УДК 372.862

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№46,

Педагогические науки

Корчагина Милена Юрьевна


Ключевые слова: ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ; ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОБРАЗОВАНИЕ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА; LITERACY; EXTRACURRICULAR ACTIVITIES; EDUCATION; INFORMATION TECHNOLOGY; DIGITAL CULTURE.


Аннотация: Статья направлена на изучение роли внеклассных мероприятий в формировании цифровой грамотности учащихся и ее существенного влияния на их развитие и готовность в цифровую эпоху. В исследовании рассматривается текущая ситуация с цифровой грамотностью, подчеркивается ее важность в современном обществе на фоне стремительного технологического прогресса. В ней рассматривается взаимосвязь между цифровой грамотностью и различными образовательными инициативами, особенно в контексте внеклассных мероприятий. Полученные результаты подчеркивают жизненно важную роль внеклассных мероприятий в повышении цифровой грамотности учащихся. Участвуя в различных мероприятиях, таких как клубы программирования, онлайн-форумы, творческие мастерские, конкурсы и программы наставничества, школьники получают практический опыт, повышая свои способности эффективно ориентироваться в цифровой среде и преуспевать в ней.

Актуальность темы обусловлена быстрым развитием информационных технологий и цифровизацией образования. В современном мире умение пользоваться цифровыми инструментами, обрабатывать информацию, анализировать данные и работать в онлайн-среде является необходимым навыком для успешной адаптации к быстро меняющимся условиям жизни и труда.

Внеурочная деятельность предоставляет учащимся возможность самостоятельно и творчески применять свои знания и навыки в цифровой среде. Это способствует развитию компетенций по работе с информацией, критическому мышлению, коммуникации и коллаборации, а также повышает мотивацию к обучению. Кроме того, формирование цифровой грамотности во внеурочной деятельности способствует развитию у учащихся цифровой культуры и этичного поведения в онлайн-пространстве. Это важно для защиты личных данных, предотвращения кибербуллинга и других негативных явлений, которые могут возникнуть в цифровой среде.

Цифровая грамотность относится к умению использовать различные возможности, предоставляемые современным обществом и его множеством технологий. Она включает в себя способность использовать новые социальные форматы общения, соблюдая при этом этические соображения и проявляя внимание к другим. Этот широкий набор навыков включает в себя такие задачи, как оценка надежности онлайн-источников и создание, а также распространение медиаконтента [2].

В настоящее время примерно 60% людей ведут профили более чем на пяти социальных платформах. Однако, сколько из них активно задумываются о своей безопасности в Интернете? Это тоже относится к концепции цифровой грамотности.

В рамках инициативы «Цифровая экономика» термин «цифровизация» уже давно используется в обширных образовательных мероприятиях. Цель к 2025 году состоит в том, чтобы структурировать российскую систему образования таким образом, чтобы обеспечить значительное число опытных пользователей информационных технологий необходимыми компетенциями для цифрового ландшафта 21 века. Цифровизация выходит за рамки простого переноса данных и процессов с «аналоговой» эры на цифровые платформы.

В целом, цифровая грамотность включает в себя способность генерировать и использовать знания с помощью цифровых технологий, включая такие навыки, как компьютерное программирование, поиск информации, обмен ею и межличностное общение. Существуют различные критерии оценки цифровой грамотности; например, Генри Дженкинс включает знакомство с компьютерным оборудованием, понимание функциональности устройств, распространение цифровой информации, понимание сетевых структур и знания о функциях социальных сетей.

Например, приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» был одобрен Правительством 25 октября 2016 года в рамках реализации Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Многочисленные инициативы внутри нашей страны направлены на создание условий, способствующих развитию цифровой экономики России. Эти усилия направлены на повышение конкурентоспособности страны, качества жизни граждан и обеспечение экономического роста и национального суверенитета. Главными среди этих инициатив являются «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и «Программа цифровой экономики Российской Федерации» [3, с. 40-46].

Развитие цифровой грамотности согласуется с более широкими образовательными целями, делая навыки использования ИКТ неотъемлемой частью школьных программ. Фактические данные показывают, что цифровая грамотность положительно влияет на ключевые компетенции учащихся и общие результаты обучения. Доступ к обширным цифровым хранилищам упрощает поиск информации по сравнению с традиционными бумажными ресурсами, помогая учащимся в успешном обучении [4, с. 7-15].

Цифровую грамотность учащихся можно развивать и повышать с помощью целого ряда внеклассных мероприятий, дополняющих основное формальное образование. Например, участие в кружках или создание клубов по программированию, робототехнике, видеомонтажу и другим цифровым навыкам, где учащиеся могут самостоятельно исследовать и применять свои знания.

Участие в онлайн-форумах или дискуссионных группах, связанных с учебными предметами или хобби, также способствует общению и сотрудничеству между школьниками. Такие взаимодействия развивают навыки общения в цифровой среде, продвигая эффективные способы обмена идеями, обсуждения тем и коллективного поиска решений. Также участие в олимпиадах могут стимулировать учащихся к развитию цифровых навыков через участие в соревнованиях по информатике, кибербезопасности, медиадизайну и другим смежным областям.

Творческие мероприятия, такие как клубы цифровых медиа или семинары по созданию контента, могут предоставить учащимся возможность развить навыки создания цифрового контента и обмена им. Они узнают о медиаграмотности, включая оценку источников, понимание авторских прав и создание значимых и привлекательных цифровых материалов.

Участие в онлайн-конкурсах также может побудить школьников применять свои навыки цифровой грамотности при решении проблем и внедрении инноваций. Сюда же можно отнести проектную деятельность, в том числе проведение цифровых проектов, например, создание веб-сайтов, разработка приложений, анализ данных, что позволит учащимся применить свои навыки в практических задачах.

Кроме того, введение внеклассных программ наставничества, в рамках которых учащиеся взаимодействуют с профессионалами в области технологий или цифровых индустрий, могут дать ценную информацию и рекомендации. Такие взаимодействия позволят ознакомиться с реальными приложениями, карьерными путями и практическими советами относительно цифровой грамотности и ее актуальности в различных профессиях [1, с. 325].

Таким образом, внеклассные мероприятия, которые включают практический опыт, совместные инициативы, творческие проекты, конкурсы и возможности наставничества, играют жизненно важную роль в формировании и повышении цифровой грамотности учащихся. Эти мероприятия обеспечивают практическое знакомство и способствуют развитию основных навыков, необходимых для эффективного ориентирования в цифровом мире.


Список литературы

  1. Бойко, Т. В. Формирование цифровой грамотности обучающихся начальных классов в системе урочной и внеурочной деятельности (элемент проекта «Создание электронного словаря») / Т. В. Бойко, Н. В. Скрипкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 324-327. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63590/ (дата обращения: 07.12.2023).
  2. Даутова Г.К. Формирование цифровой грамотности учащихся // Форум молодых ученых. 2022. № 12 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsifrovoy-gramotnosti-uchaschihsya (дата обращения: 07.12.2023).
  3. Информатика (базовый уровень). Реализация ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Л. Л. Босова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022 – 142 с.: ил.
  4. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019 — 47 с.