УДК 740

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

№46,

Психологические науки

Суйеген Айгерим


Ключевые слова: ДЕТИ; СЕМЬЯ; ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ; ИНТЕРНЕТ; СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ; СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ; CHILDREN; FAMILY; RESPONSIBILITY; SOCIAL INFANTILISM; THE INTERNET; SOCIAL NETWORKS; SOCIAL EDUCATION.


Аннотация: С научной, практической и прикладной точки зрения педагоги (исследователи и практики) сосредотачивают свое внимание на ключевом и сложном этапе формирования и развития личности, который представляет собой период детства. Этот период, ограниченный возрастными рамками до 18 лет в нормативных документах, является важным объектом исследований. Широко распространенным образом поведения взрастающего поколения становится гедонистическая инфантильность, что предполагает использование «взрослых привилегий» без принятия соответствующей ответственности. Процесс взросления в период детства предполагает последовательное увеличение свободы и ответственности в поступках и поведении детей. Социализация детей происходит в обширном социальном пространстве, включая информационное пространство.

С научной, практической и прикладной точек зрения в фокусе внимания педагогов, исследователей и практиков важнейший и один из сложных этапов формирования и развития личности – период детства, который нормативные документы ограничивают возрастными рамками до 18 лет.

Отметим, что по отношению к детям и молодежи в обществе укрепились два противоречащих взгляда. Первый – дети сегодня очень рано взрослеют, начинают употреблять спиртное и вести активную половую жизнь еще до выпуска из школы. С другой точки зрения – сейчас молодые люди, наоборот, взрослеют очень поздно, живут с родителями и не работают до 25–30 лет. Самые распространенные претензии к молодежи – подрастающее поколение не желает взрослеть, не готово принимать решения и брать на себя ответственность.

Нормальное взросление – есть постепенное возрастание свободы и ответственности в поступках и поведении ребенка. Это возможно лишь при участии значимых взрослых, находящихся с ребенком в иерархических отношениях любви и заботы (взрослый) и послушания (ребенок). Одна из главных задач взрослого – сформировать ценностную позицию, ответственность как условие социальной зрелости. Сегодня в поле взросления доминирует модель принятия «взрослых привилегий» без принятия ответственности. В результате гедонистическая инфантильность становится распространенной матрицей поведения молодежи.

Во многом инфантилизм личности определяется ее пассивностью. В социальных взаимодействиях социальный инфантилизм может проявляться на различных уровнях. Выделяют как минимум два уровня социального инфантилизма: первый уровень – полное нежелание нести ответственность за себя и свою жизнь, иждивенческая жизненная стратегия; второй уровень – инфантилизм проявляется в отдельных сферах общественной жизни («бытовой инфантилизм», «политический инфантилизм» – отстраненность личности и отдельных социальных групп от политической жизни общества, снижение или полное отсутствие интереса к политике, политическая безграмотность, «профессиональный (субъектнодеятельностный) инфантилизм»).

Социальный инфантилизм – это социальная незрелость: неуверенность в себе, высокий уровень притязаний при отсутствии критической оценки своих возможностей, избегание решения проблем и стремление переносить ответственность за все на окружающих. По сути, социальный инфантилизм ограничивает «неразвитость» личности сферой социальных отношений, но если психический инфантилизм однозначно рассматривается как дефект развития, то социальная инфантильность не вписывается в рамки подобного подхода.

Два обстоятельства делают невозможным однозначное определение нормального и патологического поведения: множественность социальных общностей, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каждым таким «социумом» требований. Отечественные психологи и педагоги отмечают в качестве сущностных особенностей социального инфантилизма сохранение в психике и повседневном поведении взрослого человека социально-психологических характеристик, присущих детскому возрасту. Низкий уровень готовности молодого человека ко взрослой жизни обусловлен недостатками обучения и воспитания в подростковом и юношеском возрасте, бедным социальным опытом [1].

