УДК 37

ОПЫТ ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

№46,

Педагогические науки

Искандарова Арина Сергеевна


Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ; КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ; УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ; СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ; ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ; СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС; EDUCATION; QUALITY OF EDUCATION; QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION; MODERN SCHOOL; EDUCATIONAL INSTITUTIONS; ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION; EDUCATION STANDARDS; EDUCATIONAL PROCESS.


Аннотация: В статье определено, что образовательные учреждения работают над тем, чтобы учебный процесс проходил эффективно, а учащиеся получали образование, соответствующее государственным стандартам. Кроме того, в работе указывается, что образовательные учреждения пытаются перейти от функционального режима к развивающему, опираясь на национальный проект «Образование», разработанный и принятый правительством Российской Федерации. В работе подчеркивается, что сфера образования мотивирована на повышение качества образования в своем учреждении, т.к. и государство выдвигает новые требования к современному выпускнику, и конкуренция на рынке образовательных услуг сегодня велика.

Конструирование и обеспечение образовательной организацией внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО) является важным требованием законодательства об образовании согласно Департаменту надзора и контроля в сфере образования Республики Татарстан [1].

Актуальные федеральные тенденции и требования, региональная политика в сфере оценки качества образования стали основными навигаторами для обновления ВСОКО в контексте формирования системы эффективного управления качеством образования в образовательной организации.

Важность обновления ВСОКО также основывается на разработанных методических рекомендациях федерального уровня, главной идей которых является не только упорядочивание процедур как инструментов, обеспечивающих обновление и контроль данных о состоянии системы образования, но и реализацию плана действий, направленных на единое системное управление качеством образования [5].

Обновление федеральных, региональных и муниципальных механизмов оценки качества образования являются внешними факторами и влекут за собой обновление механизмов управления ВСОКО. Данное обновление ВСОКО необходимо проводить с основными идеями Концепции (обновленной) региональной системы оценки качества образования и с механизмами управления качеством образования: управления качеством образовательных результатов и управления качеством образовательной деятельности, эти механизмы актуальны и для образовательных организаций [2,3].

При этом каждое направление обоих механизмов представлено в виде совокупности позиций оценивания, определяющих реализацию полного управленческого цикла, который включает в себя: цели, показатели, методы сбора и обработки информации, мониторинг показателей, анализ результатов мониторинга, адресные рекомендации по результатам анализа, меры и мероприятия, управленческие решения и анализ эффективности принятых мер [4].

Все эти изменения требуют обновления ВСОКО и локальных нормативных актов, обеспечивающих его функционирование, с учетом механизмов управления качеством образования. Для обеспечения полного понимания содержания и подходов ВСОКО к ее обновлению необходимо привлекать весь педагогический и руководящий состав образовательной организации [5].

На начальном этапе необходимо проанализировать функционирующую в образовательной организации ВСОКО и определить пути обновления ВСОКО по аналогии построения региональной и муниципальной систем управления оценкой качества образования в Республике Татарстан в соответствии с актуальными федеральными требованиями к управлению качеством образования.

Одним из методологических оснований совершенствования ВСОКО является федеральная методика по оценке муниципальных механизмов управления качеством образования, которая проводится в целях выявления степени сформированности и эффективности функционирования муниципальных систем управления качеством образования [3,4].

Содержание совершенствования внутренней системы оценки качества образования выстраивается с учетом полного управленческого цикла по указанным выше системам.

Для обновления структуры и содержания внутренней системы оценки качества образования можно применять технологический подход к интеграции внутренней системы оценки качества образования и механизмов управления качеством образования, локальным нормативным актам, обеспечивающим полный управленческий цикл внутренней системы оценки качества образования. В связи с эти возникает необходимость обновления Положения о внутренней системе оценки качества и карты мониторинга результативности внутренней системы оценки качества, разработки технологических карты документационного обеспечения всех систем механизмов управления качеством образования в рамках внутренней системы оценки качества образования [5].

Данные документы должны содержательно учитывать взаимосвязь с документами других систем (с учетом полного управленческого цикла). Распорядительные документы регионального и муниципального уровней, являющиеся основанием для документов институционального уровня, могут быть представлены по этапам управленческого цикла.

Документы ВСОКО относятся к категории общедоступной информации и размещаются на официальном сайте образовательной организации. Актуально применение технологического подхода к представлению результатов деятельности по управлению качеством образования на официальном сайте образовательной организации.

Необходимо отметить необходимость оптимизации организационной структуры управления качеством образования в образовательной организации на основе обновленной внутренней системы оценки качества образования. В связи с этим разрабатывается перечень новых функций, способствующих эффективному функционированию механизмов управления качеством образования образовательной организации [5].

Технологический подход к обновлению механизмов управления внутренней системой оценки качества образования позволяет представить обновление ВСОКО через интеграцию с региональными и муниципальными механизмами управления качеством образования, через локальные нормативные акты, обеспечивающие полный управленческий цикл внутренней системы оценки качества образования и оптимизацию организационной структуры управления качеством образования.


Список литературы

  1. Департамент надзора и контроля в сфере образования Республики Татарстан: Что такое внутренняя система оценки качества образования URL: https://obrnadzor.tatarstan.ru/kakova-raznitsa-mezhdu-vsoko-i-vshk.htm (дата обращения: 28.11.2023)
  2. Министерство образования и науки Республики Татарстан: Механизмы управления качеством образовательной деятельности URL: https://mon.tatarstan.ru/mehanizmi-upravleniya-kachestvom-obrazovatelnoy.htm (дата обращения: 27.11.2023)
  3. Методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия URL: https://minobr74.ru/uploads/100/6/section/442/MUM-2021.pdf (дата обращения: 26.11.2023).
  4. Методические рекомендации по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации (Федеральный институт оценки качества образования) URL: https://fioco.ru/Media/Default/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E%20%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B2%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%202020_.pdf (дата обращения: 26.11.2023).
  5. Департамент надзора и контроля в сфере образования Республики Татарстан: Внутренняя система оценки качества образования URL: https://obrnadzor.tatarstan.ru/vnutrennyaya-otsenka-sistemi-kachestva.htm (дата обращения: 25.11.2023)