УДК 37
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
№46,
Педагогические науки
Закирова Зульфия Илфаковна
Ключевые слова: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; КОНФЛИКТЫ; КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ; УЧИТЕЛЯ; УЧЕНИКИ; РОДИТЕЛИ; EDUCATIONAL ORGANIZATION; CONFLICTS; CONFLICT SITUATIONS; TEACHERS; STUDENTS; PARENTS.
В процессе своей профессиональной деятельности руководителям современной образовательных организаций часто приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями, что определяет особую необходимостью обладать умениями и навыками своевременного выявления и разрешения конфликтов. Избегание разрешения произошедших конфликтов может иметь серьезные последствия и существенно повлиять на работу педагогического коллектива, а также на результаты образовательного процесса в целом, так как впоследствии конфликты сказываются на результатах обучения и психологическом самочувствии обучающихся.
К сожалению, в современном образовательном пространстве зачастую наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтных ситуаций между всеми участниками образовательного процесса, поэтому особую важность представляет своевременное выявление и разрешение конфликтов.
Для того, чтобы понимать причины возникновения конфликтов и успешно использовать механизмы управления ими, необходимо обладать соответствующими личностными качествами, знаниями и умениями.
Конфликтом является особый вид взаимодействия сторон, при котором возникает противоречие взглядов, мнений и интересов. В процессе возникновения конфликтных ситуаций возникает противостояние и столкновение противоречивых или несовместимых интересов, позиций, намерений [2, с. 18].
Образовательная среда содержит большое количество участников (руководители; педагогический состав; обучающиеся и их родители), которым характерны собственное мнение, желания и потребности, что может стать основой возникновения конфликтных ситуаций в образовательной организации.
Для предупреждения и разрешения конфликтов в образовательном пространстве необходимо обладать умением анализировать причины их возникновения. Существует множество причин возникновения конфликтов в образовательной организации, но в целом они вызываются следующими группами причин, обусловленными [5, с.196]:
- учебно-воспитательным процессом;
- психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, действиями учителя, плохой психологической коммуникацией и т. д.;
- личностным своеобразием членов группы (неумение контролировать эмоциональное состояние и агрессивностью, некоммуникабельность личности).
Педагогу необходимо обладать знаниями особенностей поведения человека, которые характерны для конфликтной личности. К таким качествам можно отнести:
- завышенная или заниженная самооценка, которая может противоречить адекватной оценке окружающих;
- желание доминировать, во что бы то ни стало там;
- психологическиеособенности человека, идущие вразрез с нормами, убеждениями, существующими в образовательном коллективе;
- эмоциональные качества личности (агрессивность, раздражительность тревожность, упрямство).
Конфликты могут возникать между различными субъектами образовательной организации. На рисунке 1 показаны субъекты, между которыми в образовательной организации возникают конфликтные ситуации.
Рис. 1. Субъекты конфликтных ситуаций в образовательной организации
Рассмотрим подробнее виды конфликтов, возникающие между субъектами в образовательной организации [1, с.9]:
- Конфликт «ученик – ученик».
Наиболее чаще всего конфликты между учениками возникают из-за лидерства в микрогруппах. Они могут возникать между набирающим авторитет лидером и уже устоявшимся лидером, когда каждый начинает претендовать на признание своего авторитета группой в целом. Лидеры как правило втягивают в конфликты своих сторонников, что расширяет масштаб межличностного конфликта.
Случайные межличностные конфликты могут возникать между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства.
Сегодня нередко стали встречаться ситуации травли, агрессии и издевательства в отношении отдельных одноклассников, которые по каким-либо причинам отличаются от своих сверстников (внешний вид, замкнутость, скромность и т.д.). Такие ситуации сегодня называю «буллингом» и могут сопровождаться даже различными видами насилия. Они могут длиться месяцами и привести к непредсказуемым последствиям [1, с.25].
Поэтому конфликты между учениками должны вовремя выявляться и устраняться педагогами и нередко с участием родителей.
- Конфликт «ученик – учитель».
Межличностные конфликты между учениками и учителями чаще всего возникают в старших классах, что вызвано определенными проблемами подросткового возраста. Особенности подросткового возраста состоят в том, что в данный период происходит изменение личности, отстаивается позиция «Я – взрослый», которая не редко и способствует созданию конфликтных ситуаций с преподавателем [4, с.156].