Проблема преодоления социального инфантилизма предполагает выработку у детей жизненно важных умений и навыков: в частности, принимать решения и оценивать их возможные последствия, общаться. В современном мире общение все больше переносится в интернет-среду киберпространства. Дети уже с дошкольного возраста находятся в огромном развернутом социальном, в том числе информационном, пространстве. Значительное время пребывания в социальных сетях часто отрывает молодых людей от «настоящего», живого общения, необходимого для комплексного развития и становления личности. Последствия распространения и использования информационных технологий, по оценке экспертов, различны: от положительного влияния, как например, возможность управлять получаемой информацией, а соответственно, и управлять своей социализацией, до сугубо отрицательных – распространение новых форм агрессивного поведения в интернете (кибербуллинга), столкновение с негативной информацией. Интернет требует от пользователя социально-информационной и нравственной зрелости, грамотного и ответственного поведения в сети.

Конечно, присутствие в социальных сетях – неотъемлемая составляющая общения молодого поколения. Для подростков во все времена было свойственно находиться в «сетевых общественных средах» (networked publics); если для их родителей в качестве таких сред выступали парки, дворы, территория «за гаражами», то сегодня для молодых людей стало доступным еще одно место – социальная сеть. Контакты социальной сети накапливаются, как снежный ком, технология позволяет сохранить свой «маленький мир», например, из прошлой школы, двора, дачи, тем самым существенно расширяя количество контактов одного пользователя. Это задает совершенно иную рамку реального пространства взросления, мы получаем новый взгляд на социальные среды, в которых живет современный молодой человек. Естественным для развития подрастающего поколения является некое отстранение от родительской семьи и начало активного общения в социуме. Присоединившись к группе, молодой человек обретает определенную степень безопасности, окружающие теперь имеют представление о том, как его воспринимать, потому что на него распространяются общегрупповые признаки.

Мотивы, побуждающие молодых людей примкнуть к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению, различны. Для одних они связаны с желанием обрести взаимопонимание и взаимную поддержку, для других – это способ почувствовать себя более сильными и защищенными. К сожалению, есть и те, кому важно почувствовать власть над другими. Некоторые группы активно противопоставляют себя миру взрослых. Интернет – это реальность, и многие дети, молодежь, да и родители не осознают опасности: кибербуллинг, педофилия, «зацеперы» и т. д. Aнонимность и специфика виртуальной среды развязывают руки потенциальным преступникам. Молодежь, и прежде всего тинэйджеры (как наиболее уязвимая группа детей), слабо защищена от возможных угроз цифрового мира и чаще сталкивается с кибербуллингом. Многих гаджет зависимостей детей родители не замечают. К признакам гаджет-зависимости исследователь относит потерю контроля (человек не замечает, как течет время в сети), «синдром отмены» (бессонница, потеря аппетита, агрессия, если родители отключают компьютер), синдром «замены реальности» (пренебрегает другими видами деятельности в пользу виртуальной). В руках заботливых родителей интернет может стать основой для развития способностей детей [2].

Самый эффективный способ защиты детей – взаимопонимание в семье и цифровое воспитание. Однако из-за холодности, а порой и враждебности семейного окружения дети не чувствует себя в безопасности, и возникает тревожность. Прослеживается синдром «недолюбленных» детей в семье, проявлениями/последствиями которого можно назвать эгоцентризм, зависть, ревность, соперничество, мнительность, агрессию, одиночество и как следствие – рост детских самоубийств и преступлений. Результатом нарушения основанных на любви и иерархии детсковзрослых отношений являются риски социализации, одиночества, зависимости от социальных сетей. Хорошо, если взросление происходит в семье, где есть «нормальные» значимые взрослые. Абсолютное большинство сбоев происходит по причине отсутствия значимого взрослого (детское одиночество при живых родителях) либо по причине «ненормальности» этого значимого взрослого. Нет плохих и/или трудных от природы детей, есть взрослые, которые допустили (намеренно или ненамеренно), чтобы они стали такими. И в своем большинстве социальная коррекция и профилактика требуется не детям. Именно духовная близость ребенка и взрослого гармонизирует децентрацию и индивидуализацию, обеспечивает нормальное развитие субъектности ребенка, отчуждение искажает и блокирует его. Именно «семья, как элемент макросреды является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью.

