УДК 34

ОПТИМИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

№46,

Юридические науки


Суинов Ленур Рустемович


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; РЕГУЛИРОВАНИЕ; ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; МЕРОПРИЯТИЯ; ОПТИМИЗАЦИЯ; ADMINISTRATIVE LAW; CIVIL SERVICE; EFFICIENCY; REGULATION; DIGITAL TECHNOLOGIES; MUNICIPAL SERVICES; COMPETENCIES; CIVIL SERVANT; STATE CIVIL SERVICE; PUBLIC OFFICE; QUALIFICATION REQUIREMENTS; POSITIONS.


Аннотация: В статье раскрывается общая характеристика механизма государственного управления в сфере внутренних дел и представлены, вопросы оптимизации организационного механизма управления в сфере внутренних дел.

Одним из основных направлений оптимизации управления органами внутренних дел является освоение и внедрение методов организационного проектирования — важнейшего средства включения в организационную практику исследовательских методов и технологий, использования достижений различных отраслей знания при разработке, обосновании и принятии соответствующих управленческих решений.

Органы внутренних дел в процессе управленческой деятельности осуществляют общеуправленческие функции: учет, анализ, прогнозирование, планирование, организацию, регулирование, контроль.

Отдельную группу составляют специальные функции: защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций; обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности одним из путей совершенствования, имеющих особую актуальность, является приведение нормативно-правых актов, регламентирующих управленческую деятельность в органах внутренних дел в единую систему [4].

При этом под управленческой деятельности предлагается понимать особый вид деятельности, обладающих необходимым уровнем полномочий руководящих лиц и специально созданных подразделений, и направленный на обеспечение наиболее оптимального функционирования органов внутренних дел.

Сам управленческий процесс должен быть связан с постоянным поиском наиболее эффективных форм согласования и упорядочения коллективного совместного труда, направленного на реализацию различных функций и направлений управления в сфере внутренних дел.

В частности, поскольку МВД России является силовой структурой, традиционно при управлении используются административные и организационно -распределительные методы управления [7].

Управлению людьми, как правило, осуществляется, что называется, в приказном порядке, социально-психологические методы используются слабо. Между тем, эти методы способны значительно повысить эффективность управления сотрудниками, поскольку они способны не только повысить мотивацию к эффективному исполнения сотрудниками своих служебных обязанностей, но сплотить коллектив, повысить его инициативность и так далее.

Поэтому имеет смысл в рамках служебной подготовки для всех сотрудников, занимающих руководящие должности проводить специальные занятия и тренинги по управлению сотрудниками с использование социально-психологических методов.

Процесс управления представляет собой постоянно осуществляемую управленческую деятельность, направленную на применение различных форм, методов, средств и технологий, которые должны не только соответствовать нормативно-правовым требованиям к органам внутренних дел, но и быть достаточно современными, способными справляться со всё возрастающей нагрузкой. Соответственно, особое внимание необходимо уделять процессу совершенствования управленческой деятельности и устранения имеющихся проблем [8].

Успешность профессиональной деятельности органов внутренних дел, несомненно, основывается на квалификации кадровых сотрудников. Их знания и умения содействуют выполнению основной функции полиции – обеспечение безопасности и защита прав и свобод граждан. Очевидно, что реализация данной задачи, кроме грамотного и точного выполнения регламентированных действий, предполагает осуществление социального взаимодействия. С этой точки зрения возрастает значимость социокультурной, этической подготовки сотрудников полиции и формирования соответствующих личностных качеств. Следует признать, что существующее общественное мнение о профессиональной деятельности сотрудника полиции фиксирует факты формального отношения к запросам и обращениям граждан, затруднения в выстраивании коммуникации с населением, отсутствие умения оперативно оценивать сложившуюся ситуацию и оказывать помощь [7].

Кроме того, такие качества, как принципиальность, настойчивость, ответственность, не всегда учитываются при принятии профессиональных решений. Складывающаяся ситуация свидетельствует о необходимости формирования такого профессионального качества сотрудников полиции, как культура профессионального мышления. Его наличие предполагает развитость у сотрудника полиции комплекса характеристик, которые будут обеспечивать эффективное взаимодействие с населением и принятие эффективных профессиональных решений с учетом ценностей и принципов правоохранительной деятельности [4].

