УДК 34

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОПРОСОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

№46,

Юридические науки

Соболева Дарья Юрьевна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; РЕГУЛИРОВАНИЕ; МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ; КОМПЕТЕНЦИИ; ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ; ADMINISTRATIVE LAW; CIVIL SERVICE; EFFICIENCY; REGULATION; MUNICIPAL SERVICES; COMPETENCIES; CIVIL SERVANT.


Аннотация: В статье раскрываются основные вопросы совершенствования в вопросах регулирования прохождения гражданской службы.

В условиях цифровой трансформации современного общества и глобальной интенсификации объемов поступающей информации и связанных с этим различных правовых и организационных проблем деятельность государственных органов оптимизируется, их взаимодействие, осуществляемое в целях противодействия правонарушениям и преступлениям, приобретает новые формы, обусловленные развитием информационной функции государства [3].

Государственная служба представляет собой государственные служебные отношения между государственным служащим и государственным должностным лицом при исполнении профессиональных обязанностей в соответствии со служебной инструкцией, возникшие в процессе назначения государственного служащего на должность государственной службы, заключения служебного контракта, присвоения государственному служащему более высокого разряда  и проведения аттестации, а также иные обстоятельства, установленные законодательством о государственной службе, которые оканчиваются отстранением служащего от службы и прекращением трудовых отношений [2].

Решение задачи рационализации и согласованности федеральных и региональных законов о государственной службе является весьма непростой задачей, так как Россия не имеет ни закона о регламентах, ни закона об органах исполнительной власти, ни закона о модернизации государственной службы или о правоохранительной службе. Рациональным условием развития закона об операционной системы государственной службы, правоохранительной службы, является, по-видимому, выработка стратегии по развитию правового механизма службы, обеспечивающего широкий консенсус, при котором человеческие службы будут постоянно обмениваться опытом инноваций и координировать свои действия в области нормотворчества [5].

Чтобы обеспечить результативную работу государственной службы, требуется комплекс мер, нацеленных на формирование социально-правового режима государственных служащих, увеличение их материального довольствия, мотивации, обеспечение профессиональной подготовки; проведение четкого разграничения между политическими лидерами, занимающими государственные должности, и административными должностями государственной службы; создание центрального государственного органа по управлению государственной службой.

По результатам выполненного исследования мы пришли к выводу, что в данный момент не разработано образца и общего для всех подхода к комплексности в раскрытии полномочий служащих. Имеющиеся в настоящее время примеры компетенций, хотя и включают похожие составляющие, отличаются структурной и содержательной дифференциацией.

Путем анализа полученных результатов можно сделать вывод о целесообразности изменения списка компетенций, руководствуясь принципом, что госменеджер завтрашнего дня — это квалифицированный сотрудник с широкими возможностями использования цифровых технологий и развитыми творческими и моральными качествами.

Подводя итоги обобщения опыта внедре­ния и реализации современных форм обучения и развития государственных гражданских слу­жащих в Воронежской области, можно конста­тировать, что эта система находится в стадии становления, данное обстоятельство касается и электронного формата [5].

Одним из самых важных моментов можно считать, что служащий должен постоянно учитывать в своей работе интересы граждан, проявлять готовность к неформальному диалогу с обществом, гражданами, так как защита прав граждан является сущностью деятельности государственных служащих.

Поэтому, самым главным «профессиональным» качеством государственного гражданского служащего должно стать стремление принести пользу своей стране.

Результаты их анализа помогли автору сформулировать нижеприведенные практические предложения по усовершенствованию административных действий, осуществляемых аттестующими должностными лицами, и отразить их в Положении об аттестации:

1) устранить потребность в отражении в нормативном акте государственного органа по аттестации положения об установлении перечней должностных лиц, подлежащих аттестации, так как такие списки должны являться обязательной составляющей программы аттестации;

2) предусмотреть ежегодное издание правового акта о проведении аттестации не позднее чем за две недели до наступления календарного года и доведение его до сведения каждого гражданского служащего, подлежащего аттестации, не менее чем за месяц до начала аттестации;

3) закрепить норму о том, что прилагаемые к отчету об аттестации сведения о задачах, выполняемых должностным лицом, и проекты документов на аттестационный период образуются не только на базе ежегодных отчетов о профессиональной деятельности должностного лица, но и отчета за аттестационный период на момент проведения вводной аттестации;