Для того чтобы у подростка сформировались адекватные формы чувства взрослости, такие как умение принимать ответственность, выйти из конфликтной ситуации, отстоять свою точку зрения, взрослому необходимо объяснять детям причины удач и неудач, указывать на их сильные и слабые стороны, сообщить нужную информацию для достижения обозначенной цели. Важным становится установление в семье дружеских, но не панибратских, отношений взрослых и ребенка. Родитель – первый педагог. Именно родители собственным примером и разъяснительными беседами дают подопечным определенные жизненные духовные ориентиры. Это формирование нравственных чувств – веры, долга, совести, ответственности, патриотизма, также важны правила поведения и этикета, способность различать плохое и хорошее, доброжелательность, трудолюбие, милосердие, послушание и благочестие. Взаимодействие поколений должно основываться на любви и уважении, взаимопомощи и ответственности. От внимательного отношения родителей к данному вопросу зависит духовное развитие детей и их будущая жизнь. Сегодня родителям нужны знания по педагогике, возрастной психологии, профессиональные навыки работы с детьми в критических ситуациях. Формирование социальной ответственности, активности связано не только с семьей, но и с быстро меняющимся социумом. Многие происходящие в нем перемены далеко не способствуют нормальному ходу социализации личности: крайняя нестабильность социальной, экономической, психологической обстановки, изменение нравственной атмосферы, вакуум духовности и т. д.

В такой ситуации, актуализируются следующие проблемы:

— организация воспитательного пространства образовательных организаций, способствующего реализации потенциала детей как субъекта собственной жизни. Образовательные учреждения сегодня оказывают в основном образовательные услуги, хотя предпринимаются попытки вернуть школе в полном объеме воспитательную функцию. Это крайне важно, так как школа становится местом сведения счетов с одноклассниками, учителями, пространством массовых травлей сверстников, насилий и вымогательства (дефекты социального контроля, незнание правовых норм поведения в социуме, жестокость на экране и т. д.).

— использование возможностей социума и превращение его в образовательно-воспитательное пространство. В современном мире и для семьи, и для образовательной деятельности детей и молодежи важной и самостоятельной задачей становится ориентация на ценности. Обеспечение ориентации в современном мире ценностей достигается за пределами институциональной школы: в семье, благодаря средствам массовой коммуникации, в контактах со сверстниками и т. д. Актуальна проблема передачи молодому поколению социального опыта старшего поколения.

— эффективное взаимодействие социальных институтов в воспитании детей и молодежи применительно к социокультурной среде в системе региона, которое предполагает:

• отношение к характеру взаимодействия социальных институтов с учетом новых экономических и социальных условий, изменения системы ценностей в обществе, современного понимания сущности и задач воспитания, изменения статуса семьи в обществе;
• объединение всех структур общества, которые могут оказывать содействие в воспитании детей и молодежи;
• научное обоснование и максимальное использование педагогических возможностей каждого из социальных институтов;
• поиск и реализация условий и путей их эффективного взаимодействия;
• координацию усилий социальных институтов в воспитании детей, повышение их ответственности за выполняемые социально-педагогические функции.

— эффективное осуществление социального воспитания, нацеленного на разрешение проблем и противоречий, которые возникают в процессе социализации человека в реальном социуме. И само социальное воспитание выступает как мост, соединяющий социально-психологический мир субъективных интересов, самооценок и притязаний с миром объективной социальной реальности. Актуализируется социальная миссия воспитания, поиск его возможностей по обеспечению решения задач социализации человека педагогическими средствами.

Подчеркнем, что детство как особый период взросления требует повышенного внимания со стороны общества, поиска новых возможностей теоретического изучения трансформаций и характеристик современного образа детства, поддержки семейного уклада как базового, фундаментального в процессах формирования и развития детей.


Список литературы

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-voprosy-semeynogo-vospitaniya-i-puti-ih-resheniya
  2. Белинская, Е. П., Тихомандрицкая, О. А. Социальная психология личности/ Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М. : Аспект-Пресс, 2021. – 300 c.
  3. Годовикова, Д.Б. Общение ребенка с взрослым // Дошкольное воспитание. – 2020.– №5. – С. 42-52.