ОЦЕНКА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ АВТОПОЕЗДА С ПОЛУПРИЦЕПОМ

№7,

Технические науки

Набиев Ильфир Сабирянович (Кандидат технических наук)

Нуретдинов Дамир Имамутдинович (Кандидат технических наук)


Ключевые слова: АВТОПОЕЗД; СЕДЕЛЬНЫЙ ТЯГАЧ; ПОЛУПРИЦЕП; ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ; AUTOTRAIN; TRUCK TRACTOR; SEMITRAILER; CARRYING CAPACITY.


Аннотация: В статье рассматриваются показатели оценки автопоездов в зависимости от соответствия технических параметров седельного тягача и полуприцепа с учетом несущей способности автомобильных дорог.

Исследования по оценке производительности автопоездов с разными конструктивными особенностями седельных тягачей и полуприцепов являются актуальными при организации перевозочного процесса.

Производительность автопоезда зависит от соответствия технических параметров седельного тягача и полуприцепа, от вида груза, от условий перевозок. Одним из определяющих показателей производительности является фактическая грузоподъемность автопоезда, которому кроме вышеназванных факторов влияет также несущая способность автомобильных дорог.

Использование номинальной грузоподъемности полуприцепов ограничено следующими факторами:
1) ограничение осевых нагрузок седельного тягача и полуприцепа;
2) ограничение полной массы автопоезда;
3) ограничение технической возможности седельного тягача перевозить груженый полуприцеп.

На сегодняшний день в Российской Федерации, согласно Постановлению Правительства РФ №12 от 09.01.2014, действуют требования по допустимым осевым нагрузкам автотранспортных средств для автомобильных дорог, проектирование, строительство и реконструкция которых осуществлялись под нормативные осевые нагрузки АТС до 60 кН / 6 тс, 100 кН / 10 тс и 115 кН / 11,5 тс. Также данным нормативным документом регламентирована максимально допустимая масса автопоезда.

При определении фактической грузоподъемности с учетом предельно допустимых нагрузок необходимо определить нагрузку на седельно-сцепное устройство (ССУ) и на тележку полуприцепа, после этого фактическую грузоподъемность автопоезда и полную его массу.

Определенная по формулам полная масса сравнивается с допустимой полной массой автопоезда.

В качестве примера рассматривается автопоезд в составе седельного тягача КАМАЗ-5490 и полуприцепа СЗАП-9328.Расчет производится для категории дорог с осевой нагрузкой 10 тс.

Технические данные седельного тягача и полуприцепа, необходимые для решения данной задачи, приведены в таблицах 1, 2, габаритные размеры седельного тягача на рисунке 1.

Таблица 1 – Технические данные седельного тягача КАМАЗ-5490

Параметры

Значение

1. Колесная формула

4×2

2. Нагрузка на задний мост при полной массе, т

11,5

3. Снаряженная масса, т

7,9

4. Масса, приходящаяся на задний мост при снаряженном состоянии, т

2,6

5. Нагрузка на ССУ, т

10,55

6. Максимальная полная масса полуприцепа, т

36,1

Таблица 2 – Технические данные полуприцепа СЗАП-9328

Параметры

Значение

1. Число осей

3

2. Номинальная грузоподъемность, т

26

3. Номинальная полная масса, т

34

4. Масса полуприцепа в снаряженном состоянии, т

8

5. Нагрузка на ССУ в груженом состоянии, т

11,5

6. Нагрузка на тележку в груженом состоянии, т

22,5

7. Внутренние размеры кузова с тентом

13600×2480×2710

8. Высота ССУ, мм

1100

9. Объем кузова, м3

91


Рисунок 1 – Габаритные размеры седельного тягача КАМАЗ-5490 [3]

Определяется фактическая нагрузка на ССУ с учетом допустимых нагрузок для осей седельного тягача. Схема действия нагрузок на седельный тягач представлена на рисунке 2.


Рисунок 2 – Схема нагружения седельного тягача

Для определения нагрузки на ССУ составляется уравнение суммы моментов относительно точки О.

Отсюда определяется нагрузка на ССУ

где L — база седельного тягача; — вертикальная проекция расстояния от передней оси седельного тягача до центра ССУ, определяется как

,

,

где — предельно допустимая нагрузка на заднюю ось седельного тягача, принимается 10 т; — масса, приходящаяся на задний мост седельного тягача при снаряженном состоянии. Нагрузка на ССУ составляет

Возможная нагрузка на тележку полуприцепа определяется в зависимости от расстояния между осями полуприцепа, в данном случае составляет

Фактическая грузоподъемность полуприцепа

,

где – снаряженная масса полуприцепа, ,

Полная масса автопоезда определяется по формуле

где – снаряженная масса седельного тягача, ,

Согласно нормативам, для пятиосного автопоезда допустимая полная масса составляет 40 т, это условие выполняется.

Коэффициент использования грузоподъемности полуприцепа

где – фактическая грузоподъемность полуприцепа, т; – номинальная грузоподъемность полуприцепа, т.

Для оценки тягача предлагается коэффициент использования тяговой способности

где — полная масса полуприцепа фактическая, т; — максимальная полная масса полуприцепа, которого может перевозить седельный тягач (по техническим характеристикам тягача), т.

Для данного автопоезда

.

Представленная методика дает возможность оценить фактическую производительность автопоездов с разными полуприцепами, повысить эффективность их использования, выбрать рациональный подвижной состав для конкретных маршрутов.


Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 №12 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».
  2. Набиев И.С., Нуретдинов Д.И. Определение допустимой нагрузки на двухосные и трехосные тележки грузовых автомобилей // Автотранспортное предприятие. – 2015. — № 5. – С. 33-36.
  3. https://www.kamaz.ru/production/kamaz-5490.