УДК 34

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

№46,

Юридические науки

Соболева Дарья Юрьевна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; РЕГУЛИРОВАНИЕ; МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ; КОМПЕТЕНЦИИ; ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА; ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ; КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ; ДОЛЖНОСТИ; ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ; СИСТЕМА КАРЬЕРЫ; СИСТЕМА ДОЛЖНОСТЕЙ; ADMINISTRATIVE LAW; CIVIL SERVICE; EFFICIENCY; REGULATION; MUNICIPAL SERVICES; COMPETENCIES; CIVIL SERVANT; PUBLIC CIVIL SERVICE; PUBLIC OFFICE; QUALIFICATION REQUIREMENTS; POSITIONS; PROFESSIONAL GROUPS, CAREER SYSTEM, POSITION SYSTEM.


Аннотация: Исследуется общая характеристика государственной гражданской службы. В статье предложена классификация системы государственной службы и раскрыты правовые основания, условия и порядок поступления на государственную службу, а также особенности правового статуса государственных служащих.

При выполнении работы были использованы труды следующих авторов: Воронин А.Н., Надирова Р.Р., Щербаков, Ю.Н., Архиреева А. С., Ширяева А. В., Стрельцова А.Ю.

Актуальность рассматриваемой темы проистекает из того, что продолжение совершенствования государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба) не может быть обеспечено без повышения эффективности управления сотрудниками гражданской службы и улучшения показателей их профессиональной подготовки, развитие программ профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – гражданские служащие), повышение их профессионализма и компетенций, в этом отношении особую роль имеют не только проблемы повышения квалификации государственных служащих, но и улучшение юридических инструментов государственной службы.

В условиях современного российского общества задача совершенствования связей в сфере государственного управления неизменно занимает важное место, что обусловлено тем, насколько велика значимость общественных органов для общества и государства в целом.

Государственная служба представляет собой государственные служебные отношения между государственным служащим и государственным должностным лицом при исполнении профессиональных обязанностей в соответствии со служебной инструкцией, возникшие в процессе назначения государственного служащего на должность государственной службы, заключения служебного контракта, присвоения государственному служащему более высокого разряда  и проведения аттестации, а также иные обстоятельства, установленные законодательством о государственной службе, которые оканчиваются отстранением служащего от службы и прекращением трудовых отношений.

Совершенствование государственного управления в настоящее время обречено на провал, если не будет обращено должного внимания на повышение эффективности профессиональной деятельности госслужащих, что, в свою очередь, невозможно реализовать без построения единой системы государственной службы.

Стоит подчеркнуть, что одним из основополагающих принципов построения системы государственной службы, закрепленных в ч. 1 ст. 3 федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» является принцип единства организационных и правовых основ государственной службы. Он предусматривает необходимость обеспечения единообразного подхода к построению, организации и правовому регулированию госслужбы [3].

В качестве правового основания поступления на любой вид государственной службы следует рассматривать норму права, которая предусматривает возможность замещения гражданином должности государственной службы. Общим правовым основанием является ч. 4 ст. 32 Конституции РФ [1], в которой указано, что граждане России имеют равный доступ к государственной службе. При этом правовые основания поступления на отдельные виды государственной службы содержатся в законодательстве по каждому из ее видов. Так, например, правовым основанием поступления на государственную гражданскую службу является ст. 21 Закона о государственной гражданской службе.

Одной из основных причин возникновения внутрисистемных проблем в правовой регламентации служебных отношений, на наш взгляд, является неоднозначное представление законодателя о сущности государственной службы. На протяжении последнего десятилетия четко обозначилась тенденция к разделению в законодательной базы правового регулирования государственной службы от иных видов профессиональной деятельности. На данном этапе происходит формирование института «служебного права» [4].

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы могут учреждаться федеральными законами, законами субъектов РФ, а также федеральными и региональными нормативными правовыми актами [2].

Государственные должности являются высшим звеном механизма государства, так как именно в них заложен функциональный потенциал государства и его органов.

Правовой статус каждой государственной должности в ее функциональной и организационной составляющих, а также статус всех государственных должностей определяется как статусом соответствующего государственного органа, так и статусной конструкцией всей системы государственных органов. Система правового регулирования вопросов, связанных с государственными должностями, включает в себя два уровня: конституционный, на котором регулируются вопросы общего характера (компетенция, назначение лиц на государственные должности, их освобождение и т.п.), и специально-нормативный, на котором регулируются отдельные виды отношений [5].

Государственная должность– это юридически оформленная структурная единица, находящаяся в системе государственной власти или государственной службы. Государственная должность представляет собой обособленную и закрепленную в официальных документах (штатах) часть организационной структуры государственного органа, имеющая соответствующую часть компетенции государственного органа, которая предоставлена лицу – государственному служащему для ее практического осуществления [8].

