УДК 342

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

№46,

Юридические науки

Аджиев Рустем Эдемович


Ключевые слова: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА; ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА; ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВРЕД; ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ; LEGAL REGULATION; PUBLIC ADMINISTRATION; ENVIRONMENTAL SPHERE; ENVIRONMENT; ENVIRONMENTAL DAMAGE; NATURAL RESOURCES.


Аннотация: Данная научная статья освещает правовые основы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Она анализирует основные нормативно-правовые акты и инструменты, используемые государством для регулирования природных ресурсов и сохранения экологической устойчивости. В статье рассматриваются основные принципы и положения законодательства, касающиеся охраны природы и окружающей среды, включая Конституцию, законы и подзаконные акты. Особое внимание уделяется законодательству, регулирующему использование природных ресурсов, контроль за загрязнением окружающей среды и устранение экологических последствий.

Создание современной правовой системы и эффективной государственной власти в области охраны окружающей среды поставило перед Россией как правовым и социальным государством двойную задачу: совершенствование управления для реализации конституционных прав граждан, в частности экологических прав, и совершенствование существующей системы организационных и правовых мер по охране окружающей среды.

Россия, как правовое и социальное государство, ставит перед собой двойную задачу в области охраны окружающей среды. Во-первых, требуется создание современной правовой системы и эффективной государственной власти, которые позволят реализовать конституционные права граждан, включая экологические права. Это означает улучшение управления и обеспечение защиты прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду. Во-вторых, необходимо совершенствование существующей системы организационных и правовых мер по охране окружающей среды. Это включает разработку и принятие эффективных законов, нормативных актов и механизмов контроля, которые будут способствовать сохранению и восстановлению экологического равновесия. Это также требует улучшения координации и сотрудничества между государственными органами, общественными организациями и частным сектором.

Законодательные положения об охране окружающей среды являются основой для обеспечения права граждан на здоровую и пригодную для жизни окружающую среду. Эти положения содержат нормы и правила, которые направлены на предотвращение загрязнения окружающей среды, сохранение ее природных ресурсов и обеспечение устойчивого развития. Использование природных ресурсов — это использование природной среды для экономических, экологических, рекреационных, культурных и других потребностей человека [7, С. 207]. Охрана окружающей среды является неотъемлемой частью права граждан на здоровую среду. Законы и нормативные акты определяют права и обязанности граждан в отношении окружающей среды, а также устанавливают меры и санкции в случае нарушения экологических норм.

Наиболее важным и основополагающим законодательным актом по охране природы и окружающей среды в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 23 декабря 1993 года, которая содержит основополагающие и руководящие нормы и принципы. Статья 9 Конституции Российской Федерации [1] устанавливает принцип, согласно которому земля и другие природные ресурсы считаются основой жизни и деятельности людей, проживающих на ее территории, определяет два вида отношений во взаимодействии общества и природной среды — управление и охрана, а также предусматривает социально-экономическую защиту и охрану окружающей среды. В нем изложены социальные, экономические и политические ориентиры для разработки законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Конституция гарантирует гражданам право на благоприятную окружающую среду, что означает, что каждый человек имеет право на здоровую и безопасную среду для жизни, работы и отдыха. Это включает в себя право на чистый воздух, чистую воду, безопасные пищевые продукты, а также на охрану природы и биоразнообразия. Кроме того, гражданам гарантируется право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Граждане имеют право на доступ к информации о загрязнении окружающей среды, состоянии природных ресурсов, а также на информацию о мерах, предпринимаемых для их защиты. Конституция также предусматривает право граждан на возмещение ущерба, причиненного экологическими преступлениями. Кроме того, граждане имеют право на компенсацию за ущерб, вызванный загрязнением окружающей среды, незаконным использованием природных ресурсов или другими экологическими преступлениями.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [2] является основополагающим в природоохранном законодательстве России и охватывает все аспекты в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, которые обеспечивают сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и другое.

Особое место в правовой системе занимают указы Президента Российской Федерации, которые определяют основные направления экологической политики и образуют систему учреждений, уполномоченных осуществлять государственную политику в области природопользования и охраны окружающей среды. Одним из таких правовых актов является Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [3].

Исходя из анализа рассмотренных документов, термин «природопользование» можно определить как использование природной среды для удовлетворения экономических, экологических, рекреационных, культурных и иных потребностей человека. Также можно сделать вывод, что экологическое законодательство в области природопользования и охраны природы является основным средством регулирования отношений общества с окружающей природой путем установления обязательных и рекомендательных правил поведения граждан и превентивных норм.

Такой подход (цель) представляется наиболее подходящим для исследования эффективности экологического законодательства, хотя и не лишен проблем: многие цели действующего экологического законодательства определены достаточно абстрактно и не переведены в конкретные задачи, в полной мере учитывающие закономерность формирования и развития экологических отношений [5, С. 56]. Одной из причин такой абстрактности может быть сложность определения конкретных задач, учитывающих все разнообразие экологических отношений. Экологические системы и взаимодействия в них очень сложны и многофакторны, и иногда сложно прописать все возможные задачи, которые могут возникнуть в рамках экологического законодательства.

Например, согласно Основным принципам государственной экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года) [4], стратегическими целями государственной политики в области охраны окружающей среды являются обеспечение экологически ориентированного экономического роста, сохранение окружающей среды, биоразнообразия и природных ресурсов, способствующих удовлетворению потребностей нынешнего и будущих поколений, а также реализация всех прав человека.

Сфера правового регулирования охраны окружающей среды распространяется на различные группы общественных отношений, связанных единой социальной направленностью, направленной на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию последствий такой деятельности.

Одной из особенностей правового регулирования экологической деятельности в России является акцент на принципах публичного права. Однако система публично-правового регулирования охраны окружающей среды перенасыщена, что приводит к низкому уровню экологической активности физических и юридических лиц в области охраны природы [6, С. 15].

Особое место в правовых актах занимают Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», Закон «Об охране окружающей среды» и многие другие аналогичные законы и подзаконные акты, охватывающие основные правовые нормы в области охраны окружающей среды.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации рассматривают широкий спектр отношений в сфере экологических вопросов.

Под нормативными актами природоохранительных министерств и ведомств понимаются постановления, инструкции, приказы, которые издаются по вопросам охраны окружающей среды и разумного использования природных ресурсов. Они обязательны к исполнению не только для населения страны и различных предприятий, но также и для других министерств и ведомств.

В связи с тем, что экологическое направление в деятельности предприятий играет все большую роль и требует все большего управления, целесообразным было бы введение единого нормативно-правового акта в России, регулирующего всю сферу природопользования и охрану окружающей среды. Таким нормативно-правовым актом мог бы стать, например, Экологический кодекс Российской Федерации. Экологический кодекс может включать все необходимые нормы и положения, относящиеся к природопользованию и охране окружающей среды. Это поможет устранить пробелы и противоречия в законодательстве и обеспечить полноту регулирования в этой сфере.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020; с введением новых субъектов 6 октября 2022 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133.
  3. Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 мая 2012 г. N 22 ст. 2754.
  4. Желябовская Д. С. Экологические правонарушения и ответственность. Часть 1 / Д. С. Желябовская // Экология производства. — 2022. — № 6 (215). — С. 56-63.
  5. Зайнуллина А. Ф. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды / А. Ф. Зайнуллина // Право: история, теория, практика: сборник материалов IX международной очно-заочной научно-практической конференции, Москва, 20 апреля 2019 года. – Москва: Научно-издательский центр «Империя», 2019. – С. 14-17.
  6. Лунев Д. А. Правовые основы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды / Д. А. Лунев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 3-2(78). – С. 207-210.