Данные положения указывают на то, что постановка проблемы совершенствования культуры профессионального мышления представляется весьма актуальной для определения условий эффективности профессиональной деятельности сотрудников полиции и системы МВД РФ.

Использование личностно ориентированных стратегий предполагает создание педагогических условий, позволяющих сотруднику полиции выработать сознательное отношение к ценностным и процессуальным аспектам профессиональной деятельности.

В соответствии с обозначенными задачами могут применяться технологии коучинга, изучения позитивного опыта коллег, профессиональные тренинги, наставничество [5].

В целом личностно ориентированные стратегии повышения квалификации помогают выработать собственное отношение к ценностям, принципам и способам правоохранительной деятельности.

Намеченные тенденции организационного механизма государственного управления в сфере внутренних дел имеют потребности в реализации конкретных преобразований:

— построение системы финансирования органов внутренних дел с учетом адресного подхода;
— повышение эффективности профессиональной ориентации будущих сотрудников ОВД, оптимизация профессионального отбора кандидатов и сотрудников и в целом кадровой политики в самих органах внутренних дел;
— повышение уровня коммуникативно-правовой культуры сотрудников ОВД и их профессиональной подготовки;
— направленность на социальную функцию и просветительскую деятельность сотрудников ОВД в области общественного правосознания;
— оптимизация централизации управления МВД России по функциональным полномочиям всех звеньев системы.

Одной из главных задач оптимизации организационного механизма государственного управления в сфере внутренних дел является переход к электронному документообороту, а также повышению уровня технического оснащения, при котором сотрудники органов внутренних дел могут получать необходимую информацию незамедлительно из информационных систем, независимо от места несения службы.

В этих целях проведен ряд мероприятий по обеспечению подразделений полиции необходимым техническим оборудованием, а именно: персональными техническими средствами и персональными компьютерами, имеющими программы защиты служебной информации.

Дополнительным инструментом повышения государственного управления в сфере внутренних дел является внедрение передовых информационных технологий, совершенствование системы управления, в том числе с использованием аппаратно-программных средств спутникового позиционирования, автоматизированных информационных систем регулирования дорожного движения, видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, видеоконтроля обстановки на улицах и иных общественных местах.

Таким образом, к настоящему моменту проблему оптимизации органов внутренних дел постепенно удается урегулировать. Модернизация приводит к положительным результатам, которые, несомненно, позитивно отражаются на деятельности полиции.

Во-первых, свелся к минимуму отрыв от основной функции — правоохранительной, во-вторых, сократился объем отчетных документов, в связи с чем приоритетное место занимают проблемы граждан и организаций, обратившихся в органы внутренних дел за помощью, в-третьих, обновилась и урегулировалась нормативная правовая база, в-четвертых, произошло избавление от некоторых излишних управленческих звеньев, и, в-пятых, повысилась роль оперативных служб.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.10.2022, № 31, ст. 89
  2. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция от 04.08.2023 №440-ФЗ)
  3. Судариков Р. С. Организация системы управления органами внутренних дел // Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика. Сборник статей научно-практической конференции. — М., 2018. С. 231
  4. Скляров А.С. Управление органами внутренних дел в системе государственного управления: общетеоретические аспекты /А.С.Скляров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-organami-vnutrennih-del-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya-obscheteoreticheskie-aspekty (дата обращения: 18.10.2023).
  5. Слепышев А.Л. Государственное управление в современной России: теория и практика // Социум и власть. 2014. № 2.- 34 с.
  6. Рыбалкина, Т. С. Организация государственного управления в сфере внутренних дел на региональном и муниципальном уровнях / Т. С. Рыбалкина, А. М. Коровин. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100253/ (дата обращения: 18.10.2023)
  7. Еремин Е.В. Об оптимизации организационного механизма стратегического планирования правоохранительной деятельности органов внутренних дел // Закон и право. 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-optimizatsii-organizatsionnogo-mehanizma-strategicheskogo-planirovaniya-pravoohranitelnoy-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del (дата обращения: 02.12.2023).