения. Например, вместо административного штрафа может быть назначено административное предупреждение или назначено иное наказание в соответствии с законодательством.

Законодательство предусматривает ужесточение ответственности в случае, если лицо, совершившее правонарушение в сфере дорожного движения, ранее было привлечено к административной ответственности за аналогичные правонарушения. Повторность является квалифицирующим признаком, который применяется в некоторых статьях Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), таких как статьи 12.15 и 12.16. Суд или должностное лицо, принимающее решение, может учитывать повторность правонарушений при определении степени вины и мере наказания.

Подводя итоги, отметим, что на сегодняшний день, несмотря на проведенную законодателем работу в области административной ответственности, предусмотренной за нарушение ПДД, действующие нормы КоАП РФ еще нуждаются в доработке и изменениях. Целесообразно, по нашему мнению, исключить из главы 12 КоАП РФ вид наказания, предусмотренный частью четвертой статьи 3 КоАП РФ, – предупреждение, в связи с тем, что данный вид наказания не оказывает должного влияния на нарушителей правил дорожного движения, не является соразмерным и не отражает степень тяжести совершенного административного правонарушения в сфере дорожного движения.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  2. Федеральный закон от 07.05.2013 N 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 19 ст. 2319.
  3. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. — 736 с.
  4. Доказательства в административном процессе / Додин Е.В. — М.: Юрид. лит., 1973. — 192 c.
  5. Ильина А. Н. Особенности классификации административных правонарушений в области дорожного движения / А. Н. Ильина, И. С. Лаврентьева // Вестник современных исследований. – 2019. – № 3.19(30). – С. 8-10.
  6. Россинский Б. В. Влияние административных наказаний в сфере дорожного движения на аварийность на автомобильном транспорте // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. – Санкт-Петербург, 2015. – С. 178-184.
  7. Семисчастнов Е. А. К вопросу о совершенствовании применения административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения / Е. А. Семисчастнов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 163-165.