ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ

№7,

Педагогические науки

Денисова Любовь Николаевна


Ключевые слова: ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ; КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ; ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ; СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; INTERACTIVE METHODS OF TEACHING; THE QUALITY OF EDUCATION; THE ACQUISITION OF COMPETENCES; SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION.


Аннотация: В данной статье рассмотрено влияние применения интерактивных форм обучения на успеваемость студентов, а также на повышение качества профессиональной подготовки будущих экономистов и менеджеров в рамках СПО.

Современная образовательная политика задает инновационный вектор развития среднему профессиональному образованию и всему образованию в целом. [4] Появляются новые технологии, профессии. Вместе с этим меняется ситуация на трудовом рынке. Немногие образовательные организации способны обеспечить рынок труда высококвалифицированными специалистами, соответствующие современным требованиям. Традиционные методы обучения недостаточно эффективны для достижения поставленных целей. На рынке труда все больше ценится умение самостоятельно обучаться, быстро развиваться, находить подход к людям. Для процесса подготовки кадров экономического профиля данный аспект становится не менее важным. Именно поэтому применение интерактивных форм обучения становится все более необходимым. Методы интерактивного обучения управляют процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений. [3]

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо [1].

Применение интерактивных и активных методов обучения в отечественной педагогике реализовывалось с 1920-х гг. XX в. Наиболее часто использовали экскурсии на предприятия, бригадный метод, различные виды практики (трудовые, производственные). [2]

Позднее данные методы активно изучали и продвигали такиие педагоги как В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, Ш.А. Амонашвили в рамках «Педагогики сотрудничества» (1970-1980 гг.), В.А. Сухомлинский (1960 гг.).

Целью данной работы является выявление и обоснование применения интерактивных методов обучения как условия повышения профессиональной подготовки учащихся колледжа.

Объектом исследования стала система интерактивных методов обучения студентов экономических направлений в колледже.

Предметом исследования является процесс повышения профессиональной подготовки студентов колледжа с помощью использования интерактивных методов обучения.

Предполагается, что применение интерактивных форм обучения способствует повышению качества профессиональной подготовки будущих экономистов и менеджеров в рамках СПО.

Для подтверждения гипотезы нами было проведена опытно-экспериментальная работа. Методом исследования послужили наблюдение и анкетирование.

На первом этапе мы пронаблюдали за образовательным процессом в ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж». На занятиях преимущественно используются традиционные методы обучения, такие как лекции и выступления студентов с докладами. Возможно, это связано с тем, что не во всех аудиториях имеются современные технологии. Также одной из причин недостаточного использования интерактивных методов может стать неосведомленность преподавателей колледжа об инновационных методах обучения. При этом студенты на занятиях ведут себя очень разнообразно. Некоторая часть занимается посторонними делами, учащиеся на задних партах ведут разговоры на посторонние темы, какая-то часть слушает лекцию.

В проведенном анкетировании некоторые наши предположения подтвердились. 68% опрошенных преподавателей ответили, что не используют интерактивные методы обучения в связи с тем, что не имеют неполноценного представления о проведении таких занятий. 15% не использую, так как считают, что занятия в интерактивном режиме не могут быть эффективными, потому что представляют из себя игру и развлечение.

При анкетировании студентов выяснилось, что 63% студентов хотели бы, чтобы занятия проводились в интерактивном режиме. Это способствовало на повышение интереса к будущей профессии и к образовательному процессу в целом, тем самым повысив качество восприятия студентов.

Итак, по результатам анкетирования мы видим, для активного внедрения в образовательный процесс колледжа интерактивных методов обучения, необходимо ознакомить преподавателей с инновационными методами обучения. Рекомендуется, организовать курсы по повышению квалификации, где будут использоваться интерактивные методы обучения.

В ходе исследования были изучена успеваемость студентов двух параллельных групп Э-14 и Э-15. Качественная успеваемость группы Э-14 55%, в то время как у группы Э-15 − 52,2%. Абсолютная успеваемость группы Э-14 составляет 91%, группы Э-15 − 95%. Как видим, традиционные методы обучения обеспечивают средний уровень успеваемости. У двух параллельных групп показатели примерно одинаковы.

Для проверки эффективности интерактивных форм обучения мы решили провести эксперимент. Был разработан учебно-тематический план для экспериментальной группы. Участниками эксперимента стали учащиеся 2 курса: группа Э-14 специальности «Экономика и бухгалтерский учет» (экспериментальная группа), группа Э-15 специальности «Экономика и бухгалтерский учет» (контрольная группа).

В процессе проведения занятий в экспериментальной группе был осуществлен комплекс всевозможных интерактивных методов обучения, подобранных в соответствии с компетенциями, которые должны получить студенты на занятии. Представленные методы были использованы на разных этапах урока: непосредственно в начале занятия, в основной части образовательного процесса и при рефлексии.

Для выявления эффективности использования интерактивных методов обучения была проведена контрольная работа по итогам пройденных тем. Работа была совершенно одинаковой для двух групп. Результаты работы позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, качественная успеваемость экспериментальной группы Э-14 заметно поднялась с 55% до 83%. В контрольной группе Э-15 значительных изменений не наблюдается: до эксперимента – 52,2%, после эксперимента – 53%. Абсолютная успеваемость в экспериментальной группе поднялась с 90% до 100%. Это значит, все студенты успешно справились с контрольной работой. Результаты контрольной группы Э-15 не изменились – 95%. Также следует заметить, что в группе Э-14 повысилась посещаемость занятий, что непосредственно влияет на успеваемость студентов.

Таким образом, интерактивные методы положительно влияют на профессиональную подготовку будущих экономистов и менеджеров. Учащиеся получают навыки правильной коммуникации, правильного изложения своей точки зрения, правильному ведению дискуссии. При помощи интерактивного метода обучения студенты могут применять, полученные знания в профессиональной деятельности, что очень ценится работодателями. Интерактивный способ ведения образовательного процесса позволяет перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению в модельных или реальных ситуациях профессиональной деятельности, что повышает качество подготовки будущих специалистов и делает их конкурентоспособными на мировом рынке труда.


Список литературы

  1. Бекетова О.А. Интерактивное обучение как метод формирования профессиональных компетенций // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2015. — С. 113-116.
  2. Разбегаев П.В. Интерактивные методы в обучении: исторический аспект // Вестник научных конференций. — 2016. — №1-5(5). — С. 156-158.
  3. Скрипченко Т.Л., Чичерин Ю.А. Использование интерактивных методов обучения и коммуникативных умений на занятиях со студентами среднего профессионального образования // Наука и образование: новое время. — 2016. — №1-12. — С. 95-101.
  4. Чебанов К.А., Богданова М.В. Формирование профессиональных компетенций обучающихся колледжа // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — №4. — С. 135.