4) обеспечить, чтобы порядок, форма и сроки предоставления вышеупомянутых отчетов были установлены правовым актом государственного органа;

5) предусмотреть, что комиссия по аттестации изучает аттестационные отчеты, представленные должностными лицами;

6) определить, что официальное лицо не позднее чем за один рабочий день до заседания аттестационной комиссии передает в адрес аттестационной комиссии дополнительные данные о профессиональной деятельности за период аттестации, заявление о несогласии с представленным аттестационным отчетом или пояснительную записку к аттестационному отчету от своего вышестоящего руководителя;

7) установить, что при вынесении решений аттестационной комиссии, предусматривающих определение степени служебного соответствия служащего занимаемой должности гражданской службы и рекомендации к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке продвижения по службе, указывается должность гражданской службы, по которой служащий подлежит включению в кадровый резерв;

8) Установить норму, согласно которой условие успешного прохождения постоянного профессионального образования и подготовки необходимо соблюдать в течение определенного периода времени;

9) Обеспечить оформление и предоставление представителю нанимателя в составе аттестационного дела заключения аттестационной комиссии, направленного на совершенствование деятельности органа государственной власти [6].

В области правового регулирования аттестации должностных лиц предлагается:

  1. Чтобы устранить любую правовую двусмысленность в установлении момента исчисления трехлетнего периода для аттестации государственных служащих и обеспечить единую правовую и организационную основу для государственной службы, статья 48 Федерального закона № 79 от 27 июля 2004 года требует, чтобы государственные служащие были аттестованы через три года после их назначения на государственную службу, а последующие аттестации проводились через три года после даты предыдущей аттестации;
  2. Ввиду законодательного вакуума в правовом регулировании отношений между аттестационной комиссией и представителем нанимателя по результатам внеочередной аттестации государственных служащих, проводимой по инициативе представителя нанимателя в рамках изменения условий оплаты труда государственных служащих, в рамках вышеуказанной статьи Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ необходимо принять следующие варианты:
  • соответствует должности гражданской службы с изменением условий оплаты труда гражданского служащего;
  • осуществляет профессиональную служебную деятельность с изменением условий оплаты его труда в соответствии с настоящим Федеральным законом (при проведении внеочередной аттестации);
  1. В правилах аттестации должностных лиц Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации № 11011 от 1 февраля 2005 года (далее — «Правила аттестации»):
  • установить, что в заключении аттестующей комиссии, предусматривающем определение соответствия должностного лица занимаемой должности гражданской службы и подготовку рекомендаций о включении в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке продвижения по службе, указывается должность гражданской службы, по которой должностное лицо подлежит включению в кадровый резерв;
  • ввести правило, предусматривающее, что условием для удачного завершения непрерывного профессионального обучения должно быть выполнение в течение определенного периода, например, одного года с даты сертификации, или в течение периода, установленного самой сертификационной комиссией [7].
  • Таким образом,  благодаря тому, что государственная служба как социально-правовой институт связана с государством и его ролью в обществе, она удовлетворяет потребности личности, общества и государства, отсюда ее роль как инструмента решения общественных и государственных проблем. Следует отметить, что задачи и функции государства отражаются в деятельности органов государственной власти, а именно в действиях государственных служащих.


    Список литературы

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Сборник законов РФ. – 04.10.2022 – № 31. – Ст. 89
    2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 10.07.2023 №351-ФЗ) «О системе государственной службы Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, №22, ст. 2063. Собрание законодательства РФ, 10.07.2023, N 32, ст.89
    3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.11.2023 № 379-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215. Собрание законодательства РФ, 27.11.2023, N 32, ст. 89
    4. Борщевский, Г. А.Государственная служба : учеб. пособие для СПО / Г. А. Борщевский. – 2-е изд.,испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019 – 303 с.
    5. Чиканова, Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики / Л.А. Чиканова // Журнал российского права. — 2019. — № 4. — С. 14-19.
    6. Маюров Н.П. Правовое регулирование прекращения государственной службы в органах внутренних дел: теоретико-правовой аспект /Н.П. Маюров // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-prekrascheniya-gosudarstvennoy-sluzhby-v-organah-vnutrennih-del-teoretiko-pravovoy-aspekt (дата обращения: 03.12.2023).
    7. Терентьева А.А. Характеристика нормативного правового регулирования поступления на государственную гражданскую службу РФ // Вопросы науки и образования. — 2019. — № 6. — С. 42-45.