УДК 34

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

№46,

Юридические науки


Суинов Ленур Рустемович


Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ; ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ; РАЗВИТИЕ; ВЛАСТЬ; ПРОБЛЕМЫ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; MANAGEMENT; INTERNAL AFFAIRS BODIES; EFFICIENCY; IMPROVEMENT; DEVELOPMENT; POWER; PROBLEMS; INTERACTION.


Аннотация: В статье раскрываются основные вопросы управления органами внутренних дел. Представлены условия построения правового государства, намеченные тенденции развития деятельности органов внутренних дел России.

При выполнении работы были использованы труды следующих авторов: Пинчугина Е.Н., Злобин А.В. , Маркушин А.Г., Ермилов А.И., Лукашво Н.В. , Паршин В.А.

Органы внутренних дел в Российской Федерации всегда имели двойную подчиненность, их деятельность регулировалась множеством подзаконных актов и распоряжений, издаваемых как в центральном аппарате, так и на местах. Система управления органами внутренних дел подвергалась реформированию неоднократно, вслед за государственной политикой к централизации или же децентрализации. В настоящее время преобладает тенденция к централизации системы управления ОВД, повышению управляемости и слаженности действий уровней и подразделений. Целью осуществляемых реформ и реорганизаций – это стремление привести организационную структуру органов внутренних дел к рациональной системе управления, с соответствующими характеристиками бюрократии.

Строгость структуры и ее формализм, содержащиеся в каждом звене иерархии и во взаимосвязях между этими звеньями, чётко выстроенная вертикаль власти, безличность и отсутствие ответственности конкретной единицы, действия по четкому и указанному регламенту — все это присуще бюрократии [9].

К области внутренних дел как сфере государственного управления относятся общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, а также в области миграции.

В современном мире совершенствование деятельности органов внутренних дел приобретает особенную актуальность. Постоянно поступающая информация требует фундаментальной проработки, направленной на получение новых знаний, основанных на содержании достоверных результатов прогностического характера, открывающих глубокое видение процессов, происходящих в структуре современной преступности и обществе в целом [7].

Государственное управление в области внутренних дел осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), а также подведомственная ему Федеральная миграционная служба (ФМС России).

Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации. МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России). МВД России имеет знамя, учреждаемое Президентом Российской Федерации.

В современных условиях построения правового государства одной из стратегических задач выступает формирование высокоэффективного управления в органах внутренних дел Российской Федерации, основным предназначением которых является защита здоровья, жизни, свобод и прав человека, противодействие преступности, охрана собственности, обеспечение общественного порядка и безопасности. Управление в органах внутренних дел представляет собой сознательно-волевое воздействие на систему органов внутренних дел и ее структурные подразделения с целью повышения эффективности их функционирования при решении задач по сохранению общественного порядка и борьбы с преступностью [8].

Централизованное управление – это организационная структура, где руководство имеет значительный уровень контроля (в том числе и оперативного) при функционировании и принятии политических решений по четко разграниченным операциям и видам деятельности.

Министерство внутренних дел традиционно занимает центральное место в правоохранительной системе России, несет прямую ответственность за обеспечение общественного порядка и осуществляет борьбу с преступностью.

Важность органов внутренних дел в системе государственного управления детерминирована тем, что именно она представляет собой особый вид государственно-управленческой деятельности, которая направлена на охрану общественного порядка, обеспечение общественной и иной безопасности, связанной с применением государственного принуждения.

В единую централизованную систему МВД России входят органы внутренних дел, включающие в себя полицию, организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

В настоящее время происходит реформирование всей системы органов внутренних дел, цель которого заключается в улучшении эффективности их правоохранительной деятельности. Изучение вопросов в области реализации правоохранительных функций государства представляет собой одну из самых важных проблем в теории государства и права, ведь именно права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью на территории Российской Федерации. Осуществление правоохранительной деятельности государства происходит посредством использования его органов, особое место в данном аспекте уделяется органам внутренних дел, которые занимаются исполнением данной функции государства и активно взаимодействуют с населением [3].

При этом следует помнить, что именно органы внутренних дел при взаимодействии с институтами гражданского общества создают у последнего впечатление о правоохранительной деятельности государства. И если население видит в работе данного органа негативные моменты, то в первую очередь обвиняет власть. Именно по вышеуказанным причинам реформирование органов внутренних дел стало происходить в ходе принятия концепции административной реформы, которая предусматривала увеличение эффективности деятельности органов государственной власти для более качественного их взаимодействия с гражданами и общественными организациями.

