УДК 342.9

ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПОДРЯДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

№46,

Юридические науки

Авраменко Владислав Юрьевич


Научный руководитель: Орлова А.И., доцент кафедры гражданского права и процесса, кандидат юридических наук.


Ключевые слова: : ДОГОВОР ПОДРЯДА; ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПОДРЯДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД; МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ; СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ; КОНТРАКТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД; CONTRACT AGREEMENT; GENERAL CHARACTERISTICS OF THE CONTRACT FOR STATE OR MUNICIPAL NEEDS; MUNICIPAL NEEDS; STATE NEEDS; ESSENTIAL CONDITIONS; CONTRACT FOR THE PERFORMANCE OF WORKS FOR STATE OR MUNICIPAL NEEDS..


Аннотация: Данная статья посвящена исследованию института договора подряда для государственных или муниципальных нужд. В рамках статьи рассматриваются понятие, а также дается общая характеристика договора подряда для государственных или муниципальных нужд. .

Актуальность темы данного исследования заключается в том, что использование услуг частных лиц для выполнения определенных работ по государственным или муниципальным контрактам является распространенной практикой. Понимание особенностей и нормативно-правовых аспектов этих отношений крайне важно для обеспечения эффективности и прозрачности процесса заключения и исполнения таких договоров.

Договор подряда в целом является соглашением между заказчиком и подрядчиком, в котором заказчик поручает выполнение определенных работ подрядчику за вознаграждение. В случае государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ, данный договор заключается между государственным (муниципальным) органом и подрядчиком для выполнения работ, необходимых для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.[1]

В качестве правовой основы для контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд выступают Гражданский кодекс Российской Федерации, который устанавливает общие положения по данному виду отношений, Бюджетный кодекс Российской Федерации, который регулирует вопросы оплаты, сроков действия контракта и изменения условий в случае сокращения бюджетных средств, а также Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который ставит отдельные правила и требования для данного вида контрактов. Кроме того, могут применяться и другие правовые акты, регулирующие отдельные аспекты данного контракта.

Сфера применения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ широка и включает различные области, такие как строительство, ремонт и обслуживание инфраструктуры, поставка товаров и услуг, выполнение научно-исследовательских работ и др.

Однако, данный вид договора также имеет свои проблемные аспекты, такие как недостаточная конкурентность в процедурах закупок, возможные коррупционные схемы, сложности в контроле и проверке выполнения работ, а также возможные споры и конфликты между заказчиком и подрядчиком.

Таким образом, исследование особенностей государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ является актуальным и важным для обеспечения эффективности и прозрачности данных отношений, а также для предотвращения возможных злоупотреблений и проблем в их исполнении.

Как следует из норм действующего гражданского законодательства РФ, а именно ст. 763 ГК РФ, указанный договор применяется исключительно в сфере строительства и ремонта. Соответственно, если исходить из толкования главы 37, а также и гл. 38 ГК РФ, договор подряда по государственному и муниципальному контракту не может быть заключен с определенной целью выполнения научно-исследовательских или иных видов работ, поскольку для них предусмотрены специальные формы договоров, в том числе и специальные положения, которые регулируют данные отношения.

Далее следует отметить особенности, позволяющие выделить государственный (муниципальный) контракт на выполнение подрядных работ в отдельный вид договора подряда, которые включают:

  1. Основание заключения контракта – государственный или муниципальный заказ, который может быть осуществлен путем проведения торгов или запроса котировок цен на выполнение работ.
  2. Цель выполнения подрядной работы – удовлетворение муниципальных или государственных потребностей.
  3. Финансирование оплаты происходит за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.
  4. Заказчик – государственный или муниципальный орган, то есть получатель бюджетных средств, играет важную роль в процессе заключения и исполнения контракта.
  5. Отношения, вытекающие из государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ, подлежат особой правовой регуляции, которая может отличаться от регуляции обычных договоров подряда.[2]

Указанные особенности отличают государственный (муниципальный) контракт на выполнение подрядных работ от других видов договоров подряда и обуславливают необходимость введения специальных правил и процедур при его заключении и исполнении.

