ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РФ И ФРГ: СРАВНЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

№7,

Юридические науки

Гребнева Анастасия Сергеевна


Ключевые слова: ФРГ; РФ; ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ; ПАРТИЯ; ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ; GERMANY; THE RUSSIAN FEDERATION; PUBLIC ASSOCIATIONS; THE PARTY; THE TRADE UNION.


Аннотация: В данной статье проводится сравнительный анализ общественных объединений РФ и ФРГ. Анализ проводится на основе главных законодательных источников данных стран — Конституций.

В любом демократическом государстве, в частности Российской Федерации и Федеративной Республике Германия, важнейшим институтом в государственной и общественно-политической жизни являются политические партии, ассоциации, союзы. Существование демократического общества невозможно без политических партий, именно они призваны помогать народу участвовать в политической жизни страны и реализовывать свои интересы.

Необходимо отметить что в основе законодательства РФ и ФРГ лежат международные акты: «Международный пакт о гражданских и политических правах» декларирует право каждого человека на свободу ассоциаций с другими людьми. [1]

Одним из важных признаков общественных организаций является добровольность. Вступление, в какую-либо ассоциацию осуществляется только на добровольной основе, данная норма закрепляется во Всеобщей декларации прав человека. [2] Гарантирование свободы и ограничение деятельности общественных объединений также осуществляются согласно принципам и нормам международного права.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не должны ограничивать свободу объединения, в частности основание общественного объединения должно быть полностью свободным, без предварительного разрешения. Гражданам, выступавшим с инициативой создания объединения и решившим выступить учредителями объединения принадлежит: выбор вида и организационно-правовой формы общественного объединения, определении целей его деятельности.

Все перечисленные выше ценности прописаны и в основном законе ФРГ. Из статьи 21 Конституции Германии 1949 г. видно, что политическим партиям отводится очень важное место как для одного из звеньев формирования политической воли народа [3]. В Конституции отмечается что партии могут свободно образовываться, но при этом их внутренняя структура должна соответствовать демократическим принципам.

В основном законе РФ в ст. 30 так же прописано право каждого на объединение, отмечается и то, что свобода деятельности общественных объединений гарантируется. В Конституции РФ отмечен принцип свободы вступления в любое объединение, никто не может быть принужден к пребыванию в нем. [4]

Однако необходимо признать, что разумные ограничения все же должны существовать и быть реализованы на практике. «Международный пакт о гражданских и политических правах» закрепляет случаи ограничения права на свободу ассоциации, к ним относится: случаи, предусмотренные законом и которые необходимы в интересах общественного порядка, безопасности, охраны нравственности населения и здоровья для защиты прав и свобод других лиц. [1]

Разумные ограничения имеют место как в законодательстве ФРГ, так и в конституции РФ. Германская Конституция закрепляет «Партии, которые по своим целям или поведению своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя либо устранить его или поставить под угрозу существование Федеративной Республики Германии, неконституционны. Вопрос о неконституционности решает Федеральный конституционный суд» [3]

В Конституциях обеих стран уделяется внимание возможности создания профессиональных союзов. Но необходимо отметить что в Конституции Германии более детально прописано данное право «Право создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономических условий гарантируется каждому и представителям всех профессий», кроме этого отмечается что никто не может применять меры для затруднения деятельности союзов.

Таким образом, можно сделать вывод что в Конституциях обеих стран нашли свое отражение международные пакты по правам человека, в частности: «Международный пакт о гражданских и политических правах». Отражен основной принцип добровольность создания и вступления в партии и союзы и указывается на обязательную демократическую сущность. Необходимо отметить что в Конституции РФ указывается «какое-либо объединение», тогда как в Конституции Германии есть отдельные статьи по политическим партиям и профессиональным союзам. Необходимо отметить что законодательство ФРГ, относительно общественных объединений, является наиболее развернутым и может выступать хорошим опытом для Российской Федерации.


Список литературы

  1. «Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. [Электронный ресурс] // Компания «Консультант Плюс». — Электрон. дан. — [М.]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531/ (дата обращения: 19.11.2016).
  2. «Всеобщая декларация прав человека» Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] // Компания «Консультант Плюс». — Электрон. дан. — [М.]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 10.11.2016).
  3. Основной закон Федеративной Республики Германии [Электронный ресурс] // URL: https://legalns.com/download/books/cons/germany.pdf (дата обращения 17.05.17)
  4. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ // Рос. газ. – 2009. – 21 янв.