Важным шагом в реформировании органов внутренних дел стало принятие Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», который вступил в законную силу с 1 марта 2011 года. Российская милиция была преобразована в полицию, данный факт привел к изменению административно-правового статуса полиции. Создан новый институт, который должен был осуществлять деятельность по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, противодействовать терроризму, преступности, осуществлять общественный порядок и поддерживать общественную безопасность [2].

Намеченные тенденции развития деятельности органов внутренних дел России имеют потребности в реализации конкретных преобразований: построение системы финансирования органов внутренних дел с учетом адресного подхода; повышение эффективности профессиональной ориентации будущих сотрудников ОВД, оптимизация профессионального отбора кандидатов и сотрудников и в целом кадровой политики в самих органах внутренних дел; повышение уровня коммуникативно-правовой культуры сотрудников ОВД и их профессиональной подготовки; направленность на социальную функцию и просветительскую деятельность сотрудников ОВД в области общественного правосознания; оптимизация централизации управления МВД России по функциональным полномочиям всех звеньев системы.

Таким образом, централизованное управление органов внутренних дел Российской Федерации продолжительное время функционирует в режиме постоянных реформ. Цели и задачи органов внутренних дел Российской Федерации, сформулированные в федеральных законах и подробно конкретизированные в ведомственных нормативных актах, остаются относительно стабильными, что дает возможность совершенствовать централизацию управления, организацию и тактику их исполнения [4].

Развитие цифровых информационных технологий в управлении политикой с неизбежностью приводит к изменениям в самой практике и методологии управленческой деятельности, к возможности включения с ней нормативно-правовых проблем в последующих следственных действиях, например, в раскрытии и расследовании преобразований (раньше был приведен пример требований организации с последующим оперативно- разыскного и уголовно-процессуального законодательства). Объективно существует и так называемая проблема «больших данных», большого потока информации [6].

Это понятие одновременно включает в себя набор данных, методик и моделей технологий информационных исследований, их цели обеспечения аналитических и прогностических выводов, включенных в стандартные методы, и представить возможность и оценить ситуацию для принятия решений по обоснованию определения [5].

Вместе с тем, большие данные на сегодняшний день не имеют четкого определения и без юридической и технической подготовки специалистов могут вызвать правовые и аналитические коллизии, да и связанные с ними риски, угрозы информационной безопасности, угрозы, прежде всего безопасности граждан, а также организаций. Развитие цифровых информационных технологий в управлении неизбежно приводит к изменениям в самой организации и организации.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод о том, что осуществляемая управленческая деятельность в системе органов внутренних дел нуждается в совершенствовании и требует не только разработки новых средств и технологий, но и повышения качества уже имеющихся форм и методов управления.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.10.2022, № 31, ст. 89
  2. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция от 04.08.2023 №440-ФЗ)
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ, 04.05.2002,№ 1, ст. 3
  4. Пинчугина Е.Н. Правовая основа деятельности органов внутренних дел: понятие, специфика, уровневая организация /Е.Н. Пинчугина // Огарёв-Online. 2014. №11 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-osnova-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del-ponyatie-spetsifika-urovnevaya-organizatsiya (дата обращения: 18.10.2023).
  5. Константинов, Д. Г. Понятие, принципы и содержание государственного управления / Д. Г. Константинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62074/ (дата обращения: 18.10.2023)
  6. Злобин А.В. Особенности функционирования централизованного управления в органах внутренних дел России /А.В.Злобин // Современная наука. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-funktsionirovaniya-tsentralizovannogo-upravleniya-v-organah-vnutrennih-del-rossii (дата обращения: 18.10.2023).
  7. Маркушин А.Г. Современные проблемы управления в органах внутренних дел и некоторые направления их решения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. №2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-upravleniya-v-organah-vnutrennih-del-i-nekotorye-napravleniya-ih-resheniya (дата обращения: 01.12.2023).
  8. Ермилов А.И. Предпосылки дисфункций управления в органах внутренних дел Российской Федерации // Вестник науки. 2023. №7 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-disfunktsiy-upravleniya-v-organah-vnutrennih-del-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 04.12.2023).
  9. Лукашов Н.В. Теоретические и организационные основы цифровой трансформации территориальных органов внутренних дел системы МВД России / Н.В.Лукашов// Труды Академии управления МВД России. 2023. №3 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-organizatsionnye-osnovy-tsifrovoy-transformatsii-territorialnyh-organov-vnutrennih-del-sistemy-mvd-rossii (дата обращения: 04.12.2023).
  10. Паршин, В. А. Пути совершенствования форм и методов системы управления органов внутренних дел / В. А. Паршин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384).- С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84688/ (дата обращения: 04.12.2023).