УДК 37

СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

№46,

Педагогические науки

Михайлова Флорида Фоатовна


Научный руководитель: Гапсаламов А.Р., кандидат экономических наук, доцент


Ключевые слова: ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ; ЦИФРОВИЗАЦИЯ; ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА; ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ; DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION; DIGITALIZATION; INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT; INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES; PEDAGOGICAL TASKS.


Аннотация: В данной статье рассмотрено содержание и значение цифровой трансформации в системе образования, обоснована ее необходимость. Также исследованы основные цели и педагогические задачи цифровой трансформации в образовании.

Цифровая трансформация образования сегодня имеет огромное значение, так как цифровые средства обучения занимают центральное место на современном этапе технологического развития и в настоящее время активно идет процесс цифровизации образования, то есть глубокой интеграции цифровых средств и технологий в конкретные и социально-гуманитарные методы и практики, в том числе и учебные.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определяют необходимые условия для функционирования и развития информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений. Это и дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, и обеспечение цифрового присутствия образовательного учреждения в сети Интернет, и организация электронного управления деятельностью, и автоматизация процесса сбора информации о результатах процедур оценки качества образовательной деятельности, и наличие интерактивного контента по всем предметам [4].

Цифровизация образования в Российской Федерации осуществляется на основе национальных и федеральных проектов, разработанных в соответствии с Государственной стратегией инновационного развития на период до 2024 года. В этой связи ключевыми проектами для российской системы образования являются государственный проект «Образование», включающий федеральный проект «Современная школа» и федеральный проект «Цифровая образовательная среда».

Цифровой трансформацией образования является создание и распространение новых организационных моделей образовательных процессов, основанных на использовании цифровых технологий [3].

Грамотная интеграция цифровых технологий в образовательный процесс позволяет оптимизировать работу учебных заведений, обеспечить быструю и своевременную передачу информации, организовать обратную связь для оперативного принятия решений по обсуждаемым вопросам.

Цель цифровой трансформации образования — формирование стратегии поступательного развития обучающихся в системе непрерывного образования.

Для достижения этой цели необходимы следующие условия [1]:
‒ эффективное обеспечение обучающихся элементами и компонентами цифровой инфраструктуры (доступ в Интернет, доступ к информационным сервисам, универсальным и образовательным средствам и ресурсам);
‒ наличие богатой цифровой среды для организации образовательного процесса с использованием новых и эффективных технологий, педагогических средств обучения и методических решений с учетом неизбежной тенденции быстрого реагирования на неопределенную и динамичную среду;
‒ создание эффективных моделей непрерывного профессионального развития преподавателей и развитие навыков цифровизации образования.

Для того чтобы непрерывное образование стало образом и постоянной нормой жизни, необходимо развивать системы онлайн-образования и менять отношение общества к обучению.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании преследует следующие педагогические задачи [2]:

1. Повышение эффективности и качества образовательного процесса образовательного процесса на всех уровнях за счет использования современных цифровых технологий и роста грамотности во владении педагогами и учащимися информационно-коммуникационными технологиями.

2. Развитие личности учащихся, различных видов мышления и коммуникативных навыков и создание условий для их комфортной жизни в обществе нового типа.

3. Стимулирование познавательной активности и углубление междисциплинарных связей за счет увеличении объема информации и оптимизации доступа к ней.

4. Формирование информационной культуры и развитие навыков и компетенций в обработке больших объемов информации и моделировании задач и ситуаций.

5. Совершенствование информационно — методического обеспечения образовательной деятельности.

6. Развитие умения предоставлять учебную информацию через использование цвета, графики, звука и всех современных визуальных приемов для моделирования реальных ситуаций в учебном процессе.

7. Мотивация учащихся к обучению. Так как современное поколение с раннего возраста подвержено цифровизации в различных сферах жизни и использование различных электронных устройств является для них повседневным явлением, использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе свидетельствует о том, что современный преподаватель идет в ногу со временем и мотивирует своих учеников. Цифровые технологии помогают обучающимся участвовать в учебном процессе, максимально раскрывают их способности и стимулируют их умственную деятельность [5].

8. Совершенствование управления обучением, за счет качественного изменения контроля за учебной деятельностью и ее результатами, обеспечения гибкости в управлении учебным процессом.

Система подготовки преподавателей к работе в современной цифровой образовательной среде пока находится в стадии формирования.

Оптимизация использования в учебном процессе в российских образовательных учреждениях цифровых технологий должна рассматривается не только со стороны увеличения количества компьютеров и проекторов для подготовки и демонстрации учебных материалов, но и с точки зрения дистанционного образования и технологий электронного обучения.

Таким образом, цифровой трансформации в образовательном процессе положительно влияет на личность обучающихся и создает более комфортные условия для преподавателей.

Важным источником оптимизации цифровой трансформации в образовательной среде являются специалисты, хорошо подготовленные в области информационных технологий.

С одной стороны, требования к их подготовке включены в профессиональные стандарты преподавателей, а с другой — требуют углубленного понимания их технических компетенций и методической подготовки преподавателей к работе в среде электронного обучения.

Существующий сегодня уровень развития инфраструктуры пока недостаточен для полной цифровой трансформации образовательного процесса. В связи с чем, необходимо оптимизировать меры по государственной поддержке образовательных учреждений в области внедрения информационно-коммуникационных технологий, которые являются частью цифровой экономики и полноценно участвуют в формировании экономики через образование.


Список литературы

  1. Дорофеева Т.В. Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://itsch.ru/formirovanie-cifrovoj-sredy-fgos.
  2. Гречушкина Н.В. Педагогическое общение в электронной информационно-образовательной среде: учебное пособие/ Н. В. Гречушкина, Н. В. Мартишина. – М.: Русайнс, 2020. — 179 с.
  3. Никулова Г.А. Стилевые проявления при обучении в условиях информатиза¬ции и цифровизации образования: монография/ Г. А. Никулова, Л. Н. Боброва. – М.: ИНФРА-М, 2019. — 173 с.
  4. Ретинская Д.В. Технологии медиаобразования как средство достижения метапредметных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое пособие / Д.В. Ретинская. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2018. – 57 с.
  5. Щипицина Л.Ю. Информационно-коммуникационное пространство гуманитарного образования: учебное пособие/ Л.Ю. Щипицина, Е.И. Воробьева. – М.: ФЛИНТА, 2019. — 238 с.