В старших классах школьники стремятся открыто отстаивать право быть самим собой, самостоятельно решать вопросы, касающиеся лично их, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и может привести к конфликту в любой форме.
Учителя и родители ставят перед подростком важную задачу осуществить профессиональное самоопределение и не только на уровне мечты, а в плане реального выбора. В данном случае конфликт может возникнуть при противоположности позиций учителя и ученика.
Конфликты между учителем и учениками могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт может втянуться весь класс, выступая на стороне ученика. Некоторые преподаватели придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников. Одна выражается в заниженных требованиях для установления благоприятных отношений с учениками, другая сводится к завышенным требованиям с целью подготовки учеников для поступления в ВУЗ.
Однако обе эти стратегии являются потенциально конфликтными.
Если учитель завышает оценки, он отучает хороших учеников от активной учебы, а заниженные оценки воспринимаются классом как произвол учителя. Поэтому важно справедливо оценивать знания учеников.
- Конфликт «педагог – педагог» («учитель – учитель»).
Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности.
Выделяют несколько вариантов поведения в среде преподавателей:
- соперничество учителя, только достигающего высокого уровня профессиональной деятельности, с ранее признанными авторитетами. Такой учитель может распространять негативную информацию о признанных авторитетах, которые давно и успешно работают с учениками. В результате начинается нездоровое соперничество, чреватое межличностными конфликтами;
- поведение, подчеркивающее степень превосходства опытных преподавателей над молодыми, когда педагоги со стажем позволяют себе снисходительно поучать своих молодых коллег, выражать недовольство их методами, навязывать в виде образца свою методику;
- создание некоторыми преподавателями благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией ее, участи ем в различных общественных мероприятиях и т. п.
- Конфликт «учителя – руководство».
Образовательное учреждение состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Такие конфликты могут возникнуть между руководством и педагогами. Как правило данные конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы. Конфликты между руководством и учителями могут возникнуть по причине несправедливого начисления стимулирующих выплат, несправедливого распределения учебных часов, повышенных требований руководства к результатам работы педагогов, непринятие во внимание мнения или пожелания подчиненных, игнорирование руководством личных проблем педагогов и т.д.
- Конфликт «учителя (администрация школы) — родители» [3].
- Данный вид конфликтов может возникнуть по причинам: негативной или неосознанной реакции на главенствующую роль учителя в жизни ребенка; несогласия с мнением учителя в отношении отдельных вопросов; неудовлетворенность родителей стилем преподавания.
Таким образом, по своей сути конфликт является сложным и динамичным явлением, которое может разворачиваться на уровне индивида, группы или организации.
Чаще всего конфликтные ситуации у участников образовательного процесса возникают по следующим причинам: различия в ценностях, целях, способах достижения цели; неудовлетворительные коммуникации, распределение ресурсов, взаимозависимость; различия в психологических особенностях.
Причины проявляются в различных видах конфликтов: личностных; межличностных; межгрупповых; внутригрупповых.
Особенность образовательного учреждения заключается в многообразии ступеней взаимоотношений, поэтому конфликты могут возникать между педагогом и учеником, между учениками, между педагогами, между педагогами и родителями, между администрацией и педагогами.
Особую значимость приобретает своевременность выявления и разрешения конфликтных ситуаций в образовательном пространстве, так как конфликты оказывают отрицательное влияние на образовательный процесс в целом. Поэтому важное значение имеет эффективное управление конфликтом в образовательном учреждении, которое заключается в использовании эффективных методов выявления и разрешения конфликтных ситуаций.
Список литературы
- Абакирова Т.П., Комова Ю.В., Лямичева М.Г. Алгоритмы разрешения конфликтов в образовательной среде. Профилактика буллинга. – Новосибирск: ГБУ НО «Областной центр диагностики и консультирования». – 34 с.
- Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для ВУЗов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Эксмо, 2019. — 503 с.
- Козырева Т.В. Причины конфликтов между учителями и родителями [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/prichini-konfliktov-mezhdu-uchitelyami-i-roditelyam-3851178.html (дата обращения 21.02.2023 г.).
- Крысько В.Г. Педагогика и психология: Учебник/ В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2019. – 471 с.
- Самыгин С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие/ С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. — М.: КНОРУС, 2020. — 480 c.