УДК 37

ВНЕДРЕНИЕ НАВЫКОВ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

№46,

Педагогические науки

Гусамова Гулина Газинуровна


Научный руководитель: Садыкова Л.Р., кандидат педагогических наук, доцент


Ключевые слова: ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ; УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ; НАВЫКИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА; TIME MANAGEMENT; TIME MANAGEMENT; TIME MANAGEMENT SKILLS; PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER.


Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие тайм-менеджмента, его содержание и значение, основные причины загруженности педагогов и нехватки времени. Также рассмотрены основные составляющие внедрения навыков тайм-менеджмента в профессиональную деятельность педагога.

Тайм-менеджмент переводится как управление временем, но его значение гораздо шире. Этот термин можно определить как способ достижения большей эффективности, продуктивности, лучших результатов при меньших затратах времени [3].

Тайм-менеджмент улучшает организацию и производительность труда как педагога, так и образовательной организации. Он представляет собой научный подход к управлению временем, умению планировать свой день и с максимальной эффективностью распределять время.

Навыки тайм-менеджмента направлены не на то, чтобы педагог работал больше, а на то, чтобы его работа была продуктивнее, но при этом затраты времени были наименьшими [5].

Тайм — менеджмент является полезным навыком для всех педагогов, так как современном образовательном пространстве педагоги достаточно напряжены и загружены, и часто задаются вопросом, как им все успеть.

Основные составляющие тайм-менеджмента в профессиональной деятельности педагога показаны на рисунке 1 [1].


Рисунок 1. Основные составляющие тайм-менеджмента в профессиональной деятельности педагога

Большинство учителей очень загружены и занимаются рабочими вопросами даже в свое личное время, находясь дома. Поэтому для начала педагогу необходимо провести самоанализ и выявить причины, вызывающие его загруженность и нехватку времени. Возможными причинами могут быт недостаточное знание современных компьютерных технологий, которые позволяют сократить время на документооборот и позволяют расширить возможности дистанционного обучения и обмена опытом, прохождения дистанционных курсов повышения квалификации.

Также причиной нехватки времени для реализации во время урока всего, что задумано в плане может являть недостаточное использование инновационных технологий обучения. До сих в школах многие педагоги стараются использовать привычные традиционные методы обучения в процессе урока и во внеурочной деятельности [4].

Современная система образования характеризуется информационной революцией, все большим накоплением знаний, усложнением и расширением учебного материала. Поскольку традиционные методы постепенно теряют свою эффективность, необходимо внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии. Преимуществами этого является повышение познавательной активности учеников, усиление их интереса к знаниям и стимулирование творческой инициативы, что в свою очередь позволяет сократить время педагога на изложение материала, так как снимается рутинность при передаче знаний ученикам.

Поэтому важным моментов в освоении навыков тайм-менеджмента является профессионализм и квалификация педагога. В связи с чем, важное место здесь занимает непрерывное образование педагогического состава.

В основе тайм-менеджмента лежит определение приоритетов и упорядочение последовательности дел по убыванию важности, что позволяет педагогу оптимизировать его время [2].

Также важное место занимает планирование. Нужно распланировать свое время так, чтобы педагогу хватало время на личные и приятные для него дела. Постоянное нахождение в рабочем процессе, даже в стенах собственного дома, неизбежно приведет к хроническому напряжению и в результате чего, к стрессу и раздражительности. Такой педагог не может положительно восприниматься учениками и естественно проведение урока не будет эффективным.

У позитивно настроенного педагога, который всегда находится в хорошем настроении, день проходит незаметно, в том числе проведение времени на занятиях.

Мотивация к работе, как и к любым другим действиям, не может быть постоянной, поэтому мотивацию к работе нужно периодически подпитывать.

Одним из важных мотиваций к работе является получение высокого результата с неменьшими затратами времени, в следствие чего получения достойного вознаграждения за проведенную работу с учениками.

Таким образом, освоение навыков тайм-менеджмента и внедрение его в профессиональную деятельность педагога является длительным процессом, который требует достаточно времени и усилий и не меньше, чем освоение любого другого инструмента. Но он выступает одним из важнейших управленческих инструментов, необходимых современному учителю, и, как показывает практика, затраты на его освоение будут компенсированы повышением эффективности педагогической деятельности.


Список литературы

  1. Богославец Л.Г. Тайм-менеджмент в работе образовательных учреждений. Методическое пособие / Л.Г. Богославец, О.И. Давыдова. — М.: ТЦ Сфера, 2019. — 128 c.
  2. Ерий Г.Т. Тайм — менеджмент современного педагога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/taim-menedzhment-sovremennogo-pedagoga.html.
  3. Лукашенко, М.А. Тайм-менеджмент: Учебное пособие / М.А. Лукашенко. — М.: МФПА, 2018. — 304 c.
  4. Шинкарева Ж.В. Тайм-менеджмент педагога: как всё успеть? Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/taym-menedzhment-pedagoga-kak-vsye-uspet.
  5. Яворская Т. И. Тайм-менеджмент как способ повышения продуктивности молодого педагога/ Т. И. Яворская// Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 98 -100.