Далее необходимо отметить, что сторонами данного договора подряда являются: заказчик — государственные органы, казённые учреждения и иные получатели средств из бюджетов. В качестве подрядчика выступают юридическое либо физическое лицо, которое занимается  предпринимательской деятельностью  (однако имеются ограничения для иностранных). Как правило, к ним больше требований, чем обычно, к примеру, имеется  требование об отсутствии судимости за экономические преступления. Также к подрядчикам обычно предъявляются требования по опыту работы, наличию специализированных квалификаций и лицензий, а также возможности предоставления необходимых ресурсов и технического оборудования.[3] Подрядчики также должны соответствовать требованиям законодательства, в том числе налоговым и трудовым. Кроме того, они обычно должны предоставить гарантии на качество и сроки выполнения работ или оказания услуг. У подрядчиков также часто проверяется финансовая устойчивость и платежеспособность.[4]

Необходимо акцентировать внимание на том, что в государственном или муниципальном контракт на подрядные работы обычно указываются следующие существенные условия:

  • характеристику объекта;
  • объем и стоимость работ;
  • начальные и конечные сроки;
  • размер и порядок финансирования;
  • способ осуществления исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК РФ);[5]
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта;
  • порядок и сроки подачи и рассмотрения претензий и разрешения споров;
  • порядок и условия принятия работ заказчиком;
  • ответственность за качество выполненных работ;
  • порядок исполнения контракта в случае расторжения или изменения его условий;
  • иные условия, необходимые для обеспечения исполнения контракта.

Изменение условий государственного контракта может осуществляться исключительно по взаимному соглашению сторон и в соответствии с требованиями законодательства о государственных и муниципальных закупках, а также с учетом положений самого контракта.

Таким образом, как и во всех иных договорах, исследуемый нами договор имеет ряд проблемных аспектов. В данном контексте следует отметить непосредственно  недостатки в рамках данных правоотношений, а к самым существенным можно отнести отсутствие в ГК РФ положений, которые дали бы однозначное понимание и содержание предмета договора подряда для государственных или муниципальных нужд.[6]
Многие авторы научных статей и исследований включают в предмет данного договора как результат работ, так и сам результат деятельности подрядчика. Однако некоторые правоведы считают, что предмет договора является двухэлементным звеном, включающим в себя и сам процесс работы, и результат этой работы. В судебной практике предмет договора определяется как вид, объем и содержание выполняемой работы. Для решения этой проблемы необходимо внесение изменений в Гражданский кодекс РФ, которые четко определят содержание предмета данного вида договора.

Государственный контракт является основным инструментом регулирования отношений между государством и его контрагентами и играет ключевую роль в обеспечении эффективного функционирования государственного аппарата и удовлетворении государственных и муниципальных нужд.

Природа государственного контракта базируется на принципах диспозитивности и равенства прав сторон. Диспозитивность заключается в том, что стороны имеют свободу договора и могут определить условия контракта самостоятельно, исходя из своих интересов. Однако существуют и недиспозитивные элементы, которые устанавливаются публичным правом и являются обязательными для выполнения сторонами.

Баланс договорных обязательств обеспечивается установлением централизованного и децентрализованного управления деятельностью органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и муниципальных органов.

Одной из важнейших целей государственного контракта является обеспечение экономической стабильности. Это достигается путем предоставления контрактных гарантий и обязательств со стороны органов государственной власти и исключения злоупотребления со стороны должностных лиц. Также в контракте могут быть предусмотрены механизмы решения возможных конфликтов и споров.

Особое внимание при заключении государственного контракта следует уделять исключению коррупционных действий и невыгодных условий. Для этого могут использоваться различные меры, такие как проведение открытых конкурсов, применение электронных площадок и др. Важно также следить за выполнением контрактных обязательств и осуществлять контроль за качеством работ и соблюдением сроков.

Сохранение прав подрядчика на выполнение работ в рамках государственного контракта обеспечивается путем установления ясных и четких условий контракта, включая указание сроков и условий оплаты. Подрядчик должен иметь возможность выполнить свои обязательства в полном объеме, а также иметь гарантии защиты своих прав в случае невыполнения контрактных обязательств со стороны заказчика.

Таким образом, природа государственного контракта в современном развитии экономических отношений позволяет обеспечить баланс интересов сторон и является важным инструментом в укреплении экономической стабильности и предотвращении злоупотреблений и коррупционных действий.


Список литературы

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. 12.09.2023) // Консультант Плюс: Законодательство (дата обращения: 27.11.2023).
  2. Конопля А.Д. Государственный контракт на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд: проблемы современного развития / А.Д. Конопля. — Текст: непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 5 (7). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/106/3535/ (дата обращения: 27.11.2023).
  3. Басуров Р.А. Договор подряда для государственных и муниципальных нужд / Р.А. Басуров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — URL: https://moluch.ru/archive/494/108027/ (дата обращения: 27.11.2023).
  4. Борисова А.А. Особенности подрядных отношений в рамках государственного или муниципального контракта / А. А. Борисова, А. А. Минеев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 236-237. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103073/ (дата обращения: 27.11.2023).
  5. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. 12.09.2023) // Консультант Плюс: Законодательство (дата обращения: 27.11.2023).
  6. Борисова А.А. Особенности подрядных отношений в рамках государственного или муниципального контракта / А. А. Борисова, А. А. Минеев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 236-237. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103073/ (дата обращения: 27.11.2023).