УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ «ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

№7,

Педагогические науки

Набережнева Таисия Владимировна


Ключевые слова: КОНФЛИКТ; ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ; УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ; CONFLICT; TEACHING STAFF; CONFLICT MANAGEMENT.


Аннотация: Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. На сегодняшний день понятие конфликта в научной литературе рассматривается как естественное явление общественной жизни. А вытекает оно из того, что человек по своей природе – существо конфликтное.

Образовательная среда всегда сопровождается наличием конфликтов, поэтому необходимо искать эффективные пути разрешения конфликтов.

В данной работе был проведен анализ уровня конфликтности в ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж» и даны соответствующие рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами.


Проблема управления конфликтами, теоретический анализ сущности сложившейся конфликтной ситуации, поиск способов и методов её устранения, а также созданные на их основе практические рекомендации по работе с конфликтами, играют немаловажную роль для руководителей любых организаций. От уровня конфликтной среды и от специфики разногласий, которые существуют организации, зависит продуктивность трудовой деятельности ее сотрудников.

Цель данной работы заключается в анализе конфликтогенной среды в педагогическом коллективе ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж».

Объектом исследования является ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж».

Предметом исследования выступает управление конфликтами в ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж».

Проблеме управления конфликтами и ее теоретическому обоснованию уделяло внимание множество ученых, таких как Уткин З.А., Анцупов А.Я., Козырев Г.И., Здравомыслов А.Г. и многих других. Поэтому определений понятия «конфликт» достаточно много.

В общем понимании конфликт представляет собой борьбу интересов отдельных персоналий, различных групп в нем, столкновение разнонаправленных теорий и подходов.

Управление конфликтом подразумевает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на разрешение конфликтной ситуации с максимальной выгодой для обеих сторон конфликта [1. C. 551].

Для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе каждому его члену нужно усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах разрешения конфликтов [2. C. 272].

Вопрос об управлении конфликтами в педагогическом коллективе вытекает из принципиального понимания конфликтов как неотъемлемой стороны общественных процессов, как их источника и движущей силы творческой деятельности людей, но вместе с тем и как детерминанты проблем и трудностей развития. Если бы конфликт понимался только как патологическое явление в обществе, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации — отмене, подавлению, скорейшему разрешению. Признание же конфликта закономерным явлением в обществе, более того, движущей силой развития, расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Эта проблема становится многоплановой. Понятие «управление конфликтом» выражает ее сущность [3. C. 157-162].

Таким образом, управление конфликтом в педагогическом коллективе представляет собой целенаправленное воздействие на процесс конфликта, которое обеспечивает решение социально значимых задач.

Для изучения конфликтогенной среды в педагогическом коллективе ГАПОУ «Ленинигорский политехнический колледж» были использованы такие методы, как анкетирование, беседа и наблюдение.

В ходе наблюдения за процессом управления конфликтами в образовательной организации были выявлены следующие проблемы:
– отсутствие со стороны руководства ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж» должного внимания проблеме управления конфликтами. С их точки зрения недопонимания и споры среди сотрудников – абсолютно естественное явление для любых образовательных организаций;
– неумение сотрудников слышать друг друга и уважать точку зрения других, даже если она отлична от своей собственной;
– отсутствие у сотрудников тенденции сотрудничества при решении конфликтов. Они стараются избегать участия в конфликтах, так как не видят способы их разрешения;
–отсутствие каких бы то ни было способов управления конфликтами.

Данные наблюдения подтвердились и при анкетировании, в котором принимали участие сотрудники ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж». По итогам проведения анкетирования были получены следующие результаты:

Средний уровень авторитета руководителя отметили 62% респондентов. В устной беседе с сотрудниками выяснилось, что руководителя считают достаточно авторитарным и представительным человеком, однако он не пользуется высоким авторитетом по причине того, что не умеет слышать своих работников. Также 72% респондентов отметили, что руководитель предпочитает избегать участия в разрешении конфликтов.

Далее было выявлено, что почти у половины сотрудников данной образовательной организации наблюдается сильно выраженная конфликтность, 16% имеют выраженную конфликтность и столько же имеют невыраженную конфликтность. Это говорит о высоком уровне конфликтности в ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж», что естественно отрицательно сказывается на функционировании образовательной организации.

Преобладающими видами конфликтов в данной организации являются межгрупповые (их отметили 41% респондентов), межличностные (31%) и внутриличностные (25%) Причины их возникновения весьма разнообразны.

Конфликты в ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж» – явление распространенное. При этом преобладающими стилями разрешения конфликтов являются соперничество (38%) и избегание (24%).

Важным показателем эффективности системы управления конфликтами является определение психологического климата в коллективе. В нашем случае 83% респондентов оценили состояние психологического климата, как неблагоприятное.

Таким образом, можно сказать, что уровень конфликтной среды в ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж» довольно высокий. Поэтому необходимо проведение мероприятий по улучшению совершенствованию процесса управления конфликтами.

В качестве рекомендаций можно посоветовать следующее:
– создание комиссии по разрешению трудовых споров, которая будет рассматривать любые конфликты между работниками или же между работником и работодателем;
– оформление памятки об этических нормах общения между сотрудниками образовательного учреждения;
– проведение тренинговых мероприятий.

Данные рекомендации будут способствовать улучшению процесса управления конфликтами в образовательной организации и улучшению трудовой деятельности сотрудников.


Список литературы

  1. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 551 с.
  2. Уткин, З.А. Конфликтология: Теория и практика / З.А. Уткин. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; ЭКМОС, 2012. – 272 с.
  3. Н. Шульгин Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе // Академический вестник . — 2015. — №4 (22). — С. 157-162
  4. http://www.bibliotekar.ru/pedagogika-3-2/166.htm (дата обращения 25. 03. 2017)
  5. http://www.menobr.ru/article/42227-razreshenie-konfliktnyh-situatsiy-v-pedagogicheskom-kollektive (дата обращения 10.03.2017)