Для государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации характерны следующие основные признаки:

− утверждение ее соответствующим государственным правовым актом;
− принадлежность ее только государственному органу;
− зависимость объема полномочий государственной должности от объема полномочий и функций государственного органа;
− предназначение – не для обеспечения, а непосредственного исполнения полномочий государственных органов;
− оплата труда по исполнению должностных обязанностей – только из средств государственного бюджета (федерального или субъекта Федерации);
− лицо, замещающее государственную должность, несет ответственность за качество ее исполнения в соответствии с законодательством.

Квалификационные требования к должностям государственной службы устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, а также федеральными и региональными нормативными правовыми актами. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает квалификационные требования к должностям гражданской службы (ст. 12) [3].

В их число входят: требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей

Государственная должность устанавливает перечень функций и полномочий в части реализации компетенции государственного органа одним лицом. Государственные должности в государственных органах субъектов Федерации учреждаются законами и иными актами законодательства РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации

Таким образом, мы приходим к заключению, что государственная служба из служения отдельно взятых лиц государю эволюционировала в способ реализации государственных целей и задач лицами, специально нанятыми для этого. Государственная служба является способом воплощения на практике политических идей, взглядов и концепций через формирование законодательства и стратегических планов развития.

На наш взгляд, в настоящее время нет никаких препятствий к объединению всех иных видов государственной службы в единый вид – правоохранительную службу – и принятию двух федеральных законов: одного – регулирующего порядок прохождения государственной правоохранительной службы данного вида; второго – о социальных гарантиях государственных служащих правоохранительной службы.

В первом законе необходимо закрепить понятие правоохранительной службы, основные термины, установить правовое регулирование правоохранительной службы, перечислить виды правоохранительной службы и государственные органы, в которых она осуществляется.

Также в нем должны быть определены должности правоохранительной службы, специальные звания, права и обязанности сотрудников, установленные для них ограничения и запреты, требования к их служебному поведению, порядок поступления, прохождения и прекращения службы, служебное время и время отдыха, служебная дисциплина и др.

Указанные аспекты прохождения государственной службы изначально регламентированы трудовым законодательством, вследствие чего в федеральных законах об отдельных видах государственной службы получили достаточно единообразное отражение. В этой связи ничто не мешает урегулировать все перечисленные моменты в одном законе [8].

Наоборот, возникает вопрос, почему у государственных служащих должны быть различными рабочее время и время отдыха, виды отпусков, дисциплинарные взыскания и порядок их наложения, меры поощрения, права и обязанности. Аналогичным образом и перечень социальных гарантий сотрудников различных видов государственной службы должен быть установлен в одном законе, так как в целом они являются идентичными. Например, денежное довольствие сотрудника обычно состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью и месячного оклада в соответствии со специальным званием, а также включает в себя другие ежемесячные дополнительные выплаты (за стаж службы, особые условия службы, квалификационное звание, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и т. д.) [6].

Конкретные размеры должностных окладов и окладов по специальным званиям традиционно определяются на подзаконном уровне, и ничто не мешает принимать их различными по различным видам правоохранительной службы в зависимости от сложности выполняемых задач, актуальности данного вида правоохранительной службы для государства в конкретный исторический момент, а наличие единовременной выплаты для приобретения жилья как социальной гарантии в каждом виде государственной службы не отменяет того факта, что объем финансирования, выделяемого на эти цели, для различных государственных органов различен. Но общие положения, полагаем, должны быть для всех едины.

На основании вышесказанного предлагаем внести в ст. 2 Федерального закона № 58-ФЗ изменения в части введения правоохранительной службы взамен имеющейся сейчас государственной службы иных видов. Считаем необходимым разработать и принять федеральный закон о правоохранительной службе, устанавливающий порядок ее прохождения, а также федеральный закон, закрепляющий социальные гарантии ее служащих.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Сборник законов РФ. – 04.10.2022 – № 31. – Ст. 89
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 10.07.2023 №351-ФЗ) «О системе государственной службы Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, №22, ст. 2063. Собрание законодательства РФ, 10.07.2023, N 32, ст.89
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.11.2023 № 379-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215. Собрание законодательства РФ, 27.11.2023, N 32, ст. 89
  4. Архиреева А. С. Теоретико-правовые основы института государственной службы // Научный журнал КубГАУ. 2015. №109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovye-osnovy-instituta-gosudarstvennoy-sluzhby (дата обращения: 03.11.2023).
  5. Ширяева А. В. Правовой статус государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Наука и образование сегодня. 2017. №12 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 03.11.2022).
  6. Щербаков, Ю.Н. Государственная и муниципальная служба. Гриф МО РФ / Ю.Н. Щербаков. — М.: Феникс, 2019. — 320 c.
  7. Воронин А.Н. Институт государственной службы: право на государственную службу и механизм реализации /А.Н.Воронин// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №12-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-gosudarstvennoy-sluzhby-pravo-na-gosudarstvennuyu-sluzhbu-i-mehanizm-realizatsii (дата обращения: 09.12.2023).
  8. Стрельцова А.Ю. Анализ государственной службы /А.Ю.Стрельцов // Символ науки. 2021. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-gosudarstvennoy-sluzhby (дата обращения: 09.12.2023).