УДК 342

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

№46,

Юридические науки

Аджиев Рустем Эдемович


Ключевые слова: ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ; ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; КОМПЕТЕНЦИЯ; СИСТЕМА ОРГАНОВ; ENVIRONMENTAL PROTECTION; ENVIRONMENTAL MANAGEMENT; ENVIRONMENTAL MANAGEMENT; PUBLIC ADMINISTRATION; COMPETENCE; ORGAN SYSTEM.


Аннотация: В статье автором исследуется система органов государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Автор анализирует структуру и функции этих органов, их взаимодействие и роль в обеспечении устойчивого развития и экологической безопасности. В статье также рассматриваются особенности органов государственного управления на разных уровнях – федеральном, региональном и муниципальном.

В Российской Федерации на сегодняшний день одной из актуальных проблем является проблема неблагоприятной экологической обстановки в стране. Масштабное загрязнение окружающей среды, включая воздух, воду и почву, оказывает негативное влияние на здоровье людей, экосистемы и общественное благополучие. «Согласно статистике, более 60 млн. человек в России проживают в неблагополучной окружающей среде» [4, С. 4]. Такая сложная экологическая ситуация в стране появилась не спонтанно, а вырабатывалась десятками лет, становясь все хуже и хуже. Низкая эффективность деятельности органов государственного управления в сфере природопользования и окружающей среды является одной из причин постепенного ухудшения экологии и увеличения преступности в данном направлении. Проблема неблагоприятной экологической обстановки требует скоординированных усилий со стороны государства, бизнеса и граждан для обеспечения устойчивого развития и защиты окружающей среды в России.

Государственное управление в изучаемой области осуществляется различными государственными органами, каждый из которых наделен в определенной мере своими полномочиями и компетенциями.

В течение многих лет структура органов управления в области природопользования и охраны окружающей среды изменялась, вследствие этого одни органы были наделены самостоятельным статусом, другие были реорганизованы в комплексные органы [5, С. 92]. В течение многих лет структура органов управления в области природопользования и охраны окружающей среды в России подвергалась изменениям. Некоторые органы были наделены самостоятельным статусом, другие были реорганизованы в комплексные органы. Эти изменения были направлены на повышение эффективности управления и реализации экологической политики.

В 2004 году была создана эта служба, которая объединила в себе функции по надзору за промышленной безопасностью, охраной окружающей среды и использованием атомной энергии. Это позволило улучшить координацию и эффективность контроля в этих областях. В 2008 году было создано Министерство природных ресурсов и экологии, которое объединило функции по управлению природными ресурсами, охране окружающей среды и экологическому контролю. Это позволило более эффективно координировать политику в области природопользования и охраны окружающей среды. В 2014 году был создан Федеральный агентство по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), которое занимается контролем за соблюдением экологического законодательства, защитой природных ресурсов и природных территорий. Оно было создано для усиления контроля и надзора в сфере природопользования.

Исходя из содержащегося в абз. 11 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [2] определения охраны окружающей среды как деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленной на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, а также анализа содержания данного Закона можно прийти к следующим выводам.

Государственные органы, включая органы исполнительной власти, законодательные органы и органы судебной власти, а также органы местного самоуправления играют важную роль в области охраны окружающей среды. Они осуществляют свои полномочия в соответствии с законодательством и осуществляют управление в области охраны окружающей среды.

Статья 5 Закона об охране окружающей среды устанавливает полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Эти полномочия заключаются в осуществлении государственного управления в области охраны окружающей среды. При этом из содержания абз. 12 данной статьи следует, что одним из полномочий органов государственной власти Российской Федерации является установление федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление в области охраны окружающей среды. Их основная функция заключается в разработке и реализации экологической политики, контроле за соблюдением экологического законодательства, надзоре за использованием и охраной природных ресурсов, а также проведении экологических исследований и мониторинга.

Анализ вышеназванных норм позволяет согласиться с предложенным в юридической литературе делением органов, осуществляющих экологическое управление, на органы общей компетенции, специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере и иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды [3, С. 112].

Органы государственной власти субъектов РФ в силу ст. 6 Закона об охране окружающей среды наделены самостоятельными полномочиями по государственному управлению в области охраны окружающей среды, равно как и органы местного самоуправления (ст. 7 Закона об охране окружающей среды), а согласно п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ [1] природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Очевидно, что на уровне субъектов РФ также справедлива предложенная выше классификация органов, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды [6, С. 100]. Органы местного самоуправления играют важную роль в охране окружающей среды на местном уровне. Они разрабатывают и реализуют местные программы и проекты в области охраны окружающей среды, проводят экологические проверки, контролируют использование природных ресурсов и принимают решения, направленные на сохранение и восстановление экологического баланса в своих территориях.

Анализ указанных норм позволяет согласиться с делением органов, осуществляющих экологическое управление, на три категории: органы общей компетенции, специально уполномоченные органы и иные органы с отдельными функциями по управлению природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции в данной сфере обычно являются высшими органами государственной власти, такими как Правительство Российской Федерации и его структурные подразделения. Они определяют стратегические направления и осуществляют общее руководство в области охраны окружающей среды. Специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере, такие как Министерство природных ресурсов и экологии, Росприроднадзор и Ростехнадзор, имеют основные полномочия по государственному управлению в области охраны окружающей среды. Они разрабатывают и реализуют экологическую политику, осуществляют контроль и надзор за соблюдением экологического законодательства, проводят экологические исследования и мониторинг. Иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, могут включать в себя региональные органы исполнительной власти, муниципальные органы и другие специализированные учреждения. Они выполняют конкретные задачи и функции в рамках своей компетенции.

К сожалению, на сегодняшний день, государственное управление в данной сфере не стало более эффективным. Создание единого органа, контролирующего сферу охраны окружающей среды, решило бы большую часть проблем. Создание единого органа, который бы контролировал данную сферу и подчинялся непосредственно Президенту РФ или Правительству РФ, может быть одним из возможных подходов к улучшению ситуации. Такой единый орган имел бы больше полномочий и компетенции в области охраны окружающей среды, что позволило бы более целенаправленно и эффективно решать проблемы в данной области. Он мог бы координировать деятельность различных специализированных органов и учреждений, упрощая процессы принятия решений и обеспечивая более согласованный подход к охране окружающей среды. Таким образом, такое решение в пользу принятия данного органа поможет реализовать качественное управление в данной области и в полной мере обеспечить экологическую безопасность.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020; с введением новых субъектов 6 октября 2022 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133.
  3. Пушкарев И. П. Органы управления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации: вопросы формирования полномочий / И. П. Пушкарев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2021. – Т. 21, № 2. – С. 92-100.
  4. Доклад Ю.П. Трутнева на «правительственном часе» // ЭКОС-информ. — 2023. — № 12. – С. 4-11.
  5. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2019. — 670 с.
  6. Суркова И. С. Экологическое управление: проблемы теоретико-правового определения / И. С. Суркова // Юридические исследования. — Ставрополь: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2013.- № 1. — С. 100-104.